Эбла

Э́БЛА (Ибла), город на северо-западе Сирии, существовавший в 3 тыс. до н. э. – 1 тыс. н. э. Упоминается в месопотамских (см. Месопотамия) текстах 23–21 и 18–17 вв. до н. э., а также в египетской (см. Египет) надписи 15 в. до н. э. как важный политический и экономический центр.

В 1960-х – начале 1970-х гг. итальянская археологическая экспедиция установила, что Тель-Мардих, расположенный в 90 км к югу от Халеба, — это и есть развалины Эблы. Как показали дальнейшие исследования, город в 24 в. – 1-й половине 23 в. до н. э. был столицей сравнительно крупного государства (первоначальные оценки, согласно которым оно включало всю Сирию, Ханаан и значительную часть Месопотамии, в настоящее время пересмотрены); около 2250 г. до н. э. он был сожжен, вероятно, по приказу аккадского царя Нарам-Суэна (см. Аккад), который назвал себя в одной из надписей «покорителем Иблы». В результате раскопок, начатых в 1964 г. и продолжавшихся в конце 1990-х гг., было обнаружено несколько величественных храмов и дворцов, датируемых этим периодом; в одном из них, по всей видимости служившем царской резиденцией, археологи нашли около двух тысяч хорошо сохранившихся глиняных табличек, свыше пяти тысяч крупных фрагментов и десятки тысяч мелких. До уничтожения города они составляли уникальный по объему и древности архив, размещавшийся в строго определенном порядке на деревянных стеллажах, которые занимали несколько комнат здания (стеллажи были уничтожены пожаром, однако на стенах остались следы их крепления).

Обнаруженные в Эбле тексты выполнены месопотамской клинописью, в которой преобладают так называемые шумерограммы, обозначающие как слоги (зачастую несколько несхожих слогов), так и целые слова (например, знак ЭН, на шумерском языке — `властелин`, мог читаться и как слог -эн-, и как слог -ру-, и как слово маликум — `эблаитский царь`). Язык этих документов принадлежит к семитской семье (см. Семитские языки); некоторые ученые считают его протоханаанским, другие полагают, что он родственен староаккадскому языку или даже представляет собой один из его диалектов. Вследствие многозначности шумерограмм, отличия шумерского языка от семитских языков и недостаточной изученности эблаитского языка многие таблички из Эблы чрезвычайно трудны для понимания. Нередко исследователи интерпретируют их совершенно по-разному: в одном случае фрагмент, который большинство ученых понимает ныне как перечень шумерских гастрономических терминов, был первоначально прочтен как дидактическое высказывание, схожее по стилю с библейскими притчами (см. Притчей Соломоновых книга). Установлено, что около 80% табличек из Эблы представляют собой экономико-административные документы, имеющие отношение к земледелию (в том числе виноградарству), животноводству, текстильному производству, купле-продаже драгоценных металлов и леса, уплате податей, жертвоприношениям, снабжению царского двора провизией и т. п. Заметное место в архиве занимают царские указы, послания и дипломатические документы (большей частью не опубликованные), а также так называемые лексические тексты, среди которых — списки слов, почти исключительно существительных, распределенных по нескольким категориям (топонимы, антропонимы, названия профессий, зверей, птиц, рыб и наиболее употребительные термины), перечни шумерограмм, таблицы грамматических форм, шумеро-эблаитские словари и др. Число найденных в Эбле литературных произведений крайне невелико, среди них преобладают заклинания и гимны.

Вследствие тенденциозных и филологически плохо обоснованных прочтений в 1970-х – начале 1990-х гг. некоторые исследователи полагали, что в табличках из Эблы упоминаются библейские герои (Авраам, Израиль, Исав и др.) и населенные пункты Ханаана (Иерусалим, Хацор, Содом и др.). Фактически, однако, речь идет о схожих семитских именах. Достоверно прочтены имена некоторых богов, известные и из Библии: Ба‘ал (см. Ваала культ), Малик (Молех, в русской традиции Молох; ср., например, Лев. 20:2–5), Даган (Дагон; ср. I Сам. 5:2–5), Сипиш (вероятно, эквивалент месопотамского Шамаш; ср. имя Самсон, на иврите — Шимшон), Камиш (Кмош, в русской традиции Хамос; ср. I Ц. 11:7), Аштар (Ашторет, в русской традиции Астарта, ср. I Ц. 11:5) и др. Не вызывает сомнений, что Эбла на протяжении многих столетий служила своеобразным «мостом» между цивилизациями Месопотамии (Шумером и Аккадом) и Ханаана (Угарит, Финикия и др.) на так называемом Плодородном полумесяце.

Смотрите также

Эйн-Геди

Эйн-Зиван

Эл‘азар бен Яир

Эл‘азар Давид

Эренпрайз Мордехай