Экономика. Хозяйственно-экономическая жизнь евреев в конце 18 в. – начале 20 в.

ЭКОНОМИКА. ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЕВ В КОНЦЕ 18 в. – НАЧАЛЕ 20 в.

Переход к новым формам жизни (см. Эмансипация, Хаскала, Финансы) среди ашкеназского западноевропейского еврейства происходил с середины 18 в. до окончания наполеоновских войн; среди еврейства Восточной Европы — от окончания наполеоновских войн до волны погромов 1881–82 гг. и начала иммиграции в страны Запада. Для большинства восточного еврейства переход к новому времени начался значительно позднее и длился со времени упадка Османской империи после Крымской войны (1853–56) до окончания Первой мировой войны.

Существенные перемены, происшедшие в этот период, сказались на еврейской экономике следующим образом:

Произошел распад корпоративной структуры западного общества, что привело к обострению противоречий внутри еврейских общин. На этом историческом фоне роспуск кагала в Польше (1821) и в России (1846) и отмена части важных экономических функций кагала прошли безболезненно. Нееврейские власти делали серьезные попытки вмешаться в еврейскую экономическую жизнь, не только вводя льготы и запреты, но всесторонне анализируя проблемы включения евреев в экономическую жизнь стран. При этом власти Австрийской империи, наполеоновская администрация, Великий сейм Польши (1794), власти России (Екатерина II, комиссии Державина и Новосильцева; см. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев), несмотря на проявления неприязни к евреям, стремились учесть их интересы и пожелания, в том числе и в сфере экономики.

Техническая революция и индустриализация, особенно в отсталых странах, существенно расширили участие евреев в отраслях производства в качестве промышленников-предпринимателей, техников и промышленных рабочих. Среди традиционных ремесленных занятий евреев распространилось изготовление металлоизделий, часов, кустарное производство приборов и машин. Бурно развивалось печатное и издательское дело (особенно в Германии) и книготорговля (в том числе на нееврейских языках). В то же время предпринимались не всегда успешные попытки вернуть евреев к сельскохозяйственному труду (Австрия, Германия, Россия).

Открылись новые области вложения капиталов и методы их перемещения, что вызвало подъем финансовой деятельности евреев (см. Финансы).

Еврейские мигранты играли важную роль в хозяйственном развитии новых территорий европейской колонизации (Северная и Южная Америка, Австралия, Южная Африка, российские Восточная Сибирь и Дальний Восток).

Улучшение экономического положения и относительно спокойная политическая обстановка вызвали демографический взрыв, особенно среди еврейского населения России и русской Польши. Однако сохранившиеся здесь административные, экономические и религиозные ограничения привели к избытку рабочей силы среди еврейского населения, что стало тормозом его экономического и социального развития.

Новое время для европейского еврейства, которое составляло в конце 18 в. примерно 85% мирового еврейского населения, началось с массовых миграций в направлении с Востока на Запад. Резко расширились мировые хозяйственные связи, евреи вошли в сферы, которые раньше были им недоступны: управление, наука, просвещение и культура, право.

Современная наука отвергает теорию о еврействе как двигателе капитализма (В. Зомбарт), которая утверждала, что евреи были обладателями больших масс свободных для инвестирования капиталов. Данные по Великобритании, Франции и Германии показывают, что среди евреев-финансистов наличие капитала в среднем на семью было намного ниже, чем среди нееврейских банкирских семей (см. Финансы). Однако экономический либерализм, стремление к динамическому развитию, присущие еврейскому экономическому поведению в рассеянии, во многом совпадали с идеологией капиталистического развития.

Для нового времени характерны следующие явления еврейской экономической жизни:

Евреи активно участвовали в промышленном предпринимательстве, в том числе в новых для еврейства областях — инфраструктуре (коммуникации, энергетика, жилищное и гражданское строительство), добыче и переработке первичных материалов.

Возросла роль евреев в сфере обслуживания, в науке, культуре, образовании, системе социальной помощи.

Сельское хозяйство, несмотря на усилия властей и еврейских филантропов, оставалось на периферии еврейской экономической жизни.

Экономическая деятельность еврейских общин заключалась только в филантропических функциях (за исключением коробочного сбора в России). Община оставалась лишь институтом религиозной и национально-культурной автономии.

Об участии евреев в хозяйственной жизни в США, Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Нидерландах, Польше, Швеции, Аргентине, Бельгии см. соответствующие разделы в статьях об этих странах.

Смотрите также

Эйн-Дор

Эйн-Яхав

Эмиот Исраэль

Эттингер Акива Я‘аков

Эхуд