Элдад ха-Дани

ЭЛДА́Д ХА-ДАНИ́ (2-я половина 9 в.), еврейский путешественник. Происхождение и личность Элдада ха-Дани остаются загадочными. Он утверждал, что принадлежит к колену исчезнувшему Дан (отсюда и его прозвище Элдад ха-Дани, то есть данит). Его рассказы о судьбах исчезнувших десяти колен Израилевых приобрели значительную популярность; они сохранились в шести версиях, наиболее полные из которых были записаны с его слов другими людьми. Около 880 г. Элдад ха-Дани прибыл в Кайруан в Тунисе, а в 883 г. написал послание в общины Испании и затем отправился туда. В ответе Цемаха бен Хаима, гаона Сурской иешивы (см. Сура) в 889–898 гг., на запрос кайруанской общины следует, что до своего путешествия в Северную Африку Элдад ха-Дани побывал в Вавилонии. По утверждению караимского ученого 12 в. Иехуды бен Элияху Хадасси (см. Караимы), Элдад ха-Дани совершил два путешествия, первое — в Египет, второе — в Магриб. По рассказам самого Элдада ха-Дани в начале путешествия его корабль затонул, а он и его товарищ попали в плен к племени людоедов. Его товарищ погиб, Элдад ха-Дани был захвачен племенем «огнепоклонников», затем выкуплен неким евреем-торговцем из колена Иссахара.

Основная часть повествования Элдада ха-Дани посвящена коленам Израилевым, среди которых он якобы жил. По его утверждению, даниты вместе с коленами Нафтали, Гад и Ашер создали свое государство в восточной Африке около Ям-Суф (см. Красное море), окруженное страной Куш (Эфиопией). Их земля называлась Хавила — «страна золота» (ср. Быт. 2:11); ею управлял царь Аддиэль (Уззиэль). Колена Израилевы разделяли между собой обязанности по изучению Торы и ведению войн (исключительно оборонительного характера). Наибольшей храбростью в войнах отличались потомки Самсона и Длилы. У колен был судья по имени Авдон и законы, в том числе четыре закона о смертной казни. Жители страны говорили исключительно на священном языке (иврите). Их галахическая (см. Галаха) традиция напрямую восходила к Моисею и Иехошуа бин Нуну.

Элдад ха-Дани также упоминает, что поблизости жили «сыны Моисея» (бней Моше), отделенные рекой Самбатион. Так как в будни река течет бурным потоком и ее невозможно переплыть, а в субботу, когда она останавливает воды, переход ее был бы нарушением Закона, они могли общаться друг с другом, лишь находясь на разных берегах.

Колено Иссахара, согласно сведениям Элдада ха-Дани, — независимое кочевое скотоводческое племя. Сыны Иссахара изучали Тору, у них был свой судья Нахшон, который мог выносить решения даже о смертной казни. Они пользовались не только священным языком, но и языками Параса (персидский) и Мидии (тюркский).

К югу от колена Иссахара, «за горами Парана», в шатрах располагалось колено Звулуна; колено Эфраима и половина колена Менашше находились в «горах Нагед» в «стране Мака». Храброе и воинственное колено Шим‘она и вторая половина колена Менашше пребывали в земле хазар (см. Хазария) и собирали дань с 25 царств, в том числе и мусульманских.

Во время пребывания Элдада ха-Дани в Кайруане местные евреи записали с его слов и отослали гаону Цемаху подробное описание хилхот шхита (см. Убой ритуальный) и трефа. Источники этих оригинальных законов неизвестны. Часть из них близки к караимским нормам (см. Караимы), однако многие обнаруживают очевидное знакомство с элементами талмудического права, а также некоторое мусульманское влияние. Несмотря на то, что практически все халахот Элдада ха-Дани не были приняты средневековыми раввинистическими авторитетами, многие цитировали их с большим уважением (Раши, Ашер бен Иехиэль, тосафисты /см. Тосафот/), да и сам гаон рабби Цемах в своем ответном послании (см. выше) не отрицал возможности существования различных версий халахот. На Элдада ха-Дани ссылались Хисдай Ибн Шапрут в послании к хазарскому царю, рабби Иехуда Ибн Курайш (9 в.), рабби Аврахам бен Моше бен Маймон (1186–1237, сын Маймонида) и др. Однако Аврахам Ибн Эзра и рабби Меир бен Барух из Ротенбурга считали Элдада ха-Дани лжецом.

Несмотря на явно аггадический характер рассказов Элдада ха-Дани и богатую фантазию автора, они были, по-видимому, основаны на вполне реальных исторических прецедентах независимого существования еврейских государств в период средневековья, в числе которых, видимо, были Хазария, фалашские княжества (см. Эфиопские евреи) и последнее Химьяритское государство Ю. Зу Нуваса (начало 6 в., см. также Химьяр). Целью Элдада ха-Дани, очевидно, было поднять дух евреев, живших в диаспоре под властью правителей-иноверцев, рассказами о свободной и независимой жизни десяти колен Израилевых и пробудить в них мессианские надежды. Его рассказы должны были опровергнуть утверждения христианских теологов о невозможности еврейской независимости после разрушения Второго храма.

Вопрос о происхождении самого Элдада ха-Дани до настоящего времени является причиной научных споров, основанных преимущественно на построениях спекулятивного характера. Элдад ха-Дани использует иврит (а не арамейский язык) и халахот, не нашедшие отражения в Талмуде. Это означает, что он не мог принадлежать к еврейским общинам Вавилонии, Эрец-Исраэль, Северной Африки или Испании. Высказывались предположения о том, что он эфиопский еврей или еврей из прикаспийских регионов иудейской Хазарии. Наиболее аргументирована гипотеза (основанная на анализе особенностей его иврита) о принадлежности Элдада ха-Дани к йеменским евреям, проживавшим в северном районе Наджран (см. Йемен).

Впервые рассказы Элдада ха-Дани были опубликованы в Мантуе в 1480 г., а затем издавались несколько раз по различным рукописям, значительно отличающимся друг от друга. Наиболее полное критическое издание текстов рассказов Элдада ха-Дани было осуществлено в Пресбурге (ныне Братислава) в 1891 г. рабби А. Эпштейном (1841–1918). Повествование Элдада ха-Дани переводилось на многие языки, в том числе на идиш (Фюрст, 1769; Вильно, 1849) и русский (в книге П. Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881).

Смотрите также

Эйбеншюц Ионатан

Эйнат

Эстер

Эфрос Абрам

Эштемоа