«чёрные евреи»
«ЧЁРНЫЕ ЕВРЕ́И» (Black Hebrews, Hebrew Israelites), группы и секты негров США, соблюдающие в той или иной степени предписания иудаизма и отождествляющие себя с евреями (ср. Иудействующие).
Отдельные негры, исповедовавшие иудаизм, встречались в южных штатах еще до гражданской войны 1861–65 гг., в основном это были рабы плантаторов-евреев. В Вест-Индии сефарды часто вступали в брак с негритянками, и небольшая конгрегация евреев-негров и мулатов еще в начале 1960-х гг. сохранялась на Виргинских островах (часть которых в 1917 г. вошла в США). До и после Второй мировой войны относительно небольшое число американских негров приняло иудаизм и присоединилось к существовавшим общинам, принадлежавшим к различным течениям иудаизма.
От негров-прозелитов (см. выше) следует отличать собственно «черных евреев» — членов небольших городских сект, возникших в США после Первой мировой войны. Существовали секты, руководители которых, главным образом выходцы из Вест-Индии, были заинтересованы прежде всего в решении общих проблем жизни американских негров; они рассматривали свои общины как политико-религиозную структуру, используемую для облегчения условий жизни дискриминируемого негритянского населения. Секты второго типа, которые возглавляли выходцы из южных штатов, в большей степени подчеркивали в своем учении эмоциональные и чисто религиозные аспекты, столь характерные вообще для христианского сектантства, исторически преобладавшего среди американских негров.
Спорадически возникающие секты «черных евреев» обоих типов в большинстве своем имеют очень слабую связь с историческим иудаизмом. На начальном этапе в них обычно входили несколько десятков членов, в основном женщин, с обожанием относившихся к харизматическому лидеру, заявлявшему, что он с помощью видений, мистической интуиции и каббалы обнаружил истинные корни афро-американцев в иудаизме. Религиозные обряды в этих сектах весьма синкретичны и заимствуют элементы как христианской, так и еврейской традиций. Обычно «черные евреи» знакомы лишь с Библией, однако почти не знают иврит, еврейский ритуал и другие религиозные источники.
Надежные статистические данные о числе конгрегаций «черных евреев» и общем числе их членов отсутствуют. По-видимому, существует несколько десятков отдельных групп и сект в больших городах — Нью-Йорке (Бруклин и Гарлем), Чикаго, Филадельфии, Бостоне, Цинциннати (от двух до шести тысяч членов в каждой). Известны такие конгрегации, как Бней-Исраэль, Хранители заповедей, Храм Евангелия царства, Кохел бет Бней-Исраэль (Вторая [другая] община сынов Израиля) и другие. Самой крупной из них и ближе других подошедшей к традиционному иудаизму считается гарлемская община Блюстителей десяти заповедей Живого Бога, которую в 1950–1970-х гг. возглавлял уроженец Вест-Индии У. А. Меттью.
В 1967 г. в Чикаго возникла секта, которую возглавил Б. А. Картер (родился в 1939 г.), проповедовавший равенство, любовь и братство и утверждавший, что ангел Гавриэль наложил на него обязанность указать людям путь к вечной жизни. Два года в джунглях Либерии Картер проповедовал своим последователям основы «вечной жизни» — вегетарианство, употребление только натуральной пищи, запрет алкогольных напитков, субботний пост, полное подчинение законам Торы (в его интерпретации) и своеобразное соблюдение еврейских праздников, упоминаемых в Пятикнижии (то есть исключая Пурим и Ханукку). В 1969 г. первая группа из 38 человек прибыла в Израиль. Несмотря на то, что израильские власти считали их проживание незаконным и старались предотвратить дальнейший въезд в страну членов секты, к 1998 г. их число, по некоторым оценкам, достигло более трех тысяч человек.
Основная часть секты (кушим ха-‘иврим — «черных евреев», самоназвание иврим исреэлим — `израильские евреи`) во главе с Б. А. Картером проживает в Димоне, члены секты живут также в Мицпе-Рамон, Араде и Тверии. В начале 1990-х гг. израильские власти дали им статус временных жителей с предоставлением права на работу, получение пособий Ведомства национального страхования и школьное образование (частично финансируется и контролируется Министерством образования).
В США общины «черных евреев» обычно не связаны или очень незначительно связаны с еврейскими общинами. В 1965 г. с помощью евреев было организовано общество Ха-ца‘ад ха-ришон, состоявшее преимущественно из молодых «черных евреев». При содействии еврейских организаций члены Ха-ца‘ад ха-ришон получали возможность учиться в еврейских религиозных учебных заведениях. Вместе с представителями еврейской молодежи члены общества старались преодолеть взаимное отчуждение «черных евреев» и еврейской общины США.
Основной причиной возникновения и религиозных поисков сект «черных евреев» (как и «черных мусульман») было отторжение негров от презиравшего их и враждебного им христианского белого общества.
«Черных евреев» не следует путать с «черными» кочинскими евреями из индийского штата Керала, которых так называли в отличие от проживавших там же «белых» евреев.