Стерн Айзек
СТЕРН Айзек (Stern, Isaac; Ицхак; 1920, Кременец, Украина, – 2001, Нью-Йорк, США), скрипач и музыкальный деятель. В 1921 г. родители Стерна эмигрировали в США. В детстве учился игре на фортепиано у матери, в 1930–37 гг. — на скрипке у Н. Блиндера (1889–1965) в консерватории Сан-Франциско, в 1937 г. — у Л. Персингера в Джульярдской школе (Нью-Йорк).
В 11 лет исполнил вместе с Блиндером концерт Баха для двух скрипок в сопровождении симфонического оркестра Сан-Франциско. В 1934 г. дал первый сольный концерт, а в 1936 г. впервые сыграл сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско, в обоих случаях — под управлением знаменитого дирижера П. Монте (1875–1964). В Нью-Йорке дебютировал в 1937 г. Стремительный взлет карьеры Стерна произошел во время Второй мировой войны, когда он многократно выступал перед военнослужащими американских войск в Гренландии, Исландии и на военных базах в Тихом Океане. В те же годы он дебютировал в «Карнегги-холл» (1943) и впервые выступил с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1944, дирижер А. Родзинский, 1892–1958). Впоследствии Стерн сыграл с этим оркестром более 80 раз, больше, чем все другие скрипачи. В 1948 г. дебютировал в Европе, выступив на Люцернском фестивале (Швейцария), после чего слава Стерна вышла за пределы Америки. Расцвет исполнительской деятельности Стерна приходится на 1950-е гг., когда он активно гастролирует по многим европейским странам, СССР, Австралии, Японии, странам Южной Америки. Он принципиально отказывался выступать в Германии, выражая тем самым свой протест против нацизма. В 1950 г. Стерн был приглашен великим виолончелистом П. Казальсом на фестиваль в Прад (Франция). Знакомство с Казальсом глубоко повлияло на творческие и общественные взгляды Стерна, а сотрудничество музыкантов продолжалось вплоть до смерти Казальса. Стерн и Казальс выступали на фестивале в Праде в 1950–1952 гг., на фестивале в Пуэрто-Рико в 1953–1967 гг., в Израиле — в 1967–1973 гг. (см. ниже). В 1960 г. Стерн основал трио с пианистом Ю. Истоминым (родился в 1925 г.) и виолончелистом Л. Роузом (1918–1984), в 1980-е гг. много играл в трио с пианистом Э. Аксом (1949) и виолончелистом Йо-Йо Ма. Часто партнерами Стерна в камерных ансамблях и концертах были пианисты А. Закин, Д. Баренбойм, Е. Бронфман, скрипачи Д. Ойстрах (знаменательна запись концерта для двух скрипок с оркестром Баха, сделанная Стерном и Ойстрахом), И. Перлман, П. Цукерман, Мидори, виолончелисты П. Казальс, М. Ростропович.
Стерн — один из лучших скрипачей 20 в. Серьезный, разносторонний музыкант и блестящий виртуоз, он демонстрировал в своих интерпретациях благородную, эмоционально сдержанную манеру игры. Стерн относился к типу музыкантов-исполнителей, предпочитающих художественную сущность искусства виртуозно-технической интерпретации. Его девиз — «скрипка для музыки, а не музыка для скрипки». Его репертуар был широк, включал в себя музыку разных стилей и эпох и тяготел к сочинениям крупных форм. Особое место в репертуаре Стерна занимала музыка 20 в. Ему посвящены сочинения крупнейших современных композиторов, в том числе серенада Л. Бернстайна (1954), концерты У. Шумена (1910–1992; 1947, вторая редакция — 1958), К. Пендерецкого (1963)
С начала 1960-х годов Стерн совмещал концерты и записи с музыкально-общественной деятельностью. В 1960 г. он возглавил кампанию по спасению зала «Карнегги-холл», затем возглавил Фонд «Карнегги-холл». В 1979 г. он предпринял поездку в Китай, сыгравшую огромную роль в развитии музыкального образования на Дальнем Востоке.
Особое место в жизни Стерна играла его деятельность в Израиле. Впервые выступив в 1949 г. (большая серия концертов с Израильским филармоническим оркестром), он регулярно приезжал в Израиль до конца жизни, давал сольные концерты, выступал с израильскими оркестрами (как правило, отказывался от гонорара), занимался музыкально-общественной деятельностью. Стерн часто выступал перед воинами Армии обороны Израиля в дни Шестидневной войны и Войны Судного дня, участвовал в концерте Израильского филармонического оркестра под управлением Бернстайна на горе Скопус 9 июля 1967 г. (первый концерт в объединенном Иерусалиме). В 1991 г., в дни войны в Персидском заливе Стерн в знак солидарности с еврейским народом приехал в Израиль; во время одного из концертов в Иерусалиме раздался сигнал воздушной тревоги, но скрипач не ушел со сцены и продолжал играть. В 1992 г. Стерн вместе с Иерусалимским симфоническим оркестром участвовал в концерте, посвященном открытию нового здания Верховного суда Израиля, регулярно участвовал в юбилейных фестивалях Израильской филармонии. Стерн был одним из основателей и активных членов Американо-израильского культурного фонда, поддерживающего молодых музыкантов. По инициативе Стерна и при его материальной поддержке в 1973 г. в старейшем иерусалимском квартале Мишкенот-Шаананим был создан Иерусалимский музыкальный центр, пользующийся международным авторитетом: здесь регулярно проводятся показательные уроки («мастер-классы») выдающихся музыкантов, курсы усовершенствования, конференции, семинары и т. д. Благодаря Стерну приглашение посетить Израиль получил П. Казальс, что стало причиной тесных творческих контактов великого виолончелиста с Израилем в последние годы его жизни.
Стерн оказал поддержку и способствовал музыкальной карьере ныне знаменитых израильских музыкантов И. Перлмана, П. Цукермана, Ш. Минца (родился в 1957 г.), Мирьям Фрид (родилась в 1946 г.), Е. Бронфмана, Г. Шахама (родился в 1972 г.) и других.
Стерн работал в кинематографии. Он записал соло на скрипке в музыке к фильмам «Юмореска» (1946) и «Скрипач на крыше» (1971), сыграл роль Изаи в фильме о С. Юроке «Сегодня мы поем» (1953), по его инициативе по итогам его поездки в Китай был сделан документальный фильм «От Мао до Моцарта» (1981). В 1981 г. за заслуги в кинематографии удостоен премии «Оскар». В 1975 г. Стерн был удостоен премии имени А. Швейцера «За жизнь, посвященную музыке и гуманизму», в 1987 г. — Премии Вольфа.