Стемацкий Авигдор

СТЕМА́ЦКИЙ Авигдор (1908, Одесса, – 1989, Тель-Авив), израильский живописец. С 1913 г. семья Стемацкого жила в Феодосии, а в 1922 г. он с родителями уехал в Эрец-Исраэль. В 1925–26 гг. посещал студию, которую организовали живописец А. Орланд и архитектор Й. Берлин. В 1926–27 гг. учился в школе Бецалель.

В 1928 г. Стемацкий посещал архитектурные классы Техниона в Хайфе. В 1929 г. в Тель-Авиве начал заниматься в живописной студии И. Френкеля, в которой интересовались прежде всего специфическими живописными проблемами и не признавали так называемую тематическую живопись, распространенную в то время в среде художников Эрец-Исраэль. В том же году Стемацкий вместе с другими учениками студии участвовал в выставке группы «Мосад» в помещении театра «Охел». В 1930–31 гг. Стемацкий учился в академиях Гранд-Шомьер и Коларосси в Париже, участвовал в выставках.

После возвращения в Эрец-Исраэль Стемацкий сблизился с группой Ктувим, возглавляемой А. Шлёнским, Э. Штейнманом, Э. Зусманом и живописцами А. Навоном и Д. Хендлером, вошел в Ассоциацию живописцев и скульпторов, во главе которой стоял И. Зарицкий; с 1936 г. Стемацкий начал выставляться с членами Ассоциации (выставка в Бецалель, 1931; Общая выставка художников Ассоциации совместно с Музеем искусства в Тель-Авиве, 1932, и другие). В 1939 г. проходит первая персональная выставка Стемацкого в Музее искусства в Тель-Авиве.

В 1945–48 гг. Стемацкий вместе с И. Штрайхманом руководит студией, в которой учились почти все самые известные израильские художники следующего поколения.

Во время Войны за Независимость Стемацкий был ранен. Вскоре после окончания войны он участвовал в создании группы «Новые горизонты», тяготевшей к «лирическому абстракционизму» — новому направлению в израильской живописи. Начиная с 1950-х гг., Стемацкий был одним из ведущих художников (наряду с И. Зарицким и И. Штрайхманом) этого направления. В 1950–51 гг. и 1960–61 гг. Стемацкий жил в Париже. Он участвовал во многих выставках (Бьеннале в Сан-Паулу, 1955; Венецианская Бьеннале, 1948, 1956; Лондон, 1958; Токио, 1962; Иерусалим, 1967, 1972, 1982; Тель-Авив, 1983, и другие).

Стемацкий много времени отдавал преподавательской работе в Институте искусств Ц. Авни в Тель-Авиве (1952–60, 1962–76), на факультете искусств Хайфского университета (1973 и 1977 гг.).

Свой творческий путь Стемацкий начал как акварелист, и эта техника оставалась основной на протяжении всей его жизни. Первые акварели Стемацкого написаны в манере, свойственной большинству молодых акварелистов его окружения, которые находились под обаянием творчества И. Зарицкого: светлый колорит, построенный на теплых тонах, передающий жаркий, пропитанный солнцем воздух Эрец-Исраэль. Однако уже в этих юношеских работах Стемацкого проявился основной принцип, сохранявшийся в произведениях Стемацкого всегда: сочетание размытых акварельных пятен, обозначающих общую форму, с резко прочерченными конструктивными линиями, которыми строится пространство.

В период своего первого длительного пребывания в Париже Стемацкий был увлечен экспрессивной живописью художников парижской школы и, прежде всего, Х. Сутина. Акварель показалась ему неподходящей для этого стиля, и он начал писать маслом («Почтальон», 1930, компания «Феникс», Тель-Авив; «Пейзаж», 1943, Израильский музей, Иерусалим). Позже Стемацкий, сохраняя присущую экспрессионизму резкую контрастность цвета, написал ряд портретов, в которых чувствуется влияние портретов П. Пикассо («Женщина в шляпе», 1947, коллекция семьи художника). Экспрессионизм Стемацкого — скорее эксперимент, почти научное исследование нового для него способа передачи реальности; в его работах нет страстности экспрессионизма, цветовые контрасты упорядочиваются жесткой и рациональной конструктивностью композиции, чаще всего построенной на вертикалях и горизонталях («Площадь Бограшов», 1943, компания «Феникс», Тель-Авив).

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. Стемацкий вернулся к акварели и создал свои первые абстрактные работы в этой технике («Пейзаж с окном», 1949, коллекция семьи Стемацкого; «Пейзаж с фигурами», 1951, компания «Феникс», Тель-Авив). Стемацкий следует не геометрическому, а «живописному», эмоциональному направлению в абстракционизме; для него обращение к этому направлению в искусстве не дань моде, а логический вывод из его собственного творчества: предпосылки к абстракции существовали в живописи Стемацкого задолго до этого. В основе самых беспредметных композиций Стемацкого всегда лежат впечатления от натуры; кажущийся хаос линий и пятен подчинен строгому порядку; в контекст абстракции нередко вводятся фигуративные элементы, но они резко выделены: на фоне светлых акварельных плоскостей художник тонкой кистью рисует их контур — темной акварелью, иногда карандашом («Пейзаж с фигурой», 1951, компания «Феникс», Тель-Авив).

Начиная с 1960-х гг., Стемацкий обращается к большим размерам; в эти годы его палитра резко высветляется, доминирующим на некоторое время становится голубой цвет («Живопись», 1968, компания «Феникс», Тель-Авив). Художник экспериментирует с различными техниками: это и пастозная масляная живопись, по колориту напоминающая его экспрессионистские работы, и уподобление масляной живописи своим же акварелям («Белая живопись», 1981, Музей искусства в Тель-Авиве), и работы, выполненные масляной пастелью в сочетании с карандашом и акварелью («Абстракция», 1970-е гг., Галерея Ноэми Гив‘он, Тель-Авив).

Смотрите также

Сендрей Альфред

«Сефер-хасидим»

Силезия

Стейнберг Сол

Сыркин Нахман