Эль-Амарнские письма

ЭЛЬ-АМА́РНСКИЕ ПИ́СЬМА, корпус клинописных текстов (381 документ) 14 в. до н. э., обнаруженных в развалинах Ахетатона, служившего в 1340–30-х гг. до н. э. столицей Древнего Египта и находившегося в 300 км к югу от Каира, на правом берегу Нила. Около 350 Эль-Амарнских писем были найдены в 1886–87 гг. бедуинами из племени Бени-Амран (отсюда наименование Тель-эль-Амарна, принятое в современной научной литературе для обозначения руин Ахетатона). Археологический контекст этих документов неизвестен, однако вероятно, что все они хранились в здании, называемом в настенной надписи «домом фараоновых писем». Дополнительные тексты были обнаружены среди развалин Ахетатона в ходе раскопок, произведенных английской и германской экспедициями в 1891–92, 1911–14, 1921–23 и 1926–37 годах. К Эль-Амарнским письмам принято относить также близкое к этим текстам по стилю и содержанию письмо из Тель-ал-Хеси в Израиле. В настоящее время наиболее крупными коллекциями Эль-Амарнских писем располагают Музей истории и культуры Передней Азии в Берлине, Британский музей в Лондоне, Археологический музей в Каире и музей Эшмолеан в Оксфорде. Основные публикации и перевод текстов из Эль-Амарнских писем были подготовлены Й. Кнутсоном, О. Вебером и Э. Эбелингом (на немецком языке, 1915), С. Мерсером (на английском языке, 1939), Э. Рейни (на английском языке, 1970; 2-е испр. изд. — 1978) и У. Мораном (на французском языке, 1987; на английском языке, 1992). На русском языке публиковались лишь отдельные фрагменты Эль-Амарнских писем.

Все Эль-Амарнские письма выполнены месопотамской (см. Месопотамия) клинописью на глиняных табличках. Подавляющее большинство документов написано на средневавилонском диалекте аккадского языка (см. Аккад; Вавилония), который в период поздней бронзы (середина 16 в. – начало 12 в. до н. э.) был на Ближнем Востоке языком международного общения; есть также два документа на хурритском языке (см. Хурриты) и по одному документу — на хеттском (см. Хетты) и ассирийском (см. Ассирия) языках. Лексика аккадских документов архаична для своего времени и зачастую искусственна, в грамматике и синтаксисе многих документов ощущается сильное влияние западносемитских языков (см. Семитские языки) или (в более редких случаях) хурритского языка; таким образом корпус содержит важный лингвистический материал, проливающий свет, в частности, на ханаанские диалекты (см. Ханаан), с которыми генетически связан библейский иврит.

Основную часть Эль-Амарнских писем (305 табличек) составляет переписка фараонов и высших египетских чиновников с правителями подчиненных Египту городов Ханаана, Сирии и Финикии, среди которых — Библ (современный Ливан), Тир, Акко, Та‘анах, Гезер, Иерусалим, Лахиш, а также, возможно, Шхем и Хеврон. Значительное место в корпусе занимают послания царей Митанни (13 табличек), Вавилонии (11 табличек), Алашии (вероятно, Кипра; 8 табличек) и хеттского царства (четыре таблички). Среди текстов из Тель-эль-Амарна есть также литературные произведения (в том числе месопотамские мифы, всего семь табличек), отрывки из словарей и глоссариев и др. Хронологически Эль-Амарнские письма охватывают последние годы правления Аменхотепа III, все царствование Аменхотепа IV (Эхнатона) и первые три или четыре года Тутанхамона, в общей сложности 1360–30-е гг. до н. э.

Эль-Амарнские письма — ценный исторический источник, проливающий свет на многие аспекты международных отношений на Ближнем Востоке в середине 14 в. до н. э., когда весь регион был разделен на сферы влияния «великих держав», между которыми, несмотря на острое соперничество и частые войны, поддерживались тесные дипломатические и экономические контакты. Уникальный характер носят содержащиеся в Эль-Амарнских письмах данные о ситуации в Ханаане в период, непосредственно предшествующий формированию древнеизраильской общности. Из найденной корреспонденции следует, что в середине 14 в. до н. э. Ханаан был одной из египетских провинций, административным центром которой была Газа. В Газе, а также в Яффе и Бет-Шеане стояли египетские гарнизоны, а небольшие подразделения «лучников» (50–300 человек) размещались по мере необходимости в других местах. Местные правители были вассалами фараона (в письмах из Ханаана и Сирии только фараон именуется царем). Они платили Египту дань сельскохозяйственными продуктами, предметами роскоши и рабами, отвечали за безопасность торговых путей и за снабжение находившихся на их территории египетских войск, а также были обязаны в случае необходимости передавать в распоряжение египтян собственные воинские контингенты. Хотя вся территория Ханаана считалась принадлежащей фараону, внутренние границы вассальных царств постоянно менялись в результате войн между местными правителями, которые часто образовывали более или менее прочные коалиции. Так, Лаб‘айу, правивший Шхемом и несколькими городами в Изреельской долине, и правитель Гезера Милкилу противостояли правителю Иерусалима Абди Хеб/па (`раб [богини] Хеб/па`) и правителю Мегиддо Биридие. Египетская администрация, как правило, не вмешивалась в эти стычки, однако враждующие стороны стремились заручиться ее поддержкой: многие Эль-Амарнские письма фактически представляют собой доносы, авторы которых изображают своих противников мятежниками, покушающимися на собственность фараона, а самих себя — верными защитниками интересов Египта (часто эти доносы взаимны). Важную роль в политической жизни Ханаана играли хабиру и суту — группы, находившиеся вне общественных рамок и потому не подчинявшиеся местным правителям и, по всей видимости, враждебные Египту. Их поддержка иногда предопределяла исход военных конфликтов, однако союз с ними рассматривался как измена сюзерену, и заключивший такой союз царь мог лишиться трона, а иногда и жизни (как то, возможно, случилось с вышеупомянутым Лаб‘айу).

Эль-Амарнские письма дают исследователям редкую возможность сопоставить историческое повествование Библии с внебиблейскими источниками. Библейская картина Ханаана периода поздней бронзы как конгломерата малых государств (обычно состоявших из города с прилегающей к нему территорией), враждовавших друг с другом, находит подтверждение в Эль-Амарнских письмах. Однако многие детали библейского повествования отражают реалии более позднего времени, как можно заключить на основании того факта, что ряд ханаанских государств, упоминаемых в книге Иехошуа бин Нуна и Судей Израилевых книге (Иерихон, Ай, Беер-Шева, Арад и др.), не упоминаются в Эль-Амарнских письмах. Археологические раскопки показывают, что в период поздней бронзы некоторые из этих государств были незначительными поселениями или вовсе не существовали. Эль-Амарнские письма показали несостоятельность предположения о том, что описание «прав царя» в I Сам. 8:11–18 отражает административную практику ханаанских государств: отношения между правителем и его подданными строго регулировались в них законом и обычаями.

Смотрите также

Эл-‘Ал

Элон-Море

Эпельбаум Михаил

Эренкранц Биньямин Вольф

Эфрос Абрам