Финкель Натан Цви
ФИ́НКЕЛЬ Натан Цви бен Моше (1849, местечко Россиены Ковенской губернии, ныне Расейняй, Литва, – 1927, Иерусалим), основатель Слободской иешивы, деятель движения Мусар. Известен также под прозвищем Ха-Сабба ми-Слободка (Дедушка из Слободки). Осиротел в раннем детстве и воспитывался в доме дяди в Вильне (см. Вильнюс). Уже в 15 лет приобрел славу блестящего талмудиста. После женитьбы жил в доме тестя в местечке Кельмы Ковенской губернии.
Финкель отличался ораторскими способностями, и его приглашали в качестве маггида в окрестные местечки. В 1871 г. на одном из его выступлений в Россиенах присутствовал местный раввин Александр Моше Лапидот (1819–1906), один из ближайших последователей основателя движения Мусар раввина И. Салантера. Он рекомендовал Финкеля раввину С. З. Бройде (1824–98), известному как Ха-Сабба ми-Кельм (Дедушка из Кельм), одному из руководителей движения Мусар. Под влиянием Бройды Финкель стал горячим приверженцем нового движения. Бройда основал в Кельме иешиву «Бет-Талмуд», впоследствии она стала ведущей иешивой движения Мусар в местечке Тробин (ныне Тробиня, Латвия). Финкель помогал Бройде руководить иешивой, однако вскоре между ними возникли разногласия относительно путей развития учения. Финкель придавал интеллектуальному постижению морали большее значение, чем его учитель. Финкель оставил Тробин и решил посвятить себя распространению учения Мусар и развитию системы преподавания Пятикнижия. Большинство из существовавших в то время в Восточной Европе иешив не имело четкой программы преподавания, кроме того, не оказывало помощи семейным ученикам, поэтому многие молодые люди были вынуждены оставлять учение сразу после женитьбы.
Через одного из своих родственников Финкель познакомился с берлинским предпринимателем и филантропом О. Лехманом и убедил его выделить значительную сумму на нужды религиозного образования. На эти деньги Финкель организовал в 1880 г. в Ковне учебное заведение нового типа. Колел был предназначен для способных женатых молодых людей, которые хотели углубить свои знания. Их принимали после вступительных экзаменов, и они получали ежемесячную стипендию. Первоначально колел не имел своего помещения и определенной программы, каждый из учеников занимался у себя дома или в бет-мидраше. Основной задачей обучения в колеле Финкель считал подготовку нового поколения раввинов, способных принять на себя духовное руководство общинами. Новая система обучения получила вскоре всеобщее признание в еврейском религиозном мире.
В 1881 г. Финкель издал под своей анонимной редакцией книгу «Эц при» («Плодоносное древо»), в которой были собраны выступления лидеров движения Мусар — раввина И. Салантера, раввина И. Э. Спектора, раввина А. М. Лапидота (см. выше) и раввина И. М. Ха-Кохена. Это был один из первых сборников, в котором представлены основные направления этого учения. В предисловии Финкель выдвинул программу возрождения традиционного еврейского образования.
В 1881 г. Финкель основал иешиву в Тельшяе, а в 1882 г. — в пригороде Ковны Слободка (см. Слободская иешива). Иешива «Кнесет-Исраэль», духовным руководителем которой Финкель был до конца жизни, вскоре стала одной из крупнейших и наиболее значительных в мире. Финкель приглашал в иешиву раввинов, имевших репутацию крупнейших галахических (см. Галаха) авторитетов. Он отказывался получать плату за свою деятельность и жил за счет доходов от торговли, которую вела его жена.
В 1897 г. Финкель основал отделение Слободской иешивы в Слуцке (при поддержке сына, см. Э. Финкель), а затем отделения и независимые иешивы в Брянске, Лодзи, Шклове, Гродно и других городах. С начала Первой мировой войны Финкель переехал вместе с иешивой в Минск, в 1916 г. — в Кременчуг, в 1920 г. вернулся в Ковно. В 1921 г. восстановил в Слободке колел: студенты должны были заниматься не менее пяти лет по единой программе и в отдельном помещении.
В 1924 г. правительство Литвы лишило студентов еврейских религиозных учебных заведений, в которых не изучался литовский язык и предметы гимназического курса, права на освобождение от армейской службы. Финкель решил перевести часть иешивы в Эрец-Исраэль, в Хеврон, и в 1925 г. сам переехал туда. Продолжал руководить иешивой и занял видное положение в жизни общины Хеврона. В иешивах, которые основал и которыми руководил Финкель, получили образование тысячи учеников, многие из них стали выдающимися раввинами, руководителями иешив и общественными деятелями. В настоящее время значительная часть так называемых литовских иешив в Израиле принадлежит к направлению, основанному Финкелем.
Финкель не оставил после себя печатных трудов (кроме предисловия к сборнику «Эц при»). Его беседы, записанные учениками, были изданы под названием «Ор ха-цафун» («Скрытый свет», 1928–29 гг. и 1959–68 гг.), «Твуна» («Разумение», 1928), «Орот» («Свет», 1939), «Сихот Ха-Сабба ми-Слободка» («Беседы Дедушки из Слободки», 1955).
Сын Финкеля, раввин Моше Финкель (?-1925), был руководителем иешивы Хеврона, Шмуэль Финкель был одним из руководителей иешивы Гродно.
Смотрите также
фольклор. Введение: своеобразие еврейского фольклора и его отражение в памятниках письменности