Эльман Миша

Э́ЛЬМАН Миша (Михаил Саулович; Elman, Mischa; 1891, местечко Тальное, Киевская губерния, – 1967, Нью-Йорк), скрипач. Дед Эльмана был клезмером, отец преподавал иврит и Библию, был также скрипачом-любителем. С четырех лет Эльман начал заниматься игрой на скрипке с отцом, затем его отправили в Императорскую музыкальную школу в Одессе, где он учился у А. Фидельмана. В пятилетнем возрасте Эльман дал свой первый концерт. В 1901 г. игру Эльмана услышал Л. Ауэр и предложил ему место в своем классе в Санкт-Петербургской консерватории, для чего добился, угрожая собственной отставкой, права для всей семьи Эльмана на переезд в Санкт-Петербург. Эльман стал любимым учеником Ауэра.

В 1904 г. он дал концерт в Санкт-Петербурге, заменив самого Ауэра, сказавшегося больным, и исполнил «Вечное движение» Н. Паганини и концерт Ф. Мендельсона (шесть раз играл на бис). В том же году дебютировал за пределами России — вначале в Берлине, где имел колоссальный успех; ему предложили ангажементы на концерты в разных городах Германии. В 1905 г. состоялся один из триумфальных концертов Эльмана — его дебют в Лондоне, где он исполнил сложнейший концерт П. Чайковского, по словам критиков, с легкостью преодолевая технические трудности и интерпретируя сочинение в духе композитора. (Сам Ауэр, которому Чайковский сначала посвятил этот концерт, считал, что сыграть его невозможно, и Чайковский снял посвящение.)

В 1906 г. Эльман исполнил в Лондоне концерт Брамса, входивший тогда в репертуар лишь некоторых зрелых скрипачей. Интерпретация 15-летнего Эльмана была признана критиками глубокой, экспрессивной и технически совершенной. К этому времени пресса оценивала Эльмана не как вундеркинда, но как зрелого музыканта, отмечая глубину звука, мастерство фразировки, совершенство замысла и владения формой.

В 1908 г. состоялся дебют Эльмана в США: в Нью-Йорке он исполнил концерт Чайковского с Русским симфоническим оркестром под управлением М. Альтшулера (1873–1963), затем дал первый сольный концерт в Карнеги-холл. С этого года Эльман активно и успешно концертировал в Америке и Европе. Выступая перед английской королевской семьей вместе с Э. Карузо, Эльман подружился с певцом и впоследствии в Нью-Йорке много выступал с ним и сделал ряд записей.

В 1914 г. Эльман получил от императора Николая II освобождение от воинской службы, сопровождавшееся словами: «Россия не желала бы наносить ущерба одному из своих великих гениев». Вскоре Эльман переехал в США, где в 1923 г. получил гражданство. В 1924 г. Эльман практически прервал свою деятельность солиста и занялся камерной музыкой, основав Эльман-квартет. В 1936–37 гг. Эльман вернулся на сцену как солист, дав в Карнеги-холл цикл из пяти концертов и включив в программы 15 наиболее исполнявшихся в то время концертов для скрипки с оркестром. Один из наиболее значительных концертов последних лет жизни Эльмана состоялся в Лондоне, в зале Альберт-холл, который он особенно любил, где в 70-летнем возрасте он исполнил концерты Брамса и Мендельсона (редкий случай даже для молодых музыкантов исполнения двух сложнейших концертов в одной программе). Эльман был первым исполнителем посвященного ему скрипичного концерта Б. Мартину (1944) и «Экстаза-поэмы» Э. Изаи.

Эльман занимался и композицией: сочинил оперетту, ряд пьес для скрипки и фортепиано (наиболее известные из них — «Романс» и «Гондола»), обработки народных песен и песен различных авторов, в том числе популярной израильской песни «Эли, Эли» (стихи Ханны Сенеш, музыка Д. Захави), сделал ряд переложений для скрипки и фортепиано (в том числе фортепианных произведений Бетховена, Шуберта и Рахманинова). Был первым исполнителем нескольких посвященных ему произведений.

Эльман — один из выдающихся скрипачей 20 в., вошедший в историю скрипичного искусства как наиболее замечательный представитель ауэровской школы и первый из учеников Л. Ауэра, прославивший эту школу на весь мир. Эльман — создатель особого, «эльмановского» стиля, отличающегося мелодичностью и совершенством техники исполнения. По мнению американского музыкального критика Д. Брука, особенностью игры Эльмана было не техническое мастерство и не красота звука, но «то свойство еврейской духовности, которое артисты еврейского происхождения способны вложить в музыку мрачного настроения».

О жизни Эльмана его отец написал книгу «Воспоминания отца Миши Эльмана» (Н.-Й., 1933).

Смотрите также

Эйнхорн Давид

Эйфман Борис

Эмден Я‘аков

этнология

Эфроимсон Владимир