Хайес Цви Хирш бен Меир

ХА́ЙЕС Цви Хирш бен Меир (Chajes, Zvi Hirsch; акроним מַהֳרַ"ץ; Махарац; 1805, Броды, – 1855, Жолква), раввин, один из основоположников так называемой Хохмат Исраэль — восточной ветви науки о еврействе. Первоначальное еврейское и светское образование Хайес получил под руководством отца — банкира и талмудиста, игравшего видную роль в еврейских общинах Флоренции (прожил там 15 лет), а затем города Броды. Уже юношей Хайес владел латинским, итальянским, французским и немецким языками, обладал большой эрудицией в естественных науках и истории. Дальнейшее еврейское образование, включавшее изучение не только Библии, Вавилонского Талмуда, но и Иерусалимского Талмуда с комментариями, а также средневековой еврейской философии, Хайес получил в иешивах известных раввинов Галиции З. Маргалиота из Пшемысля, Э. Ландау (1778–1831), Э. З. Маргалиота (1762–1828). Два последних, чей анализ спорных мест Талмуда отличался аналитико-критическим подходом, оказали на Хайеса большое влияние. В 1828 г. Хайес был избран раввином Жолквы, община которой считалась одной из наиболее значительных в Восточной Галиции. Здесь он сблизился с Н. Крохмалем — виднейшим представителем науки о еврействе и Хаскалы в Галиции. Несмотря на разницу убеждений, взгляды и научные методы Крохмаля повлияли на научное мировоззрение Хайеса и его труды, посвященные введению современных критических методов в изучение Талмуда в рамках строгой ортодоксальности. Австрийское правительство в 1845 г. потребовало от кандидатов в раввины представлять диплом об университетском образовании; по закону Хайес, имевший многолетний раввинский стаж, освобождался от этого, однако в 1846 г. он выдержал экзамен на звание доктора философии во Львовском университете. В 1852 г. Хайеса избрали главным раввином Калиша, где он встретил сопротивление хасидских кругов (см. Хасидизм), а также противников Хаскалы и открытую враждебность русских властей к нему как австрийскому гражданину. Через два года он возвратился в Жолкву.

Долгие годы Хайес вел интенсивную переписку с виднейшими маскилим (см. Хаскала) Галиции и Италии Ш. И. Л. Рапопортом, Ш. Д. Луццатто, И. Ш. Реджо (1784–1855) и другими, хотя их взаимоотношения нередко омрачались острыми научными дискуссиями. Несмотря на симпатию к Хаскале и светским наукам (Хайес поддержал план создания еврейских сельскохозяйственных школ в Галиции, был сторонником модернизации традиционного еврейского образования), он был принципиальным защитником ортодоксии. Хайес резко противился созыву конференции реформистских раввинов (см. Реформизм в иудаизме) в Брауншвейге (1844), что нашло отражение в вышедшей в 1849 г. монографии «Минхат кна‘от» («Дар ревности»; ср. Чис. 5:15).

Среди его основных трудов: «Торат невиим» или «Эйле ха-мицвот» («Учение пророков» или «Таковы мицвот», Жолква, 1836) — 13 трактатов о талмудической традиции, структуре Талмуда и методологии его изучения; «Иггерет биккорет» («Критическое послание», Перемышль, 1840) — исследование таргумим (см. Таргум) и мидрашим (см. Мидраш); «Атерет Цви» («Венец красоты» /ср. Ис. 28:5/, Жолква, 1841) — шесть эссе на талмудические и мидрашистские темы, в том числе «Тиф’ерет ле-Моше» («Величие Моше») и «Дархей Моше» («По стопам Моше») — ответ на критику И. Ш. Реджо и Ш. Д. Луццатто Маймонида и его галахического кодекса «Мишне Тора»; «Дархей хора‘а» («Система преподавания», Жолква, 1842); «Мево ха-Талмуд» («Введение в Талмуд», Жолква, 1845) — считается наиболее важным трудом Хайеса; «Шеелот у-тшувот Махарац» («Вопросы и ответы Махараца», в 3-х т., Жолква, 1849–50) — респонсы; «Имрей бина» («Изречения разума» /ср. Пр. 1:2/, Жолква, 1849) — шесть эссе, в том числе о соотношении Вавилонского и Иерусалимского Талмуда, об аггадических сборниках, о подлинности комментария Раши к трактату Та‘анит. Особой популярностью пользовались глоссы и примечания к Талмуду, изданные впервые в венском издании Талмуда (1840–43), а затем в виленском издании (см. Ромм, семья) Вавилонского Талмуда (1880–86).

Вместе с Н. Крохмалем и Ш. И. Л. Рапопортом Хайес создал критическую школу Хохмат Исраэль в Галиции, ивритскую ветвь науки о еврействе. Труды Хайеса — это первая попытка ортодоксального исследователя разобраться в характере, сущности истории и авторитета устной традиции. Хотя следующее поколение представителей науки о еврействе не всегда признавало авторитет Хайеса, многие гипотезы и исследования А. Гейгера и его последователей часто были обработкой некоторых положений Хайеса, а его «Введение в Талмуд» послужило образцом для работ З. Франкеля.

Сыновья Хайеса — Леон, Хаим Иохим, Шломо (отец Ц. П. Хайеса), Вольф — были коммерсантами и финансистами, обладавшими большими познаниями в Талмуде, раввинистической литературе, а также в светских науках. Сын Хайеса Ицхак (1843–1901) был главным раввином Брод.

Смотрите также

Хайтовский Биньямин

хамец

хатан-Тора

Хит’ахадут

Хуммаш