Фальк Роберт

ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886, Москва, – 1958, там же), советский живописец, график, театральный художник. Родился в семье московского юриста, выходца из Прибалтики. С детства занимался музыкой и живописью. В 1902–1905 гг. Фальк учился в студии К. Юона, затем у И. Машкова. В 1905 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Архипова, Л. Пастернака, А. Васнецова, а на старших курсах — у В. Серова и К. Коровина, оказавшего на него особенно сильное влияние. В 1909 г., чтобы вступить в брак с Е. Потехиной, Фальк крестился и принял имя Роман (после революции снова взял свое прежнее имя). В 1910 г. отправился в путешествие по Италии. В том же году вместе с И. Машковым, П. Кончаловским, А. Куприным и другими Фальк стал одним из основателей общества «Бубновый валет», в 1910–17 гг. постоянно участвовал в его выставках, одновременно выставляясь и с объединением «Мир искусства» (1911–18).

В 1919 г. Фальк стал членом Коллегии по делам ИЗО Наркомпроса (председатель В. Татлин), был участником многих выставок. В 1921 г. стал членом московского отделения Култур-лиге. Работы Фалька постоянно экспонировались на зарубежных выставках советского искусства, а также на международных выставках. В 1918 г. Фальк участвовал в организации Свободных государственных художественных мастерских, вошедших затем в состав Вхутемаса (впоследствии — Вхутеин), где Фальк преподавал в 1918–28 гг. В 1924 г. Фальк вместе с другими бывшими членами «Бубнового валета» основал объединение «Московские живописцы».

С 1925 г. Фальк выступал как театральный художник («Ночью на старом рынке» по И. Л. Перецу, ГОСЕТ; «Путешествие Вениамина III» Менделе Мохер Сфарима, 1927, ГОСЕТ; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1930, Берлин, «Хабима»; «Заколдованный портной» Шалом Алейхема, 1941, БелГОСЕТ, и другие); в театральных работах Фальк оставался живописцем, в оформлении он часто использовал образ, выражающий суть действия.

В 1928 г. Фальк уехал в Париж, целиком посвятил себя искусству, жил замкнуто, поддерживая отношения лишь с Х. Сутином, М. Ларионовым и И. Пуни. Выставлялся в основном в частных галереях, иногда в Салоне Независимых, Салоне Тюильри и Осеннем салоне (1928).

В 1938 г. Фальк вернулся в Москву. Вначале его официальная творческая жизнь складывалась удачно — он участвовал в выставках, работал в театрах. В 1939 г. состоялись две персональные выставки Фалька. В 1941 г. Фальк эвакуировался в Башкирию, затем в Среднюю Азию. Занимался живописью, для заработка преподавал в средней школе историю, географию и немецкий язык, затем — в художественном училище в Самарканде.

В послевоенное время Фальк оказался практически вычеркнутым из официальной художественной жизни. Его искусство считалось «упадническим», его обвиняли в «уходе от проблем советского народа». После закрытия еврейских театров работа по оформлению спектаклей почти прекратилась. Живопись Фалька, которая уже после смерти художника была представлена на выставке «30 лет Московского союза художников» (1962–63, Москва), подверглась официальному разгрому. Лишь во второй половине 1960-х гг. началась реабилитация Фалька как художника — его персональные выставки состоялись сначала в Ереване (1964), а затем и в Москве (1966).

В годы ученичества Фальк испытал значительное влияние импрессионизма («Лиза на солнце», 1907, Казань, Художественный музей), затем Фальк увлекся постимпрессионизмом, прежде всего П. Сезанном, идеи которого надолго определили направление живописи Фалька. Период с середины 1900-х до начала 1920-х гг. был для Фалька временем поисков. В его пейзажах очевидно влияние фовистов («Пейзаж с парусником», 1912, Саратов, Художественный музей имени А. Радищева); в портретах и изображениях обнаженной натуры крупные, тяжеловесные фигуры приближены к первому плану и заполняют почти всю поверхность холста («Лежащая обнаженная», 1916, частное собрание).

В середине 1910-х гг. Фальк органично пришел к кубизму; его «Портрет М. Рефатова» явно написан под влиянием П. Пикассо (1915, Третьяковская галерея, Москва). В 1920-е гг., пройдя школу современного искусства, Фальк снова обратился к старым мастерам и приемам старой живописи. Резкие, контрастные цвета ранних произведений уступили место сложной цветовой гармонии, построенной на более тусклой коричнево-зелено-фиолетовой гамме, изредка оттененной красным («Автопортрет в желтом», 1924, Русский музей, Санкт-Петербург), контуры стали размытыми. Экспрессивность, выражавшаяся прежде открыто — в цвете, в ломаных линиях, сменяется внутренней напряженностью, передаваемой неустойчивостью позы, нервным абрисом («Портрет Л. М. Эренбург», 1933–34, Москва, частное собрание). В поздних работах возникает ощущение трагизма и безысходности («Пейзаж с кустами», 1954; «Натюрморт с голубем», конец 1940-х – начало 1950-х гг., Москва, частное собрание).

Смотрите также

Финляндия

Фосс Лукас

Франк Илья

Франция

Френкель Яков