«Хаваццелет»

«ХАВАЦЦЕ́ЛЕТ» (״חֲבַצֶּלֶת״, `лилия`), газета на языке иврит, выходившая в Иерусалиме в 1863–64 гг., а затем с конца 1870 г. по 1911 г. Газета была основана И. Баком (1797–1874), первый номер вышел в свет 13 июля. «Хаваццелет» была задумана как ежемесячник, однако со второго номера 1864 г. стала еженедельником. После перерыва газета начала выходить в 1870 г.; в ее издании участвовал зять И. Бака, И. Д. Фрумкин (см. Фрумкин, семья), вскоре ставший редактором «Хаваццелет». В 1908 г. был увеличен объем газеты и она выходила три раза в неделю; в 1911 г. газета вновь стала еженедельником. В 1870–71 гг. издавалось также приложение на идиш «Ди розе» и литературное приложение — «Пирхей Хаваццелет». В 1882 г. было предпринято издание приложения на французском языке под названием «Газетт де Жерузалем». В 1884 г. под редакцией Э. Бен-Иехуды печаталось приложение «Мевассерет Цион».

«Хаваццелет» издавали хасиды (см. Хасидизм); в то время большинство в ашкеназской части ишува в Иерусалиме составляли противники хасидов — прушим (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк), поэтому «Хаваццелет» стояла в оппозиции к руководству ишува и поддерживала программы еврейского заселения Эрец-Исраэль (см. Иехуда Алкалай), против которых выступали иерусалимские ашкеназские раввины. Это послужило причиной острого конфликта между «Хаваццелет» и ежемесячником «Ха-Леванон» (первая газета на иврите в Эрец-Исраэль, начавшая выходить в свет на месяц раньше, чем «Хаваццелет»). В 1873 г. «Хаваццелет» подвергла критике руководителей благотворительных организаций, занимавшихся распределением пожертвований (см. Халукка). Эти организации, в свою очередь, объявили газете и ее издателям бойкот.

«Хаваццелет» выступала в защиту идеи «продуктивизации» еврейского ишува в Эрец-Исраэль, в первую очередь, за счет развития еврейского сельского хозяйства. Газета не поддерживала программы М. Монтефиоре, поскольку он симпатизировал руководителям фондов халукки. После погромов начала 1880-х гг. в России газета выступила в поддержку алии и призывала новоприбывших селиться на землях вокруг Петах-Тиквы. С прибытием первой волны алии из России и из Йемена «Хаваццелет» писала о необходимости помочь олим, облегчить их интеграцию в сельском хозяйстве и в иерусалимском ишуве.

Осенью 1884 г. Э. Бен-Иехуда основал еженедельник «Ха-Цви», и вскоре начался процесс идеологического размежевания между изданиями: «Хаваццелет» стала выразителем взглядов старого ишува Иерусалима, в то время как «Ха-Цви» ориентировался на новый ишув, в первую очередь, на сельскохозяйственные поселения (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк). Изменив своим прежним принципам, «Хаваццелет» стала поддерживать систему халукки, выступала против просветительской программы, которую она защищала в 1870-х гг., а позднее стала в оппозицию к политическому сионизму.

«Хаваццелет» взрастила поколение писателей и публицистов, главным образом, представителей старого ишува, которые сыграли значительную роль в литературной, научной и общественной жизни Иерусалима и Эрец-Исраэль.

См. также Периодическая печать. Эрец-Исраэль.

Смотрите также

халдеи

«Халястре»

Харитон Юлий

Хиббат Цион

Хоровиц Эли