Уззиэль Барух
УЗЗИЭ́ЛЬ Барух (1900, Салоники, – 1977, Тель-Авив), деятель сионистского (см. Сионизм) движения. Семья Уззиэля была одной из самых влиятельных в еврейской общине Салоник. Еще подростком Уззиэль участвовал в создании молодежной организации Махзикей иврит, которая стремилась к распространению иврита, а также идей Хаскалы. Уззиэль издавал первую в Салониках газету на иврите «Ха-Тхия». В 1913 г. Уззиэль приехал учиться в Эрец-Исраэль; здесь его застигла Первая мировая война, и в 1917 г. он как греческий гражданин был выслан в Сирию. После окончания войны Уззиэль вернулся в Эрец-Исраэль и продолжил учебу в учительской семинарии, а затем в школе правоведения в Иерусалиме. В 1921–31 гг. работал учителем в Реховоте и Петах-Тикве.
Политическую деятельность Уззиэль начал как представитель сефардов; был одним из учредителей фракции сефардов в Ва‘ад леумми. В 1920-х гг. он активно участвовал в организации алии салоникских рыбаков в Акко и портовых грузчиков в Хайфу; впоследствии выступил с инициативой создания Ва‘адат ха-ям (Морская комиссия), которая организовала переезд 300 еврейских моряков с семьями в Хайфу и их устройство на новом месте. В 1931 г. Уззиэль был избран в правление «Маккаби» и руководил в нем отделом культуры и пропаганды. На протяжении многих лет он был активным членом движения общих сионистов. Как председатель общества выходцев из Греции Уззиэль много сделал для возвращения еврейской собственности, конфискованной во время Катастрофы. В 1961 г. Уззиэль был избран в Кнесет от Либеральной партии и стал председателем парламентской комиссии по вопросам просвещения; в 1965–69 гг. также был депутатом Кнесета.
Уззиэль был одним из зачинателей изучения сефардского фольклора и опубликовал целый ряд статей по этой тематике. Его новеллы, посвященные жизни салоникских евреев, были изданы в сборнике «Бе-ша‘арей Салоники» («Во вратах Салоник», 1973). Под редакцией Уззиэля вышли два сборника материалов по истории еврейской общины Салоник (1961 и 1967).
Перу Уззиэля принадлежит также книга «Брит ха-периферия» («Периферийный союз», 1959), где выдвигается идея союза Израиля с неарабскими народами Ближнего Востока в целях обуздания империалистических тенденций арабского национализма.
Смотрите также
Украина. Евреи в независимой Украине (с 1991)