Фрид Григорий
ФРИД Григорий Самуилович (родился в 1915 г., Петроград), композитор, художник, общественный деятель. Вырос в ассимилированной (см. Ассимиляция) семье музыкантов. Отец, Самуил Борисович (1884–1962), окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки, был арестован за участие в революционном движении, стал журналистом и музыкальным писателем, автор нескольких книг о композиторах, в 1922–23 гг. был главным редактором московского журнала «Театр и музыка», впоследствии подвергся репрессиям советских властей, был арестован и сослан. Мать, Раиса Григорьевна, в 1912 г. окончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано.
Фрид в 1939 г. окончил Московскую консерваторию по композиции (классы В. Шебалина и Г. Литинского /1901–85/). Участвовал во Второй мировой войне в составе фронтового музыкального ансамбля в качестве солиста и композитора. В 1948 г. окончил аспирантуру. Многие годы преподавал в Московской консерватории.
В музыкальном творчестве Фрида ярко выражен интерес к духовной жизни человека, его внутреннему миру, что определяет тяготение композитора к камерности. Для стиля Фрида характерны выразительность темы и лаконизм интонации. Как композитор Фрид работал в разных музыкальных жанрах: симфонии и вокальные произведения, пьесы для камерно-инструментальных ансамблей и для фортепиано, музыка к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кино- и телефильмам. Среди лучших произведений Фрида — «Соната для альта и фортепиано» (1972), «Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано» (1981), квинтет «Федра», вокально-инструментальный цикл «Федерико Гарсиа Лорка. Поэзия» и другие.
Впервые элементы еврейской тематики появились в музыкальном творчестве Фрида в симфонической поэме памяти В. Короленко «На берегах Чепцы» (1959) и сюите по мотивам В. Короленко «Лес шумит» (1963). Непосредственно к еврейской теме композитор пришел в 1963 г., создав цикл «Радуга» для хора в сопровождении камерного оркестра на слова Ш. Галкина. Его крупнейшие произведения — монооперы «Дневник Анны Франк» (1969; см. подробней Анна Франк) и «Письма Ван Гога» (1975), — оригинальные оперные сочинения, написанные на документальные тексты. Моноопера «Дневник Анны Франк» исполнялась в Донецке, Воронеже, Сиракьюс (США), Амстердаме, Тель-Авиве (1993), Вене (1998) и многих других городах; в 1991 г. она была записана на компакт-диск (солистка Ева Бен-Цви /Израиль/ и оркестр Большого театра России под руководством А. Чистякова).
С 1965 г. Фрид также профессионально занимается живописью, с 1967 г. участвует в выставках, а в 1976, 1982 и 1986 гг. прошли персональные выставки Фрида. Еврейская тема в живописи Фрида выражена в автопортрете, портретах родителей, Я. Корчака, актрисы и режиссера Марии Кнебель (1898–1985, дальней родственницы Фрида), картине «Семейная фотография» и других.
В 1965 г. Фрид, совместно с музыковедами Нонной Шахназаровой, Г. Головинским (1922–2002) и В. Заком (родился в 1929 г.), стал одним из создателей Московского молодежного музыкального клуба при Всесоюзном доме композиторов и является его бессменным председателем. Педагогическое и лекторское дарование Фрида, его общественный темперамент сделали клуб значительным явлением культурной жизни российской столицы. Целью клуба было заявлено музыкальное просветительство, но организаторы расширили тематику встреч и сумели превратить его в место встреч прогрессивно настроенной интеллигенции. В эпоху государственного антисемитизма здесь проходили вечера, посвященные Я. Корчаку, Н. Бору, А. Эйнштейну, авторские вечера композиторов М. Вайнберга и А. Шнитке, выступали пианисты Мария Гринберг (1908–78), Мария Юдина, Л. Берман (родился в 1930 г.), Н. Штаркман, виолончелистка Наталия Гутман (родилась в 1942 г.), скрипачи Г. Кремер (родился в 1947 г.), В. Спиваков (родился в 1944 г.), ударник М. Пекарский (родился в 1940 г.), музыковед Д. Рабинович (1900–78), историк и писатель Н. Эйдельман, математики И. Гельфанд (1913–2009) и И. Яглом (1921–88), физик Я. Смородинский (1917–92), психофизиолог И. Фейгенберг (родился в 1922 г.), режиссер Мария Кнебель (см. выше), поэтесса Юнна Мориц, переводчик В. Левик (1906–82) и многие другие.
Перу Фрида принадлежат книги: «Музыка — общение — судьбы» (М., 1987), «Музыка и молодежь» (1991), «Дорогой раненой памяти» (М., 1994), «Дыханием цветов» (М., 1998). В 1990 г. в серии «Портреты советских композиторов» вышла монография А. Цукера и А. Селицкого «Григорий Фрид».