Хия Рабба

ХИЯ́ РАББА́, рабби, уроженец деревни Кафри в Вавилонии, один из наиболее авторитетных талмудических мудрецов последнего поколения таннаев Эрец-Исраэль, современник и соратник редактора Мишны рабби Иехуды ха-Наси. Талмуд сообщает, что семейство Хии Раббы вело свою родословную от царя Давида (Кт. 62б; ТИ., Та‘ан. 4:2, 68а). Его отцом был Абба бар Аха.

Из Вавилонии Хия Рабба переехал в Эрец-Исраэль, в этот период в Риме правила династия Северов, способствовавшая расцвету института наси. Он поселился в Тверии, где сложилась самая значительная в Эрец-Исраэль община евреев, приехавших из Вавилонии (см. Израиль — народ в диаспоре. Ранняя диаспора. Еврейский центр в Вавилонии). В скором времени Хия Рабба стал другом и советником Иехуды ха-Наси (Эр. 73а). На него рабби Иехуда возложил обязанность проводить обряд освящения месяца (РхШ. 25а; см. Календарь. В эпоху Талмуда). Хия Рабба преподавал в талмудических академиях Эрец-Исраэль и участвовал в работе Синедриона (Санх. 5а). Несмотря на связывавшую их дружбу, Хия Рабба и Иехуда ха-Наси часто расходились во мнениях по принципиальным вопросам и горячо спорили. В литературных источниках сохранилось немало свидетельств об этих спорах и о резких, но беспристрастных и непредвзятых замечаниях рабби Иехуды ха-Наси в адрес своего оппонента (МК. 16б). Однако даже в периоды размолвок рабби Иехуда ха-Наси утверждал: «Благословенно то поколение, в котором живет рабби Хия!» Хия Рабба и его ученики записывали талмудические дискуссии, эти конспекты назывались мегиллот-старим (`тайные списки`; см. Талмуд. Формирование и редакция); опираясь на них, рабби Иехуда ха-Наси создал пояснения к Мишне (Шаб. 6б, 96б; БМ. 92а), ставшие впоследствии основой создания Талмуда. Известно, что Хия Рабба написал сочинение, посвященное вопросам ссуды денег в рост, о котором упоминает Талмуд (БМ. 62б, 65б).

Ученики и последователи Хии Раббы создали сборники барайт, дополняющих и развивающих Мишну; эти сборники пользовались большой популярностью в талмудических академиях амораев и заслужили репутацию наиболее точных (Хул. 141б). Следы этих произведений рассеяны в талмудической литературе в виде цитат, которые, как правило, предваряет фраза: «Таней рабби Хия», — «Так учил рабби Хия». Ни одно из этих сочинений не дошло до наших дней. Существовало мнение, что Тосефта — произведение, вышедшее из школы Хии Раббы; это мнение отражает тот факт, что именно в процессе сбора и обработки барайт, который был начат учениками Хии Раббы, возник прототип существующей ныне Тосефты.

Учение Хии Раббы содержит не только переработанные суждения других мудрецов, но и его самостоятельные выводы. В талмудических дискуссиях Хия Рабба выступает как непримиримый и бескомпромиссный спорщик, нередко придерживающийся более строгой галахической позиции, чем его оппоненты.

В Талмуде сохранились рассказы о том, как Хия Рабба обучал начинающих Торе, о тех ухищрениях, которые он предпринимал, чтобы раздобыть неимущим ученикам необходимые книги (Кт. 103б; БМ. 85б). Хия Рабба выступал против элитарного подхода к исполнению заповеди талмуд-тора. Ослушавшись рабби Иехуду, он преподавал Тору публично, по определению Талмуда, «на рынке», то есть вне привычных стен бет-мидраша (МК. 16б).

В последние годы жизни Хии Раббы экономическое положение еврейского населения в Эрец-Исраэль резко ухудшилось и возросла эмиграция евреев в Вавилонию. Некоторые мудрецы осуждали это, однако Хия Рабба высказался иным образом: «Знал Всевышний, что не смогут евреи выдержать притеснения Эдома, и поэтому изгнал их [их предков в эпоху Первого храма] в Вавилон» (Пс. 87б). В развитии талмудической учености в Вавилонии Хия Рабба видел залог того, что Устный Закон не исчезнет и будет развиваться, и старался способствовать этому процессу. Он отправил в Вавилонию двух своих лучших учеников, которые были его племянниками и воспитанниками: Раббу бар Хану и Аббу Ариху, названного впоследствии Рав, чтобы они создали там академии и вершили суд по законам еврейского права.

Рабби Иехуда ха-Наси, в отличие от Хии Раббы, предпочитал направлять все усилия на развитие академий Эрец-Исраэль, и деятельность коллеги не вызывала у него одобрения, однако он позволил племянникам Хии Раббы отправиться в Вавилонию и даже дал им смиху, таким образом позволив им заниматься там общественной деятельностью.

Сыновья Хии Раббы Иехуда и Хизкия приехали в Эрец-Исраэль с отцом уже взрослыми людьми и известными мудрецами. После смерти отца они продолжали его дело в Эрец-Исраэль (Сук. 20а). Согласно свидетельству Талмуда (Иев. 83б) и писаниям вавилонских гаонов, у Хии Раббы было две дочери — Пази и Тави, — одна из них умерла в молодом возрасте, а другая стала женой сына рабби Иехуды ха-Наси. Сам Хия Рабба остался в Эрец-Исраэль, однако до конца дней его называли бавли (`вавилонянин`). Поздние амораи считали, что благодаря Хие Раббе не забылась Тора в народе Израиля, как некогда это произошло благодаря вавилонянину Эзре (Кт. 103б; БМ. 65б). Некоторые из наиболее часто цитируемых изречений из Талмуда и мидраша принадлежат Хие Раббе, например: «Негодно то тесто, которое сам пекарь называет плохим» (Быт. Р. 34:10); «Не зря пошел скворец к ворону — ведь они одного рода» (там же, 65:3); «Вот наказание лжеца: даже если он говорит правду, его не слушают» (Санх. 89б; см. также Быт. Р. 94:3); «Вошло вино — вышла тайна» (Санх. 38б).

Смотрите также

«Ха-‘Олам ха-зе»

Хаспин

«Ха-Ткуфа»

Херсковиц Мелвилл Джин

Хиллел ‘Айн