социализм еврейский
СОЦИАЛИ́ЗМ ЕВРЕ́ЙСКИЙ, еврейские движения и партии, считающие социалистическое преобразование общества совместимым с национальным освобождением еврейского народа либо необходимым условием этого освобождения. К еврейскому социализму не относится участие евреев в социалистических движениях, не преследовавших специфически еврейских целей (см. Социализм).
Содержание:
Введение Россия Восточная Европа Центральная Европа
Великобритания США и Канада Эрец-Исраэль Молодежные движения Еврейский социализм и коммунизм
Значение еврейского социализма
1. Введение. Еврейский социализм возник как объединение двух различных движений: социалистического и национально-освободительного. Идеология еврейского социализма отражала своеобразные условия жизни еврейских масс в странах Восточной Европы: Австро-Венгрии (главным образом Галиция, Буковина, Карпатская Русь и другие области) и России (главным образом в черте оседлости). Еврейский социализм распространился затем в других странах диаспоры (Великобритания, Соединённые Штаты Америки, страны Латинской Америки и др.), а также в Эрец-Исраэль. На идеологии еврейского социализма отразились различные течения социалистической мысли, представленной на рубеже 19 в. и 20 в. главным образом марксизмом, а также немарксистским социализмом (в России прежде всего народничеством). Идеи разных течений социализма нередко объединялись в еврейском социализме. Разные течения еврейского социализма отличались друг от друга своим подходом к решению еврейского вопроса. По отношению к проблеме галута идеология еврейского социализма делилась на две основные группы: 1) сионистскую (По‘алей Цион, Це‘ирей Цион и др.), видевшую в галуте, наряду с другими присущими ему отрицательными сторонами, главное препятствие в борьбе за социализм и улучшение положения еврейских масс; 2) несионистскую, которая считала возможным — или даже желательным — достижение этих целей в диаспоре (например, Бунд). Существовали также промежуточные течения территориализма и автономизма (Сионистская социалистическая рабочая партия, Социалистическая еврейская рабочая партия). Большинство течений еврейского социализма редко ограничивалось рамками одной страны, что порождалось самим фактом рассеяния еврейского народа. Чувство общей национальной принадлежности, общность языка (см. Идиш язык) и культуры, а также сходные условия существования и общие цели борьбы (особенно в Восточной Европе) приводили к тому, что большинство движений еврейского социализма, в том числе молодежных, возникнув в одной стране, вскоре выходили за ее пределы и распространялись в соседних и даже далеких странах (как США, Аргентина, Южная Африка и др.).
На возникновение и развитие еврейского социализма в России и других странах решающее влияние оказали такие конкретные исторические события, как русская революция 1905–1906 гг.; волна погромов в России, в значительной мере инспирированная властями, стремившимися направить недовольство масс против евреев; возникновение сионистского движения (см. Сионизм) в конце 19 в. и его кризис в начале 20 в. в связи со спорами вокруг Уганды плана, приведшими к расколу и появлению территориализма и автономизма; возобновление в начале 20 в. еврейского заселения Эрец-Исраэль.
Предшественником еврейского социализма был М. Гесс, который одним из первых в социалистических кругах стал рассматривать еврейство как национальное, а не только религиозное единство, и высказал идею возрождения независимого еврейского государства, которая осуществится благодаря построению социалистического общества в Эрец-Исраэль. Однако в Германии идеи М. Гесса не привели к возникновению еврейского социализма как общественного движения. Он возник в конце 19 в. – начале 20 в. в Восточной Европе, где еврейство включало массы трудящихся — ремесленников и рабочих, говоривших на идиш и живших в местечках (см. Местечко), в основном в Польше, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике (особенно в Литве), в Бессарабии, а также в Румынии и некоторых частях Австро-Венгрии. К концу 19 в. возникла еврейская интеллигенция (в том числе студенчество), испытавшая влияния русской революционной и социалистической идеологии. Стимулируемое антиеврейской политикой царизма стремление евреев к национальному возрождению нередко реализовывалось не только в форме «палестинофильства» (см. Ховевей Цион) и других видов светского национального движения, но и в рамках революционных кружков. Эта еврейская интеллигенция, детище Хаскалы, выступала против старых (в основном религиозных) традиций и ценностей еврейства; ее радикальная часть принимала идеи социализма — сначала народничества, затем марксизма. Принятие социалистической идеологии часто было признаком и началом ассимиляции, однако иногда еврейские интеллигенты под влиянием этой идеологии и примера социалистического движения других наций (русских, поляков) в России и других странах (Германии, Австро-Венгрии) «открывали», что существуют еврейские трудящиеся (под влиянием марксизма они рассматривались как еврейский пролетариат); это привело некоторых интеллигентов к мысли о распространении среди еврейских трудящихся своего нового учения. Возникновение еврейского светского национального движения и союз радикальной еврейской интеллигенции с еврейскими трудящимися массами создавали условия для возникновения еврейского социализма. Этот союз возник сначала в северо-западной части черты оседлости (в губерниях, соответствующих территориям современной Литвы и Белоруссии), где в городах преобладали еврейские рабочие (главным образом, ремесленники) и еврейская интеллигенция меньше подверглась ассимиляции, чем в Царстве Польском или на Украине, куда еврейский социализм пришел из Литвы, а затем распространился за пределы России, в австрийскую Галицию, в Англию, США, Аргентину и особенно в Эрец-Исраэль.
Первыми идеологами еврейского социализма были А. Либерман, затем — М. Винчевский и Х. Житловский. В журнале «Вперед» (издавался П. Лавровым в Лондоне) Либерман опубликовал в 1875 г. серию статей о еврейском пролетариате. Открыв существование еврейских рабочих в Вильне (см. Вильнюс) и Белостоке, Либерман утверждал, что им, живущим в специфических условиях и говорящим на особом языке, необходима своя организация, которая была бы секцией русского революционного движения. В ответ на обвинение в отходе от социалистического интернационализма Либерман утверждал, что признание особых проблем еврейского пролетариата не имеет отношения к национализму и что он сам не признает понятий типа «еврейство», а верит только в понятия «отдельная личность» и «классы». Либерман открыл существование еврейского рабочего класса и объяснил необходимость создания особой еврейской организации по чисто «практическим» соображениям. Хотя Либерман не пошел дальше этого и не осуществил свои планы в России (в эмиграции в Лондоне ему удалось создать первую в истории организацию еврейских рабочих; см. Социализм. Великобритания), тем не менее он считается пионером еврейского социализма не только потому, что издавал первый еврейский социалистический журнал на иврите (см. Иврит язык) «Ха-Эмет», но и потому, что его идею особых проблем еврейского рабочего движения приняли все идеологи и практики еврейского социализма.
2. Россия. Движения Ховевей Цион и еврейский социализм в России возникли почти одновременно и независимо друг от друга после погромов начала 1880-х гг., развиваясь параллельно и не пересекаясь. Лишь после создания международного сионистского движения в 1890-х гг. (см. Сионизм. Исторический обзор. Возникновение сионизма. Деятельность Т. Герцля в 1896–1904 гг. Становление и развитие движения 1904–17 гг.) появились первые социалистические сионистские организации, которые соединили идеи социализма (уже распространившиеся к этому времени в черте оседлости благодаря деятельности социалистических кружков и Бунда) с сионизмом, влияние которого в России сильно возросло. Возникновение еврейского социализма в России было предварено развитием в черте оседлости социалистических кружков, деятельность которых явилась предысторией не только Бунда, но в известной степени также сионистских социалистических движений. Так, в 1880–90-х гг. в ряде крупных городов Литвы и Белоруссии возникли еврейские социалистические кружки, которые впервые объединили интеллигенцию с рабочими и ремесленниками. Евреи-руководители кружков были русифицированы даже больше, чем Либерман, который сохранил черты просветителя, приверженца Хаскалы и издавал журнал на иврите. Среди руководителей кружков были и народники, и марксисты. Еврейских социалистов больше привлекал марксизм (классическое народничество возлагало надежды прежде всего на крестьян, которых практически не было среди еврейского населения черты оседлости), но еврейский социализм не мог стать и чисто марксистским движением, так как промышленный пролетариат был в черте оседлости незначительным меньшинством. Течения еврейского социализма сохранили в своей идеологии черты немарксистского социализма, который хотел выступать от имени всех трудящихся, а не только наемных рабочих.
Кружки должны были стать школой социализма, готовящей кадры профессиональных революционеров. Еврейские рабочие, участники кружков, как правило, не знали русского языка и должны были начинать с его изучения, а затем изучать экономику, художественную литературу и даже естественные науки, так как цель обучения, в соответствии с русской революционной традицией, заключалась в том, чтобы сделать из них «классово сознательных» борцов за социализм. Кружки были еврейскими по необходимости, а не как следствие стремления создать независимое еврейское социалистическое движение; идея создания такового на базе кружков по подготовке кадров для русской революции возникла лишь тогда, когда кружки стали превращаться в профессиональные организации. В начале 1890-х гг. возник кризис в развитии кружков: вместо того, чтобы стать школой социализма, они нередко использовались евреями лишь для получения образования, позволяющего избежать нищенского существования неквалифицированного рабочего. Одни бывшие члены кружков эмигрировали, другие стали студентами, третьи открыли собственные лавочки, мелкие мастерские и т. п., превратившись таким образом, с точки зрения руководителей социалистических кружков, в мелких буржуа. В поисках выхода из тупика интеллигенция, руководившая кружками, сделала ставку на экономические интересы народных масс — идея, подсказанная отчасти собственным опытом еврейских стачек, а отчасти — примером русского и польского социалистических движений. Таким образом, кружки изменили свою направленность на организацию экономической борьбы. Интеллигенция поняла, что классовое сознание формируется не путем изучения экономики, а в суровой школе забастовочного движения, которое показало бы рабочим взаимосвязанность хозяев предприятий и политического режима. Был выдвинут лозунг: «Через экономику к политике».
Переход к экономической борьбе потребовал идеологического обоснования необходимости создания особой еврейской социалистической организации. Это было сделано А. Кремером, Ш. Гожанским (1867–1943) и Л. Мартовым. Их работы стали идеологической и организационной платформой основанного в 1897 г. в Вильне Всеобщего еврейского союза рабочих в Литве, Польше и России (см. Бунд). Новая идеология и еврейское социалистическое (и профсоюзное) движение встретились с упорным противодействием со стороны русских марксистов, которые, создав в 1898 г. при участии представителей Бунда Российскую социал-демократическую партию (РСДРП), отказались допустить существование в ее рамках какой-либо автономной еврейской организации.
В конце 19 в. – начале 20 в. руководство еврейского социализма выдвинуло идею существования связи между социальной миссией еврейского пролетариата как борца за социализм и его национальной ролью как защитника прав еврейского народа. Жесткая позиция РСДРП, не желавшей принять федеративный принцип организации по национальному признаку, волна погромов, конкуренция еврейских сионистских социалистических движений (см. ниже) объясняют отход Бунда от полного отрицания еврейских национальных интересов и выдвижение в 1903–1905 гг. требования культурно-национальной автономии. Требование обосновывалось тем, что еврейский пролетариат является носителем не только миссии социалистического переустройства общества, но и еврейской национальной традиции, противником ассимилированного (русифицированного или полонизированного) класса крупной и средней еврейской буржуазии в России. Понимание этого стало складываться у еврейских социалистов лишь тогда, когда они впервые соприкоснулись с массой еврейских трудящихся, языком общения которых был идиш. После поражения революции 1905 г. Бунд, который перешел на полулегальное положение, в значительной мере ограничил свою деятельность культурно-просветительской работой на языке идиш, демонстрируя подчеркнутый интерес к идиш как к языку еврейских трудящихся масс России. Необходимость агитации выдвинула новых руководителей, которые в меньшей степени, чем их предшественники, подверглись русификации и были ближе к массам. Бунд вскоре перешел от концепции, согласно которой особая еврейская организация оправдана главным образом с практической точки зрения, к теории, гласящей, что еврейский народ (представленный его пролетариатом) имеет свой язык и свою культуру, которые необходимо развивать. Требуя для евреев национальных прав, главным образом права на развитие культуры на языке идиш, Бунд становился главной партией еврейского рабочего класса, опережая своих идеологических соперников, в особенности приверженцев социалистического сионизма, а также несоциалистического автономизма. Однако незадолго до 1-й русской революции гегемонии Бунда бросили вызов альтернативные течения еврейского социализма. Еще в конце 19 в. Х. Житловский сформулировал идеи социалистического автономизма, отличного не только от автономизма С. Дубнова, но и от принципа персональной автономии, усвоенного Бундом. Он выступал против сионизма, но после Кишиневского погрома (см. Кишинев) стал склоняться к территориализму. Провозвестником, а затем участником сионистского течения в еврейском социализме был Н. Сыркин.
Первые кружки По‘алей Цион, возникшие в черте оседлости в 1901–1903 гг., в своей критике Бунда исходили из принципа, что еврейский рабочий класс — это не настоящий пролетариат и он не способен превратиться в настоящий пролетариат, так как сама диаспора делает невозможным нормальное существование евреев. Еврейский вопрос может быть решен только путем концентрации еврейского населения на определенной территории, где можно будет создать настоящий пролетариат и вести классовую борьбу за создание еврейского социалистического общества. Такая территориальная концентрация будет достигнута не как следствие волевого акта еврейского народа, к которому призывал Т. Герцль, а как неизбежный результат деятельности еврейского пролетариата. Сионистам-социалистам, придерживавшимся марксистской теории, трудно было принять ориентацию «буржуазного» сионизма на Эрец-Исраэль, так как она казалась им мистической и неподтверждаемой научным социальным анализом. Идеолог партии По‘алей Цион Б. Борохов пытался оправдать выбор территории Эрец-Исраэль с помощью марксистского детерминизма. Группы сионистов-социалистов, включая марксистов, полумарксистов и народников, разъединяло отношение и к другим проблемам: к предпочтению языка иврит или идиш, к участию в работе в диаспоре, в том числе в русском революционном движении, и т. п.
Во время 1-й русской революции в результате расхождений по принципиальным вопросам возникли три партии: партия По‘алей Цион, ориентировавшаяся на Эрец-Исраэль, Сионистская социалистическая рабочая партия, которая, несмотря на свое название, придерживалась идеи территориализма, и Социалистическая еврейская рабочая партия (сеймисты), которая проповедовала идею автономизма и призывала к развитию еврейской национальной жизни в диаспоре под эгидой общеевропейского парламента (сейма), пока не созреют условия для территориального решения. Эти партии (подробно см. ниже) представляли серьезную угрозу гегемонии Бунда. В отличие от Бунда, они вынуждены были преодолевать противоречия между борьбой за конечную цель и необходимостью борьбы в диаспоре за национальные права и улучшение экономических условий жизни еврейских масс.
Вскоре обнаружилось, что деятельность Бунда и двух партий, выросших из движения По‘алей Цион (сеймисты и территориалисты), во многом совпадает. Объективная ситуация привела также к тому, что все три партии включились в борьбу за национально-культурную автономию. Поэтому, несмотря на теоретические разногласия руководства этих партий, различия между ними все более стирались. И бундовцы, и сеймисты, и территориалисты сотрудничали в деле организации школ с преподаванием на идиш, которые все они считали главным средством создания еврейской культурно-национальной автономии. Стирание различий между партиями еврейского социализма привело к тому, что после революции 1917 г. сеймисты и социалисты (территориалисты) слились в Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию. После большевистского переворота 1917 г. все партии, вышедшие из движения По‘алей Цион, были в России постепенно ликвидированы.
Еврейская социал-демократическая партия По‘алей Цион (основана в 1906 г.) носила строго сионистский характер. Ее идеологом и лидером был Б. Борохов. Из рядов этой партии вышли многие крупные деятели еврейского социализма в Эрец-Исраэль: И. Бен-Цви (в России), Д. Бен-Гурион, И. Табенкин (оба — в Польше). В 1909 г. российская По‘алей Цион вступила во Всемирный социалистический союз По‘алей Цион (Брит оламит) и всемирную Сионистскую организацию, из которой, в отличие от По‘алей Цион других стран (США, Австрии, Эрец-Исраэль), вышла в 1909 г. вследствие своего резкого полевения в годы реакции, когда партия ушла в подполье, а число ее членов, как и членов других партий еврейского социализма в России, резко сократилось. Во время Первой мировой войны главным вопросом для партии было отношение к войне, а после октябрьского переворота 1917 г. — отношение к большевизму. В 1919–20 гг. в По‘алей Цион России произошел раскол: из нее вышла одесская организация, выступавшая за сохранение самостоятельности движения, тогда как левое крыло партии приняло коммунистическую идеологию.
Из общего движения По‘алей Цион, большинство членов которого ориентировалось на Эрец-Исраэль, рано выделилась российская Сионистская социалистическая рабочая партия (основана в начале 1905 г.). Среди ее лидеров были Н. Сыркин, Б. Динур, Б. Кацнельсон и другие. Основным принципом партии с самого начала была признана идея территориализма, так как, по мнению идеологов партии, сущность сионизма заключается в его социально-экономических целях, а не в возрождении еврейской земли, культуры и традиций, а потому «нет органической связи между сионизмом и Палестиной». После того, как партией была отвергнута и идея автономизма, минская группа Возрождение вышла из партии, став затем ядром партии сеймистов (см. ниже). В 1905 г. сионисты-территориалисты вышли из Всемирного союза сионистов, поддержав Еврейское территориальное общество (ЕТО), созданное И. Зангвилом. Территориалисты считали, что экономическое, политическое и национальное угнетение еврейского населения препятствует формированию в его среде подлинного пролетариата, способного стать борцом за социализм. Предпосылкой его формирования должна быть концентрация еврейского населения путем сельскохозяйственного заселения «свободных территорий», на которых будет создан «еврейский национальный экономический организм». Сионисты-социалисты поддерживали революционную борьбу в России. Во время революции 1905 г. партия пользовалась большим влиянием, уступая только Бунду, и активно участвовала в организации еврейской самообороны и в еврейском профсоюзном движении. Ее отделения появились также в Польше. После подавления революции численность членов партии резко упала. В 1915 г. партия впервые проявила положительное отношение к идее автономизма. Сионисты-социалисты были сторонниками развития культуры на языке идиш. После Февральской революции 1917 г. в названии партии слово «сионистская» было заменено на «территориалистская», и была официально принята программа национальной автономии, что открыло путь к слиянию с сеймистами.
Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП), сторонников которой называли сеймистами (от слова «сейм» — еврейский национальный парламент), требовала для евреев статуса национальной группы, которая должна иметь экстерриториальную «персональную автономию». Сеймисты восприняли эту идеологию от Х. Житловского, выдвинувшего идею еврейской автономии еще в 1890-х гг. Существенное влияние на них оказали концепция и практика Социал-демократической партии Австрии. Основой автономии должны были явиться еврейские общины, а высшим органом — еврейский сейм, который будет представлять интересы всего еврейства. Функции и права сейма должно было определить российское Учредительное собрание. Автономия должна была стать предварительным условием создания общееврейского территориального центра в неопределенном будущем. По своей идеологии партия была близка к партии эсеров (см. Социализм. Россия), которые поддерживали идею федерального устройства России на основе национальной автономии. СЕРП участвовала в конгрессах Социалистического Интернационала в качестве подсекции партии эсеров. Как и другие партии еврейского социализма, СЕРП активно участвовала в организации самообороны и придерживалась принципа межпартийной солидарности в еврейских профсоюзах. В годы реакции СЕРП ограничила свою деятельность только интеллигентской средой. Часть ее членов ушла к сторонникам автономизма С. Дубнова — Фолкспартей; другая группа сеймистов во главе с Житловским перед Первой мировой войной развернула деятельность в США. После революции 1917 г. СЕРП слилась с сионистами-социалистами (территориалистами) в рамках Объединенной еврейской социалистической рабочей партии, которая, поддержав сначала независимую Украину, после волны погромов склонилась к союзу с коммунистами, а к 1921 г., после ряда слияний с прокоммунистическими организациями, самоликвидировалась. В Польше некоторые члены партии ушли в Бунд и к коммунистам, а оставшаяся часть просуществовала в качестве еврейской секции Независимой социалистической партии до ее запрета властями в 1937 г.
Движение Це‘ирей Цион, стихийно возникшее в 1903 г., руководствовалось идеями М. Гесса и особенно Н. Сыркина. Оно ставило перед собой задачу возвращения евреев в Эрец-Исраэль и создания там социалистического общества. Основными целями движения были алия, халуцианство (см. Халуцим), заселение Эрец-Исраэль, возрождение иврита, производительный («продуктивный») труд; в диаспоре (в России) ставились также (хотя и в качестве второстепенных целей) задачи борьбы против царского режима и антисемитизма, за интересы рабочих и еврейскую автономию. Отрицая марксистские принципы, в том числе классовую борьбу, движение Це‘ирей Цион в меньшей степени, чем другие течения еврейского социализма, испытывало теоретические затруднения, связанные с согласованием целей сионизма с социалистической идеологией. Руководитель движения И. Шпринцак говорил, что Це‘ирей Цион — «социалисты в будущем», когда будет создано еврейское общество в Эрец-Исраэль, а Н. Сыркин указывал, что завоевание политической власти еврейскими трудящимися в Эрец-Исраэль или на другой территории должно быть следствием создания там экономически мощного сионистского движения. Непосредственным толчком к возникновению движения Це‘ирей Цион послужил погром 1903 г. в Кишиневе, и именно в этом городе состоялись его первые две конференции (1905 и 1906 гг.). Хотя до революции 1917 г. это движение, в отличие от По‘алей Цион, не создало в России партий, оно проводило регулярные конференции и совещания, имело свои органы печати. Состоялись три всероссийские конференции этого движения (1912, Минск; 1917, Петроград; 1920, Харьков). Послереволюционная ситуация и коммунистический переворот привели к распаду движения Це‘ирей Цион России: левое крыло, так называемая Народная фракция, создало Сионистскую социалистическую партию (ЦС.; см. Сионисты-социалисты), а правое крыло («трудовики») объединилось с действовавшей в Эрец-Исраэль партией Ха-По‘эл ха-ца‘ир во всемирную организацию (с 1922 г. — Хит’ахадут). Движение Це‘ирей Цион, как и По‘алей Цион, приобрело всемирный характер. Особое внимание оно уделяло созданию молодежных халуцианских движений.
3. Восточная Европа. В период между двумя мировыми войнами центром еврейского социализма стала Польша, включавшая также бывшую австрийскую провинцию Галиция (Западная Украина) и обширные районы, входившие ранее в черту оседлости (Западная Белоруссия), а также территории, принадлежавшие ранее Германии (Познань, Силезия, так называемый Польский коридор). В Польше продолжали существовать партии еврейского социализма, возникшие до и в ходе войны в Австро-Венгрии и России (Бунд, Объединенная еврейская социалистическая партия, По‘алей Цион, Сионисты-социалисты и др.), а также молодежные движения.
Польский Бунд выделился в самостоятельную партию на конференции в Люблине в 1917 г., а в 1920 г. на общепольском съезде в Кракове он слился с возникшей в Австро-Венгрии до войны Еврейской социал-демократической партией. В межвоенный период Бунд стал самой крупной и влиятельной партией еврейского социализма в Польше, участвовал в общенациональных и муниципальных выборах, организовывал еврейские профсоюзы и сеть школ с преподаванием на идиш. Несмотря на готовность принять ряд пунктов коммунистической программы, польский Бунд остался самостоятельной социалистической партией. В 1930 г. он присоединился к Социалистическому Интернационалу. Бунд организовал собственное молодежное движение «Цукунфт» и детскую организацию «Скиф». Бунд постоянно боролся с сионизмом и еврейскими религиозными кругами, однако сотрудничал с сионистскими социалистическими партиями, в частности с блоком По‘алей Цион — Ц-С (сионисты-социалисты), на выборах в сейм (1930). Укреплению положения Бунда содействовала и растущая популярность левых идей в среде евреев вследствие ухудшения их экономического и политического положения. Несмотря на неудачу усилий Бунда улучшить условия жизни еврейских рабочих, наибольших успехов, в особенности на муниципальных выборах, Бунд добился в 1936–39 гг. Он боролся против антисемитизма в Польше, внес важный вклад в организацию еврейской самообороны, а после захвата Польши Германией принял активное участие в сопротивлении антинацистском. Один из представителей Бунда, Ш. Зигельбойм, вошел в состав польского правительства в изгнании в Лондоне. Однако Бунд свои самые крупные успехи на местных выборах (в Варшаве, Лодзи и других городах) одержал всего за несколько лет до вторжения в Польшу нацистской Германии, уничтожившей восточноевропейское еврейство и самую крупную еврейскую социалистическую партию, которая видела решение еврейского вопроса только в диаспоре.
В Польше продолжали действовать сионистские рабочие партии и движения, ликвидированные в 1920-х гг. в Советском Союзе: По‘алей Цион, Це‘ирей Цион и др., а также молодежные халуцианские движения Хе-Халуц ха-ца‘ир (см. Хе-Халуц), Гордония и другие. Эти партии пережили ряд расколов и слияний. Так, раскол По‘алей Цион на левую и правую фракции (1920) из-за разногласий по вопросу о присоединении к Коминтерну привел к тому, что в Польше левые По‘алей Цион оказались большинством, а правые — меньшинством, по численности уступавшим сионистам-социалистам (Ц-С). Левые По‘алей Цион, в свою очередь, раскололись на идишистскую прокоммунистическую фракцию (хотя Коминтерн отказался принять ее в свои ряды) и правую, отстаивавшую язык иврит и политически близкую к так называемому «двухсполовинному» (Венскому) Интернационалу (см. также По‘алей Цион).
Правые По‘алей Цион объединились с сионистами-социалистами (Ц-С, левое крыло Це‘ирей Цион) в 1925 г., через шесть лет после того, как выходцы из этих двух партий в Эрец-Исраэль образовали в 1919 г. единую партию Ахдут ха-‘авода. Объединенная партия получила название По‘алей Цион — Ц-С.
Це‘ирей Цион — Хит’ахадут (правая фракция Це‘ирей Цион) объединились с партией По‘алей Цион — Ц-С в 1931 г., после объединения Ахдут ха-‘авода и Ха-По‘эл ха-ца‘ир в Эрец-Исраэль. Объединенная партия образовала собственные профсоюзы, так как профсоюзы Бунда являлись органической частью партии.
В Восточной Европе на протяжении многих лет действовали молодежные движения сионистско-социалистической ориентации. Различия между ними объясняются в большей мере их связью с поселенческими движениями в Эрец-Исраэль, чем с партийными разногласиями в диаспоре. С Объединенной партией были связаны молодежные движения Дрор и Хе-Халуц ха-ца‘ир (оба они были связаны с объединением киббуцов Ха-Киббуц ха-меухад и с течением времени объединились; см. Киббуцное движение), Гордония (связанная с Хевер ха-квуцот), Бусемия (связанная с Тну‘ат ха-мошавим). Движение Нецах возникло в результате раскола движения Ха-Шомер ха-ца‘ир (1930). Движение действовало в основном в России (в подполье) и странах Прибалтики (главным образом в Латвии). Его участники присоединились к объединению Ха-Киббуц ха-меухад.
Движение Ха-Шомер ха-ца‘ир, которое возникло из сионистского скаутского движения, выработало вскоре сионистско-социалистическую идеологию. Оно создало собственное поселенческое киббуцное движение (Ха-Киббуц ха-арци — Ха-Шомер ха-ца‘ир) и не было связано с сионистскими социалистическими партиями в диаспоре. В Эрец-Исраэль Ха-Киббуц ха-арци вместе с По‘алей Цион смол создали в годы Второй мировой войны партию Мапам. Еврейские социалистические движения развивали широкую деятельность в области образования еврейского. Бунд был идейным вдохновителем системы школ с преподаванием на языке идиш (ЦИШО — Централе идише шул-организацие — Центральная еврейская школьная организация). Объединенное сионистско-социалистическое движение было активно в системе образования на иврите (Тарбут). Бунд и объединенное сионистское движение издавали ежедневные газеты на идиш (Бунд — «Фолксцайтунг», объединенное движение — «Дос ворт»). Бунд, По‘алей Цион, Це‘ирей Цион, Нецах, сионистские молодежные движения, существовавшие в этот период также в странах Прибалтики (главным образом в Литве), были уничтожены в 1940 г., когда эти страны были присоединены к Советскому Союзу.
4. Центральная Европа. До Первой мировой войны вне Российской империи наибольшее влияние еврейский социализм имел в Галиции, где идеи Бунда оказали влияние на возникновение несионистского течения еврейского социализма. Сионистское социалистическое движение также получило распространение в Галиции, где еще худшие, чем в черте оседлости, экономические условия сочетались с гораздо более мягким, чем в России, политическим режимом. Столица Австро-Венгерской империи Вена, центр притяжения для еврейской интеллигенции Австрии, стала важным центром По‘алей Цион, тогда как влиянию Бунда препятствовало отсутствие там еврейского пролетариата. Наиболее крупным движением еврейского социализма в Австро-Венгерской империи в этот период была Еврейская социал-демократическая партия (ЕСДП), австрийский аналог Бунда, основанная в 1905 г. вопреки сопротивлению Польской социал-демократической партии Галиции, в том числе ее членов-евреев, не желавших допустить применение национального принципа внутри этой партии. Членство в ЕСДП для рабочих было коллективным, через профсоюзы; интеллигенты принимались в индивидуальном порядке. 2-й съезд партии (Львов, 1906) выдвинул требование национально-культурной автономии для евреев, вызвавшее критику О. Бауэра (см. Социализм). В 1910 г. партия внесла в свою программу требование (поддержанное По‘алей Цион Австрии) официального признания языка идиш и его преподавания в школах. Созданная позже в Польской социал-демократической партии еврейская секция приняла идею еврейской нации, создав условия для присоединения к ней ЕСДП, которая отказалась при этом от принципа национально-культурной автономии. В 1913 г. независимая ЕСДП была восстановлена, к ней присоединились еврейские социал-демократы Буковины. В 1917 г. в программу партии снова было внесено требование национально-культурной автономии. В 1920 г. ЕСДП слилась с польским Бундом.
В начале 20 в. в Австро-Венгрии возникли также сионистские социалистические партии и халуцианские молодежные движения, в значительной мере под влиянием соответствующих движений в России. На основе союза кружков По‘алей Цион (в Галиции), на которые оказали влияние группа под руководством Н. Сыркина и сионистская группа в Вене под руководством Ш. Капланского и Н. Гросса (1874–1922), в 1904 г. на 1-й конференции была создана австрийская партия (одновременно и профсоюзная группа) По‘алей Цион, которая в 1905 г., на 2-й конференции, присоединилась к сионистской организации Австрии, но признала ее авторитет только в вопросах сионизма, а не рабочего движения; она вступила во всемирную Сионистскую организацию и поддерживала план создания кооперативных поселений в Эрец-Исраэль на основе идей Ф. Оппенхеймера. На 3-й конференции (1906) партия приняла социалистическую программу и название Еврейская социалистическая рабочая партия По‘алей Цион. Она отделилась от Австрийской сионистской организации и потребовала особого статуса во всемирной Сионистской организации, но, в отличие от российской партии По‘алей Цион, не вышла из нее.
В период между двумя мировыми войнами в Австрии и Чехословакии также существовали партии По‘алей Цион, хотя многие сторонники левых взглядов покинули эти партии и перешли к коммунистам. Возникшее в Австро-Венгрии движение Це‘ирей Цион было тесно связано с Ха-По‘эл ха-ца‘ир Эрец-Исраэль. Аналогичное движение в Германии приняло название Ха-По‘эл ха-ца‘ир.
5. Великобритания. Значительная эмиграция евреев из Восточной Европы привела к возникновению еврейского пролетариата в Великобритании, главным образом в лондонском Ист-Энде, который в 1880-х гг. стал важным центром еврейского социалистического и профсоюзного движения (см. Лондон). Оставившая Россию и еще не овладевшая английским языком еврейская интеллигенция, естественно, обратилась к языку идиш как средству пропаганды социалистических идей в среде еврейского пролетариата. Так, М. Винчевский (см. выше) отказался от иврита и стал издавать в Лондоне первую социалистическую газету на идиш «Пойлишер идл». Работы журналистов-социалистов на идиш читали в России и Америке. С самого начала еврейского социалистического движения в Англии центральное значение в нем имела профсоюзная деятельность. Часто еврейскими профсоюзами, основанными в основном социалистами (или анархистами), ограничивалось существование еврейского социализма в Англии. Однако уже накануне Первой мировой войны еврейские профсоюзы начали приходить в упадок вследствие растущей ассимиляции и поглощения рабочих-евреев британскими тред-юнионами. Социалистическая пресса на идиш и еврейские социалистические и анархистские группы, потерявшие своих руководителей и рядовых членов, также оказались в состоянии упадка. Деятельность таких еврейских социалистов, как М. Винчевский, Я. Ромбро (Ф. Кранц), который был делегатом еврейских рабочих Лондона на 1-м конгрессе 2-го Интернационала (1889), и Б. Фейгенбаум (1860–1932), иллюстрирует как значение Лондона в качестве центра еврейского социализма, так и временный характер этого центра. Вскоре главным центром еврейского социализма стал Нью-Йорк, куда переселились и упомянутые выше деятели. Однако движение По‘алей Цион рано создало в Англии свою партию, которая с 1920 г. входит как коллективный член в Лейбористскую партию.
Партия По‘алей Цион в Великобритании много сделала для укрепления традиционной просионистской позиции большей части Лейбористской партии. После создания Государства Израиль партия По‘алей Цион основала организацию «Лейбористы — друзья Израиля», которая активно содействовала формированию произраильской позиции в рядах Лейбористской партии во время ее пребывания как у власти, так и в оппозиции. Некоторые английские политические деятели (например, лорд Б. Дженнер, 1892–?) были социалистами в политической жизни своей страны, но солидаризировались с несоциалистической партией Общие сионисты в Эрец-Исраэль.
6. США и Канада. Еврейские социалисты, прибывшие в США с начала 1880-х гг., начали издавать там социалистические газеты, брошюры и литературу на языке идиш и создавать еврейские профессиональные союзы, объединявшие рабочих, говоривших на этом языке. Эти союзы, социалистические по своей идеологии, противостояли аполитичному тред-юнионизму С. Гомперса и Американской федерации труда. С различными волнами эмиграции в США прибыло много евреев-социалистов из Восточной Европы, в том числе известных бундовцев и социалистических сионистов; они создали свои организации, которые оказывали политическую и материальную помощь еврейским партиям в Восточной Европе и Эрец-Исраэль. Так вместе с ростом удельного веса американского сионизма возрастало и значение американской По‘алей Цион в еврейском рабочем движении, особенно с тех пор, как большинство руководителей этой партии стало вести активную работу в Америке. Столь же важна была и культурно-просветительская деятельность еврейских социалистов в среде говорящих на идиш иммигрантов. В 1900 г. была образована организация Арбетер ринг, объединившая экономическую и культурную деятельность еврейского социализма в США и во всем мире.
В США, как и в России, создание особых еврейских профессиональных союзов и использование языка идиш диктовались прежде всего практическими соображениями. Основное течение еврейского социалистического движения в США, представленное А. Каханом и его газетой на идиш «Форвертс» («Джуиш дейли форвард»), стояло за полную американизацию еврейских масс и переход их с идиш на английский язык, отрицало необходимость национально-культурной автономии для евреев в условиях США. Еврейское рабочее движение в США постепенно утрачивало свой социалистический характер по мере того, как иммигранты усваивали не только язык, но и мировоззрение большинства американских трудящихся. Типична в этом отношении деятельность Д. Дубинского, бывшего бундовца, ставшего одним из лидеров американского профсоюзного движения.
В период между двумя мировыми войнами в еврейском социалистическом и профсоюзном движениях велась ожесточенная борьба между социалистами и коммунистами. Однако самым важным фактором, определившим судьбу еврейского социализма в США, было неуклонное уменьшение численности еврейского пролетариата и отход от языка идиш. Дети еврейских рабочих, как правило, не наследовали профессию своих родителей, а уходили в область интеллектуальной, финансовой, политической и т. п. деятельности, которая зачастую была закрыта для них в странах Восточной Европы. Еврейский рабочий класс оказался недолговечным — он был явлением лишь первого поколения иммигрантов. Отход от языка идиш нанес удар социалистической прессе и культурной деятельности еврейских рабочих организаций. Таким образом идея А. Кахана была осуществлена: еврейское рабочее движение в Америке сделало из членов еврейских социалистических организаций хороших американцев. Но само движение пришло в упадок с достижением этой цели.
Первые группы По‘алей Цион появились в США как ответвление российского движения. Расколы движения в России отразились и на его ответвлении в США. На 1-й конференции (1905) была создана Социалистическая еврейская рабочая партия США и Канады. В 1909 г. территориалисты и сеймисты во главе с Н. Сыркиным присоединились к По‘алей Цион, причем в программу партии были внесены незначительные изменения. Партия основала общество для создания кооперативных поселений и городов-садов в Эрец-Исраэль, делала взносы в сионистские фонды, поддерживала рабочее движение в Эрец-Исраэль. Она создала в США общество взаимопомощи (еврейский национальный рабочий союз) и сеть школ. Во время Первой мировой войны американская партия По‘алей Цион стала центром всего международного движения По‘алей Цион; в этот период по инициативе Н. Сыркина и Б. Борохова партия поддержала идею создания Американского еврейского конгресса, а также молодежное движение Хе-Халуц и добровольное вступление в Еврейский легион.
7. Эрец-Исраэль. Первые партии еврейского социализма — По‘алей Цион и Ха-По‘эл ха-ца‘ир — были основаны выходцами из России, и почти все последующие движения еврейского социализма в Эрец-Исраэль были в той или иной степени связаны с этими партиями, с их развитием, реорганизацией, слияниями и расколами. Партии Эрец-Исраэль оказали также огромное влияние на развитие соответствующих движений в диаспоре, особенно после Первой мировой войны.
Партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир была создана в 1906 г. прибывшими со второй алией (см. Алия) представителями движения Це‘ирей Цион (Ш. Цемах, И. Шохат). Программа партии утверждала, что «необходимым условием реализации сионизма является завоевание евреями всех видов труда в Эрец-Исраэль». В противоположность марксистской идеологии По‘алей Цион, партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир исходила из учения А. Гордона, в котором труд (физический, особенно сельскохозяйственный) рассматривался как высшая ценность, имеющая космический характер и играющая решающую роль в жизни человека и его духовном мире. Лозунг «Завоевание труда» на практике означал борьбу против использования арабского труда в еврейских поселениях, за создание экономического фундамента еврейского общества в Эрец-Исраэль, в котором была бы ликвидирована характерная для диаспоры ненормальная социальная структура еврейства. Члены этой партии стали инициаторами киббуцного и мошавного движения (см. Киббуц; Мошав), организации прессы на иврите в Эрец-Исраэль; они участвовали в охране еврейских поселений, но от организации Ха-Шомер, тесно связанной с партией По‘алей Цион, они были далеки. Партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир выступала против участия в Еврейском легионе, хотя некоторые ее члены, например, Л. Эшкол (Школьник), вступили в его ряды. В Сионистских конгрессах партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир участвовала с 1907 г. В 1919 г. партия отказалась войти в новую партию Ахдут ха-‘авода (см. ниже), так как рассматривала ее как часть всемирного движения По‘алей Цион. В 1920 г., вместе с правым крылом Це‘ирей Цион стран диаспоры, партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир создала всемирное движение Хит’ахадут. В 1920 г. партия присоединилась к Ахдут ха-‘авода в создании Хистадрута, инициатором которого был И. Трумпельдор. Руководитель партии и движения Це‘ирей Цион И. Шпринцак стал первым представителем Эрец-Исраэль в исполкоме всемирной Сионистской организации. После Первой мировой войны одним из идеологов партии был Х. Арлозоров. В 1920-х гг., когда партия По‘алей Цион основала организацию Ха-Киббуц ха-меухад, партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир создала киббуцное объединение Хевер ха-квуцот (1925). С партией были связаны молодежные халуцианские движения, в том числе Гордония. Движение Ха-Шомер ха-ца‘ир считало себя беспартийным, и его связи с Ха-По‘эл ха-ца‘ир не были обязывающими.
Партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир создала собственные отделения в диаспоре, в том числе в Германии, руководителями которого были Г. Ландауэр, М. Бубер и Х. Арлозоров. Бюро партии в Вене после Первой мировой войны сыграло важную роль в организации третьей алии. 21-я конференция партии (1929) приняла решение об объединении с партией Ахдут ха-‘авода в рамках Мапай.
Партия По‘алей Цион Эрец-Исраэль возникла в 1906 г. на основе различных русских групп движения По‘алей Цион; в 1907 г. они сплотились под руководством И. Бен-Цви. Партия По‘алей Цион в Эрец-Исраэль, в отличие от российской, не полагалась на восстание еврейского пролетариата и стихийное возникновение еврейской кооперативной экономики в Эрец-Исраэль; она стала поддерживать конструктивные мероприятия всемирной Сионистской организации и требовать практической деятельности от Всемирного союза По‘алей Цион. Партия также поддерживала вооружение еврейских поселенцев и организацию Ха-Шомер. В 1919 г., после призыва конференции По‘алей Цион к объединению всех рабочих движений Эрец-Исраэль, была создана партия Ахдут ха-‘авода на базе По‘алей Цион во главе с Д. Бен-Гурионом и И. Бен-Цви и непартийного Союза сельскохозяйственных рабочих (см. Хистадрут ха-‘овдим ха-клалит ха-хадаша), а также влиятельной внепартийной группы во главе с Б. Кацнельсоном и некоторыми членами Ха-По‘эл ха-ца‘ир. Так как лишь меньшинство членов Ха-По‘эл ха-ца‘ир присоединились к Ахдут ха-‘авода, то для сотрудничества в трудовых вопросах в 1920 г. была создана Всеобщая федерация еврейских рабочих Эрец-Исраэль (Хистадрут), где Ахдут ха-‘авода заняла доминирующее положение. Партия стала также ведущей силой в выборных органах ишува. Ее главной целью оставалось объединение всех сионистских социалистических движений страны. Эта цель была частично достигнута в 1930 г., когда была создана объединенная партия Мапай. Вне ее остались По‘алей Цион смол (левые; небольшая группа из левых По‘алей Цион присоединилась к Мапай спустя несколько лет) и Ха-Шомер ха-ца‘ир.
Развитие еврейского социализма в Эрец-Исраэль и в Государстве Израиль, особенно его левого крыла, характеризуется многочисленные расколами и слияниями. В 1923 г. была восстановлена партия По‘алей Цион смол в Эрец-Исраэль, основу ее составили группа А. Ревуцкого и бывшие члены российской партии По‘алей Цион. Эта партия требовала включения арабских рабочих в Хистадрут и отделения профсоюзов от кооперативных предприятий. В 1923 г. польская партия По‘алей Цион также создала свое отделение в Эрец-Исраэль. В 1924 г. обе группы объединились, а в 1928 г. левая По‘алей Цион снова раскололась из-за разногласий по вопросам о языке (иврит или идиш) и об отношении к Советскому Союзу. После воссоединения в 1931 г. партия снова раскололась в 1934 г. из-за разногласий по вопросу об отношении к молодежным халуцианским движениям, в том числе к Хе-Халуц. Дальнейшие разногласия в партии вызваны отношением к Второй мировой войне, однако они были устранены вступлением в войну Советского Союза. В 1944 г., после устранения раскола в своих рядах, левые По‘алей Цион объединились с Ха-Шомер ха-ца‘ир в Левый фронт на выборах в руководящие органы ишува (Асефат нивхарим и Ва‘ад леумми). Движение Ха-Шомер ха-ца‘ир вместе с его городскими сторонниками (Социалистическая лига, основанная в 1936 г.) и несколькими членами По‘алей Цион смол образовали в 1946 г. партию Ха-Шомер ха-ца‘ир. Оппозиционная фракция (Си‘а Бет) откололась в 1944 г. от партии Мапай и образовала партию Тну‘а ле-Ахдут ха-‘авода, которая объединилась в 1945 г. с По‘алей Цион смол в партию Ахдут ха-‘авода — По‘алей Цион. В 1948 г. эта партия объединилась с Ха-Шомер ха-ца‘ир, образовав Мапам, однако небольшая группа ее членов образовала собственную партию, вскоре присоединившуюся к Мапай. Подавляющее большинство членов Ахдут ха-‘авода — По‘алей Цион покинуло Мапам из-за идеологических расхождений в августе 1954 г. и восстановило собственную партию.
Из-за критики, которой партия Мапам подвергла Пражский процесс (см. Сланского процесс), левая группировка во главе с М. Сне вышла из Мапам, и часть ее вступила в Коммунистическую партию (Маки; см. Коммунистическая партия в Израиле. Новая партия Ахдут ха-‘авода образовала блок (ма‘арах) с партией Мапай. На этой почве и в связи с так называемым делом П. Лавона большая группа членов Мапай вышла из партии и основала партию Рафи во главе с Д. Бен-Гурионом (1965). В 1968 г. в результате объединения партий Мапай, Тну‘а ле-ахдут ха-‘авода и Рафи была создана Израильская партия труда. Мапам вступила в блок (см. Ма‘арах) с Израильской партией труда (1969), но в 1984 г. вышла из Ма‘араха и с двумя несоциалистическими партиями (Шиннуй и Движение за права гражданина создала блок Мерец. О партиях еврейского социализма в Государстве Израиль см. также Израиль. Политическая жизнь, партии; Израильская партия труда; Израильское рабочее движение; Мапай; Мапам; Рафи; Тну‘а ле-ахдут ха-‘авода.
8. Молодежные движения. Отличительной чертой еврейского социализма до и после Первой мировой войны был подъем халуцианских молодежных движений в России, Австро-Венгрии (после войны в Австрии, Чехословакии и др.), Германии, Польше, странах Прибалтики, Румынии. Их идеология базировалась преимущественно на немарксистском социализме (в России — на народничестве). Из молодежных движений лишь Ха-Шомер ха-ца‘ир придерживался марксистской идеологии и то лишь в течение короткого периода. Разочаровавшись в Советском Союзе, Ха-Шомер ха-ца‘ир пересмотрел свою идеологию. Партия Мапам официально не отказалась от марксизма, но на практике отошла от его принципов и вступила в блок с несоциалистическими партиями (см. выше). На возникновение и развитие молодежных течений большое влияние оказали движения Це‘ирей Цион и Ха-По‘эл ха-ца‘ир в Восточной и Центральной Европе и Эрец-Исраэль, хотя молодежные организации старались сохранить непартийный характер и получали поддержку от нескольких сионистских социалистических партий, в том числе от По‘алей Цион.
Халуцианское движение возникло в России в начале 20 в., однако наибольший размах оно получило после революции 1917 г. По призыву А. Гордона, И. Виткина и А. М. М. Усышкина стали создаваться группы из молодых холостых рабочих для подготовки к алие. Аналогичные группы возникли в США и других странах. Их поддерживало движение Це‘ирей Цион, которое включило в свою программу задачу организации халуцим и подготовки их к алие. На 2-м Всероссийском съезде Це‘ирей Цион (Петроград, 1917 г.) была принята резолюция о воспитании еврейской молодежи в духе халуцианства и организации групп Хе-Халуц, которые должны стать основой еврейской национальной жизни в Эрец-Исраэль. Учредительный съезд организации Хе-Халуц (1918, Харьков), созванный по инициативе И. Трумпельдора (с 1919 г. председатель организации), сформулировал ее задачи в брошюре «Хе-Халуц» (1918). В члены организации принимались лица с 18 лет, признающие иврит своим национальным языком и готовящиеся поселиться в Эрец-Исраэль. Хе-Халуц объявил себя непартийной сионистской организацией, которая принимает еврейскую рабочую молодежь, желающую жить в Эрец-Исраэль своим трудом; задачей движения была признана подготовка его членов к жизни в Эрец-Исраэль (также помощь в переезде и абсорбции в стране), а конечной целью — создание суверенной еврейской нации в Эрец-Исраэль. В условиях коммунистического режима произошел раскол организации Хе-Халуц на «легальную» и «нелегальную» фракции. Легальная фракция поддерживала еврейские сельскохозяйственные поселения в России (см. ОЗЕТ), нелегальная — продолжала деятельность на сохранившихся базах (в Крыму, Белоруссии и др.). В 1928 г. Хе-Халуц лишился официального статуса. Остатки движения просуществовали до 1934 г.
В 1920–30-х гг. движение распространилось в других странах, в том числе в Польше, странах Прибалтики, Румынии, через них уезжали из России члены Хе-Халуц. С запретом движения в Советском Союзе его центр переместился в Польшу. В 1921 г. был создан Всемирный союз Хе-Халуц с центром в Варшаве. Программа движения сводилась к трем задачам: организационная деятельность, подготовка к алие (хахшара) и алия. Польское ответвление движения получило название Хе-Халуц ха-ца‘ир. Оно поддерживало связь с другими сионистскими молодежными движениями (Ха-Шомер ха-ца‘ир, Гордония и др.). В Польше, Прибалтике и Румынии, как и другие сионистские движения, Хе-Халуц был уничтожен нацистами и коммунистами.
Движение Ха-Шомер ха-ца‘ир возникло в 1916 г. в Галиции в результате объединения Це‘ирей Цион и еврейского бойскаутского движения Ха-Шомер. Главное влияние на движение оказали социалистические (немарксистские) сионистские идеи А. Гордона и И. Х. Бреннера, организация И. Трумпельдора и Ха-Шомер в Эрец-Исраэль, а также принципы немецкого молодежного движения «Перелетные птицы» и некоторые философские течения начала 20 в., призывавшие к «переоценке ценностей». Движение Ха-Шомер ха-ца‘ир основывалось не на марксистской идеологии, а на принципе волюнтаризма, делая упор на «самореализацию» членов движения путем алии. Лишь симпатизируя вначале социализму, Ха-Шомер ха-ца‘ир прошел сложный путь развития и превратился из авангарда романтиков-идеалистов в марксистское движение, базирующееся на организационной структуре объединения Ха-Киббуц ха-арци (см. Киббуцное движение), созданного этим движением в Эрец-Исраэль в 1927 г.
После революции 1917 г. молодежное движение возникло также в России (см. ниже). Оно также существовало в Польше, Литве, Австрии; в 1924 г. был создан Всемирный союз Ха-Шомер ха-ца‘ир, который сотрудничал с киббуцами этого направления. В 1924–27 гг. были созданы отделения в Чехословакии, США и Канаде, Бельгии, Болгарии и других странах. Создание Ха-Киббуц ха-арци резко усилило влияние израильского отделения на движение в диаспоре. Группы Ха-Шомер ха-ца‘ир возникли в ряде стран Западной Европы и Африки. Во время Второй мировой войны члены движения вместе с участниками других еврейских социалистических движений (а также с несоциалистическим Бетаром и несионистами-коммунистами) активно участвовали в антинацистском Сопротивлении, в частности в Польше. В послевоенный период члены движения преподавали в лагерях для перемещенных лиц и для ма‘пилим (см. Иммиграция «нелегальная»). Как и другие сионистские движения, в том числе молодежные, Ха-Шомер ха-ца‘ир в Европе был уничтожен Катастрофой; в послевоенный период главным местом его деятельности в диаспоре стала Латинская Америка.
Израильское объединение Ха-Шомер ха-ца‘ир (создано в 1930 г.) приобрело отчетливую политическую окраску (что наложило отпечаток и на Всемирный союз Ха-Шомер ха-ца‘ир) и стало основой партии Мапам. В странах диаспоры группы Ха-Шомер ха-ца‘ир сохранили свой характер преимущественно молодежных халуцианских организаций. В Северной Америке движение было создано в 1923 г., в Великобритании — в конце 1930-х гг., в Южной Африке — в 1935 г., в Австралии — в 1953 г.
Всероссийская организация Ха-Шомер ха-ца‘ир была создана на тайном съезде в Москве в 1922 г. и испытала сильное влияние марксизма. В 1923 г. движение приняло принцип личной реализации идеи сионизма путем алии и халуцианства. Несмотря на нелегальное положение, движение в 1920-х гг. росло (20 тыс. членов) и в незначительном количестве существовало еще в начале 1930-х гг. Первые халуцим этого движения прибыли в 1924 г. в Эрец-Исраэль, где обнаружились серьезные разногласия между ними и членами движения из других стран. Российские члены Ха-Шомер ха-ца‘ир были против создания Ха-Киббуц ха-арци как особого союза и требовали слияния всех рабочих партий и объединения всех киббуцов в единую федерацию; они также не были согласны с идеологической трансформацией движения Ха-Шомер ха-ца‘ир и превращением его в политическую организацию. В 1930 г. российское движение вышло из Всемирного союза Ха-Шомер ха-ца‘ир и создало новую международную организацию Нецах, включившую членов Ха-Шомер ха-ца‘ир России и стран Прибалтики, затем к ней примкнули члены движения Блау-вайс Австрии, Чехословакии (Тхелет-лаван) и Югославии. Это движение было уничтожено в России коммунистами, а в других странах Восточной, Центральной и Южной Европы — нацистами и фашистами.
В 1923 г. в Галиции, находившейся под властью Польши, возникло молодежное сионистское движение Гордония, в 1928 г. принявшее официальное название Хистадрут ха-но‘ар ха-амамит ха-халуцит Гордония (Народная халуцианская организация молодежи Гордония). В отличие от Ха-Шомер ха-ца‘ир, большинство членов которой составляла учащаяся молодежь, Гордония обратилась к массе еврейского населения Галиции — ремесленникам, мелким торговцам и т. п. Из Галиции движение распространилось на другие области Польши, на Румынию, США и другие страны; к концу 1920-х гг. оно насчитывало около 40 тыс. членов. Гордония ставила перед собой задачи: строительство Эрец-Исраэль, воспитание членов движения в гуманистическом духе, создание трудовой еврейской нации, возрождение культуры на иврите и личный труд. Первые группы членов движения начали селиться в Эрец-Исраэль в 1929 г., создав свою сеть киббуцов, которые объединились в Иггуд Гордония, а в 1933 г. влились в киббуцное движение Хевер ха-квуцот. Гордония объединилась с движением Маккаби ха-ца‘ир, которое возникло как еврейское скаутское движение в Германии и Чехословакии и члены которого начали основывать свои поселения в Эрец-Исраэль в 1932–33 гг. в рамках Хевер ха-квуцот. С 1937 г. Гордония — одно из молодежных движений Эрец-Исраэль, оно слилось с родственными ему движениями. В Эрец-Исраэль действовали молодежные движения: Ха-Но‘ар ха-‘овед (основано в 1926 г.; см. Ха-Но‘ар ха-‘овед ве-ха-ломед); Маханот ха-‘олим (возникло в 1926 г. в гимназии «Герцлия», впоследствии слилось с аналогичными молодежными объединениями Хедеры, Иерусалима и Хайфы, было связано с Ха-Киббуц ха-меухад); Гордония; Маккаби ха-ца‘ир. Движение Ха-Тну‘а ха-меухедет объединилось с движением Ха-Боним (см. ниже). В 1959 г. движение Ха-Но‘ар ха-‘овед объединилось с Ха-Боним — Ха-Тну‘а ха-меухедет в движение Ха-Но‘ар ха-‘овед ве-ха-ломед. Часть Маханот ха-‘олим, связанная с партией Ахдут ха-‘авода, сохранила самостоятельность до объединения трех сионистских социалистических партий в Израильскую партию труда (см. выше). После образования Государства Израиль значение молодежных движений как добровольных организаций в общественной и политической жизни страны уменьшилось. Аналогичные процессы в диаспоре привели к созданию Ихуд ха-боним. К Гордонии примыкали организации Фрайхайт в Аргентине (с 1934 г., после слияния с еврейской бойскаутской организацией — Дрор) и Гордония — Маккаби ха-ца‘ир, объединившиеся с движением Дрор в Ихуд ха-но‘ар ха-халуци, существовавший также в Западной Европе и Северной Африке. В 1958 г. Ихуд ха-но‘ар ха-халуци влился в Ихуд ха-боним. В 1945 г. Гордония — Маккаби ха-ца‘ир и часть молодежного движения Маханот ха-‘олим (см. ниже) объединились и образовали движение Ха-Тну‘а ха-клалит шел ха-но‘ар ха-ломед (Всеобщее движение учащейся молодежи), иначе — Ха-Тну‘а ха-меухедет (Объединенное движение).
Движение Ха-Боним — Но‘ар халуци возникло в Германии в 1933 г. в результате слияния еврейских молодежных организаций Кадима (преемница организации Блау-вайс) и Брит-‘олим. До 1938 г. организация Ха-Боним имела в Германии официальный статус, а после запрета всех еврейских организаций ушла в подполье и готовила еврейскую молодежь к алие. Выходцы из организации Ха-Боним организовывали подготовку к алие во многих странах Западной, Центральной и Южной Европы. В Англии движение возникло в 1928 г.; в 1932 г. оно было официально объявлено сионистской молодежной организацией под эгидой Британской сионистской организации. В США и Канаде движение было создано в 1935 г. в качестве молодежной секции По‘алей Цион (а также друхих халуцианских организаций). Члены движения постоянно поддерживали связь с Эрец-Исраэль. В Южной Африке движение Ха-Боним возникло в 1931 г., в Австралии — в 1941 г. В Эрец-Исраэль оно стало частью Алият ха-но‘ар (см. Алия молодежная) и интегрировалось в стране как Ха-Боним — Ха-Тну‘а ха-меухедет в рамках Ха-Киббуц ха-меухад. В 1941 г. в Кфар-Блюм было создано бюро связи, объединившее Ха-Боним англоязычных стран, которое после войны превратилось во Всемирный союз Ха-Боним, в 1958 г. вместе с другими организациями образовавший Всемирное движение Ихуд ха-боним (см. выше).
Почти все течения или партии еврейского социализма приобретали всемирный характер, создавая свои всемирные организации: Всемирный социалистический союз По‘алей Цион (см. По‘алей Цион), Хит’ахадут, Ихуд олами (создан в 1932 г. после объединения всемирных организаций По‘алей Цион и Це‘ирей Цион); Всемирное рабочее сионистское движение (создано в 1968 г., после объединения израильских рабочих партий в Израильскую партию труда).
9. Еврейский социализм и коммунизм. После октябрьского переворота 1917 г. начался период расколов почти во всех социалистических партиях, в том числе и в партиях еврейского социализма. Присоединение к коммунистическому движению означало отказ от специфически еврейской программы. Бунд после неудачных попыток сохранить свою автономию в виде так называемого Комбунда прекратил свое существование в Советском Союзе (1921). Хотя сионистские социалистические движения просуществовали в Советском Союзе дольше Бунда, к концу 1920-х гг. и они были уничтожены.
Гибель самостоятельных еврейских социалистических партий в Советском Союзе была следствием не только репрессий, но и добровольного перехода многих их членов в компартию, что отражало реакцию еврейских масс на погромы во время гражданской войны (см. Бунд; Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия; По‘алей Цион; Це‘ирей Цион).
Выходцы из разных еврейских социалистических партий составили основные кадры Евсекции. К концу 1920-х гг. Евсекция добилась ликвидации всех движений еврейского социализма в Советском Союзе, а затем была, в свою очередь, ликвидирована как последний оплот еврейской национальной жизни в стране. Раскол произошел и в международных организациях еврейского социализма, в том числе и в движении По‘алей Цион (см. выше), однако левая По‘алей Цион (особенно в Польше), которую не приняли в Коминтерн, продолжала существовать как сионистская партия, слишком левая, чтобы иметь что-либо общее с официальным сионистским движением, и в то же время как революционная марксистская партия, неприемлемая для коммунистов из-за своего сионизма.
10. Значение еврейского социализма. Историческая роль несионистского еврейского социализма неоднозначна. Такие партии, как Бунд и СРП, внесли немалый вклад в улучшение положения еврейских трудящихся в Восточной Европе путем борьбы за их экономические, политические и национальные права, против антисемитизма и неравенства во всех формах. С другой стороны, ведя борьбу против сионизма, эти партии объективно препятствовали не только спасению жизни евреев тех стран, где она оказалась под угрозой (погромы, Катастрофа), но и сохранению евреев как нации, которой даже в демократических странах угрожает ассимиляция.
Основное историческое значение сионистского еврейского социализма в конечном счете заключается в том, что он внес решающий вклад в дело практического возрождения еврейского общества в Израиле. Такое возрождение едва ли было бы возможно без сионистских социалистических партий, которые, основываясь на социалистической идеологии коллективизма, сумели создать в Эрец-Исраэль структуры, реализовавшие сионистскую идею «государства в пути». Были созданы политические структуры, экономические организации и культурные учреждения, без которых было бы невозможно выполнить задачу заселения страны, создания самостоятельной экономики, возрождения языка иврит, культуры и, наконец, независимого еврейского государства.