субботний год
СУББО́ТНИЙ ГОД (שְׁמִיטָּה, шмитта). Согласно Библии, каждый седьмой субботний год (см. Суббота) следует оставлять землю под паром и отменять долги (Исх. 23:10–11; Лев. 25:1–7, 18–22; Втор. 15:1–11).
Книга Нехемии (10:32) свидетельствует, что изгнанники, вернувшиеся из пленения вавилонского, приняли твердое решение воздерживаться от сельскохозяйственных работ на протяжении субботнего года и отменять в этот год все долги, как то предписывает Тора. Очевидно, имеются в виду три вышеуказанные упоминания субботнего года в Библии (см. выше). Древнейшее из них, содержащееся в книге Исход, требует от израильтян оставлять землю под паром, не собирать плоды виноградников и оливковых деревьев, чтобы «питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые». В книге Левит год, когда земля должна оставаться под паром, назван «субботой Господней»; тем, кто воздержится от обработки земли в седьмой год, Бог благословит урожай шестого года (ср. двойную порцию манны на шестой день, Исх. 16:22 и далее). Второзаконие требует от израильтян соблюдать седьмой год как «год прощения», в который следует прощать долги ближнему, и предостерегает от того, чтобы приближение субботнего года не служило причиной отказа в помощи бедняку. Ученые предполагают, что есть связь между библейским предписанием оставлять урожай седьмого года беднякам и требованием освобождать еврейских рабов после шестилетней службы (Исх. 21:2–6, ср. Втор. 15:12–18; см. Рабство).
Ряд связанных с субботним годом предписаний, например, прощение долгов, возник сравнительно поздно, однако, по мнению исследователей, эти установления коренятся в древней израильской и даже доизраильской традиции, направленной на сохранение кланового единства, согласно которой наследственный земельный удел считается неотчуждаемой собственностью. Само представление о семилетних циклах весьма древнее: они упоминаются в повествованиях о патриархах (Быт. 41:25–31) и в письменных памятниках древнего Ближнего Востока. Тем не менее, в той форме, в которой эти установления представлены в Библии, субботний год представляет собой чисто израильский институт, который должен был предотвратить резкое социальное расслоение общества.
Существуют свидетельства, что со времени завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским и в период римского владычества власти при налогообложении учитывали, что в субботний год евреи не производили сельскохозяйственной продукции, и либо освобождали их в этот год от налога, как Александр и Цезарь, либо, как император Адриан после Бар-Кохбы восстания, специально взыскивали его.
Согласно Талмуду, библейское повеление соблюдать субботний год включает предписания и запреты: «А в седьмой [год] оставляй землю в покое» (Исх. 23:11); «А в седьмой год да будет суббота покоя земли» (Лев. 25:4); «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг» (Втор. 15:1–2); (1) «поля твоего не засевай и (2) виноградника твоего не обрезывай. (3) Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и (4) гроздьев с необрезанных лоз твоих не снимай» (Лев. 25:4–5), (5) «и не взыскивай [долг] с ближнего своего» (Втор. 15:2); (6) «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения, и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему» (Втор. 15:9).
Законы прощения долгов в субботний год действительны как в Эрец-Исраэль, так и за ее пределами, в то время как обязанность оставлять землю под паром существует только в Эрец-Исраэль, поскольку библейский стих гласит, что эти законы будут действовать, «когда придете в землю, которую Я даю вам» (Лев. 25:2). Законоучители Талмуда расходились во мнениях относительно необходимости соблюдения законов субботнего года после разрушения Первого храма. Согласно взгляду рабби Иехуды, субботний год соблюдается только потому, что законоучители постановили сохранять память о нем. Большинство, однако, считало, что библейские законы относительно субботнего года продолжают действовать (МК. 2б; Гит. 36а–б). Тем не менее, Маймонид, вероятно, придерживался мнения рабби Иехуды (Майм. Яд., Шмитта 9:2, 3).
Плоды субботнего года можно употреблять только в пищу, например, оливковое масло нельзя использовать для помазания (Шву. 8:2). Плоды, принесенные землей в этот год, можно есть только до тех пор, пока такие же плоды все еще остаются на полях, где их могут есть животные; когда они кончаются там, плоды того же вида, собранные в субботний год, следует уничтожить (Шву. 9:4, 8).
Прощение долгов в субботний год должно было помочь беднякам. Однако позднее, когда Хиллел убедился, что люди уклоняются давать деньги в долг при приближении субботнего года, он ввел так называемый прозбол или просбол: отмене не подлежат заработная плата, долг за товары, приобретенные в кредит, ссуда под заклад, закладное обязательство и денежное обязательство, переданное в суд для взыскания задолженности (Гит. 36а–б, 37а–б).
Законы субботнего года строго соблюдались на протяжении всего периода Второго храма. После разрушения Храма соблюдение этих законов было все более тяжелым экономическим бременем для преимущественно аграрного еврейского населения Эрец-Исраэль, и законоучители постоянно призывали массы не нарушать законов субботнего года, указывая, что кара за несоблюдение этих законов — изгнание (Шаб. 33а), бедность (Сук. 40б) и эпидемии (Авот 5:9). Однако, когда после поражения восстания Бар-Кохбы римские власти начали в субботний год взимать с земледельцев налог, многие стали собирать урожай для уплаты налога, а некоторые — даже продавать его (Санх. 3:3, 26а). Законоучители, учитывая бедственную ситуацию, ослабили ряд запретов. Так, районы Ашкелона, Бет-Шеана, Кесарии, Бет-Гуврина и Кфар-Цемаха были исключены из границ, в которых действуют законы субботнего года. Иехуда ха-Наси разрешил продажу овощей сразу же по истечении субботнего года и импорт сельскохозяйственной продукции из диаспоры на протяжении субботнего года. Сын Иехуды ха-Наси, Гамлиэль (III), продолжил политику своего отца, направленную на ослабление ограничений, связанных с субботним годом. На протяжении 3 в. налоговое бремя, вызванное растущими расходами империи на содержание армии, становилось все тяжелее. Законоучители разрешили засевать поля в субботний год для пропитания чужеземных армий, а также увеличили время, на протяжении которого плоды можно было собирать и употреблять в пищу во время субботнего года.
После того, как еврейское земледелие в Эрец-Исраэль на многие столетия почти прекратилось, раввинистическая дискуссия по вопросам, связанным с субботним годом, превратилась в чисто теоретическую. С возникновением сионизма и началом еврейского заселения Эрец-Исраэль законы субботнего года вновь приобрели практическое значение. Накануне 1889 г., на который выпал субботний год, раввины обсуждали вопрос, допустимо ли осуществить формальную продажу неевреям всех принадлежащих евреям полей и виноградников с тем, чтобы сделать возможной обработку земли на протяжении субботнего года. И. Спектор высказался в пользу такого решения, однако ашкеназская община Иерусалима (см. Ашкеназы) выступила против. Многие поселенцы по собственной инициативе строго соблюдали законы субботнего года, однако уже в следующем субботнем году (1896) значительное число земледельцев воспользовалось разрешением рабби Спектора на формальную продажу сельскохозяйственных угодий неевреям перед наступлением субботнего года. Перед следующим субботним годом (1910) дискуссия возобновилась. А. Кук, занимавший тогда пост главного раввина города Яффы, возглавил тех, кто считал возможным формальную продажу. В последующие субботние годы Верховный раввинат Эрец-Исраэль, а затем Государства Израиль придерживался этой позиции (которая, однако, никогда не разделялась всеми раввинами): накануне субботнего года осуществляется формальная продажа сельскохозяйственных угодий Эрец-Исраэль нееврею, что позволяет обрабатывать эти угодья в субботний год и использовать их плоды.
См. также Юбилейный год.