эфиопские евреи

ЭФИО́ПСКИЕ ЕВРЕ́И (эфиопский этноним фалаша /на древнеэфиопском языке геэз/ — `пришельцы`, `выходцы`; самоназвание бе́та Исраэль — `дом Израиля`), этнолингвистическая группа (община), которая до массовой алии в Израиль (начало 1980-х гг.) проживала в основном в северной и северо-западной Эфиопии. К этому периоду община насчитывала около 45 тыс. человек.

История общины. Эфиопские евреи населяли области вокруг озера Тана и к северу от него (например, горы Сымен). Во 2-й половине 20 в. они жили примерно в 500 собственных селениях в областях Сымен (Семиен), Дембиа, Секелт и Волкает, главным образом в провинции Гондар (ныне Бэгемдыр и Сымен). Эфиопские евреи также проживали в провинции Тигре, в исторических областях Ласта и Куара и в городах Гондар (в отдельном квартале) и Аддис-Абеба. Основным их занятием было земледелие (большинство — арендаторы), а также различные ремесла: гончарное дело, прядение, ткачество, плетение корзин, кузнечное и ювелирное дело. Многие работали в городах на строительстве. В сущности бета Исраэль были главным образом ремесленниками, особенно в северо-западной Эфиопии. Родным языком эфиопских евреев были диалекты агавских (агау) языков, хотя большинство владело официальным языком Эфиопии — амхарским, и лишь незначительная часть говорила на языке тиграй. Эфиопские евреи исповедовали разновидность неталмудического иудаизма (ср. Караимы).

В 1977–93 гг. абсолютное большинство эфиопских евреев переселилось в Израиль. Лишь отдельные семьи и разрозненные группы (например, евреи Куары, их алия началась в 1998–99 гг.) пока остаются в Эфиопии. По оценочным данным во 2-й половине 1999 г. в стране проживали около 2300 человек, имевших право на алию согласно Закону о возвращении; к тому же в стране живет от тридцати тысяч до ста тысяч обращенных в христианство монофиситского толка эфиопских евреев и их потомков, так называемых фалашмура, значительная часть которых стремится вернуться к иудаизму и переехать в Израиль.

Время поселения эфиопских евреев в Эфиопии не установлено. Согласно эфиопской легенде, одинаково признаваемой как местными христианами, так и эфиопскими евреями, основателем правившей в Эфиопии «Соломоновой династии» был нгусэ негэст (`царь царей`) Менелик I, сын царя Соломона и царицы Савской Меакеды (см. Саба). Когда Менелик после помазания на царство в Иерусалимском храме отбыл на родину (Саба располагалась на юге Аравийского полуострова, а в Эфиопии находились лишь ее колонии), его сопровождали Азария, сын первосвященника Цадока, и 12 старейшин с семьями. Эфиопские евреи считают себя потомками этих знатных людей Иерусалима. Согласно научным теориям, разделяемым большей частью этнографов и историков, эфиопские евреи — хамитского (кушитского) происхождения и принадлежат к группе племен агау, составлявшей часть автохтонного населения северной Эфиопии до того, как туда в 1 тысячелетии до н. э. переселились из Южной Аравии семитские племена. По одной теории, еврейская религия распространялась среди племен агау евреями — жителями Южной Аравии, хотя она могла дойти до них и через Египет, или даже благодаря евреям, осевшим в Эфиопии и со временем ассимилировавшимся среди местного населения. Эфиопские хроники свидетельствуют, что иудаизм был широко распространен еще до обращения в христианство (4–5 вв.) Аксумского царства в северной Эфиопии. Считается, что вследствие этого начались гонения на последователей иудаизма, которым пришлось покинуть прибрежный регион и отступить в горные районы к северу от оз. Тана, где они сосредоточились и сохраняли политическую независимость под предводительством собственных правителей. Пленные евреи, приведенные в 525 г. после похода аксумского царя Калеба против химьяритского (см. Химьяр) царя Юсуфа Зу Нуваса, были поселены в исторической области Сымен и укрепили приверженность местного населения к иудаизму. Считается, что таким образом, вероятно, сформировалась община бета Исраэль, которая в сущности была остатками населения, сохранившегося с дохристианского периода древнего эфиопского царства Аксум.

Согласно другой теории, община бета Исраэль происходит не от местного населения, принявшего в первые века нашей эры еврейскую религию, а является результатом своеобразного развития одной из ветвей эфиопского христианства, испытавшей большее влияние иудаизма, чем основное течение коптской монофиситской церкви в целом.

Современные ученые (например, профессор Иерусалимского университета С. Каплан и др.) признают, что формирование бета Исраэль следует воспринимать как результат процессов, происходивших в Эфиопии в 14–16 вв. В этот период многие ранние группы так называемых эйхудов (включали повстанцев, еретиков, а также людей, исповедовавших иудаизм), жившие в северо-западной Эфиопии, слились в единую этническую общность, получившую прозвище фалаша. Появление этой группы со своей особой идентичностью было результатом различных политических, экономических и идеологических факторов.

Первое достоверное сообщение о людях, позднее известных как фалаша, появляется в военных хрониках эфиопского императора (в русской традиции негус) Амда Сейона в 1314–44 гг. Согласно этим источникам, негус послал войска воевать с людьми, «подобными евреям», жившими в районах Семиен (Сымен), Вагара, Саламт и Сагаде. Действительно, правление Амда Сейона положило начало войнам между бета Исраэль и христианскими негусами, продолжавшимся 300 лет. Несмотря на интенсивность этих войн и трагическую роль, которую они играли в формировании общины бета Исраэль, их следует рассматривать в контексте исторических событий в Эфиопии. Когда императоры Соломоновой династии расширяли подвластную им территорию, они сталкивались с прежде независимыми группами и покоряли их. Даже когда враждующие стороны придерживались разных вероисповеданий, религия играла относительно слабую роль в этих столкновениях, поскольку эфиопские правители обычно ставили политическую лояльность гораздо выше, чем религиозное единство. Община бета Исраэль, в свою очередь, часто была готова к объединению с другими противниками императора, независимо от их религии.

Император Йешаг в 15 в. был первым правителем Соломоновой династии, который лично повел войска против бета Исраэль. С помощью дружественных ему мелких князей из бета Исраэль он нанес сокрушительное поражение иудею, правителю Сымена и Дембии. Затем Йешаг принудил своих противников обратиться в христианство или отдать права на наследованные земли. Считается, что он издал декрет: «Тот, кто был обращен в христианство, может унаследовать землю своего отца, если нет — пусть он будет фалаши». Если этот текст является источником термина «фалаша», нет сомнений в том, что правление Йешага означало начало долгой политики ущемления гражданских прав бета Исраэль, что окончательно лишило большинство из них возможности иметь наследственные земли. Вследствие этого часть бета Исраэль идентифицировала себя с правящими землевладельцами-христианами и приняла монофиситское христианство. Большинство же членов общины либо переселились в периферийные районы, где центральная власть была слаба и борьба за землю не была такой напряженной, либо стали арендаторами земли, что значительно понизило их социальный статус. Оставшиеся верными еврейской религии земледельцы дополнительно занялись ремеслами (кузнечное, гончарное, ткаческое), чем укрепилось профессионально-экономическое своеобразие членов общины.

В то же время глубокие преобразования в религиозной идеологии, практике и установлениях бета Исраэль привели к развитию гораздо более четкой и определенной религиозной системы общины. Как устное предание бета Исраэль, так и письменные источники показывают со всей очевидностью, что образующие компоненты религиозной системы общины развились не ранее 14–15 вв. Все основные элементы религии бета Исраэль первоначально обусловлены влиянием христианских монахов — Аббы Сабры и Цагги Амлака. Некоторые исследователи считают, что этноним «фалаша» происходит от слова «фалашьян» — «монах» (на амхарском языке). Монашество (сохранялось у эфиопских евреев до 20 в.), законы чистоты, праздники, литературные труды и литургия — это лишь немногие элементы духовной жизни, которыми бета Исраэль обязана своим «культурным героям» Аббе Сабре и Цагге Амлаку.

15–16 вв. были также ключевым периодом в формировании политической позиции бета Исраэль. До конца 15 в. сопротивление народов и племен из области оз. Тана императорам Соломоновой династии, очевидно, было региональным явлением, и невозможно отчетливо выделить этнические подгруппы, участвовавшие в нем. С 16 в. бета Исраэль выступает как определенная группа, которой управляли князья, возглавлявшие собственное войско. Хотя община и в дальнейшем находила союзников среди других противников негуса, границы этой конфессионально-этнической группы стали гораздо отчетливее.

Различные политические, экономические и религиозные факторы в 16–17 вв. способствовали ухудшению отношений между бета Исраэль и христианскими правителями, однако важнейшим фактором стало постепенное смещение политического центра империи в область Гондар (Гондэр). Негусы Сарса Дангел и Сусениос вели военные кампании против бета Исраэль и построили замки-крепости на территориях близ озера Тана. Поскольку император все больше и больше времени находился в этом регионе, требования к местным жителям значительно возросли. Когда против негуса Сусениоса (1607–32) восстали племена агау, бета Исраэль под предводительством своего князя Гедеона (Гид‘она) присоединилась к мятежникам. В результате тяжелой борьбы негус захватил крепости бета Исраэль, истребил многих членов общины, часть продал в рабство, а оставшимся предложил выбрать крещение либо смерть. Так был положен конец независимости бета Исраэль, а земли, принадлежавшие общине, были конфискованы. Князь Гедеон вместе с другими отказавшимися принять христианство погиб во время учиненного над ними побоища. Под угрозой смертной казни запрещалось соблюдать иудейские обряды. (Впоследствии насильственно крещенным разрешили вернуться в лоно их прежней религии.)

Однако религиозные, экономические и общественные изменения, которые происходили с 14 в., дали бета Исраэль новые средства самосохранения в период, когда столицей единой империи был г. Гондар (1632–1769). Часть воинов бета Исраэль были немедленно включены в императорскую армию, тогда как другие члены общины выдвинулись как строители (каменщики и плотники) храмов и дворцов в Гондаре. Некоторые из бета Исраэль за преданную службу императору даже получали в награду титулы и земельные наделы.

В эпоху феодальной раздробленности, когда Эфиопия представляла собой государство, состоящее из нескольких полузависимых княжеств (провинций; 1769–1855), община бета Исраэль потеряла почти все свои экономические преимущества, которые имела при гондарских императорах. Без сильного центрального правительства, способного и готового защитить членов общины, местные правители могли без труда завладеть их землей и собственностью. Фактическое отсутствие императорской власти означало также резкое падение спроса на квалифицированных каменщиков и плотников из бета Исраэль. Когда потребность в специалистах-ремесленниках снизилась, члены общины занялись кузнечным и гончарным делом, и их социальный статус снизился. Из-за того, что они занимались этими «презренными» (по поверьям местного населения) профессиями, христианские соседи относились к членам бета Исраэль со страхом и неодобрением. Гончары и кузнецы, преобразовывавшие предметы благодаря своей «власти над огнем», зачастую считались оборотнями (буда), существами, по ночам превращающимися в гиен и нападающими на невинных жертв.

Эпоха князей была также трудным периодом и в религиозной жизни бета Исраэль. Очевидно, монахи как и прежде играли основную роль в сохранении общины. Один из них, как предполагают, Абба Ведайе, начал в 1840-е гг. религиозное возрождение, что вернуло многих выходцев из бета Исраэль в лоно религии их отцов и предков.

Современный период эфиопской истории начался с приходом к власти негуса Теодроса (Федора) II (1855), покончившего с обычаем назначать номинальных императоров из так называемой Соломоновой династии. Теодросу удалось возродить фактическую верховную власть и на некоторое время ликвидировать феодальную анархию. Он подавлял любые проявления сектантства (отхода от ортодоксального христианства монофиситского толка), а также иудаизм и ислам, рассматривая эти религиозные учения как идеологическое выражение сепаратизма. В ходе массовых крещений насильственных членов бета Исраэль в 1850–80-х гг. приходилось применять императорское войско.

Правление Теодроса положило начало интенсивному европейскому участию в делах Эфиопии. Как одно из проявлений этого следует рассматривать учреждение в 1859–60 гг. протестантской миссии под контролем Лондонского общества по распространению христианства среди евреев. Появление миссионеров означало, что Запад стал воспринимать фалаша как евреев.

Влияние христианской миссии (действовала около 50 лет) было минимальным с точки зрения числа членов общины, которых удалось обратить в христианство. Однако ее влияние сказалось в тех изменениях, которым подверглись оставшиеся верными традиции члены общины. Религиозная система бета Исраэль, особенно монашество, ритуал жертвоприношений и практика очищения были подвергнуты беспрецедентной критике, концентрировавшейся на чужеродности такой практики «нормативному» иудаизму и в некоторых случаях даже библейской традиции. Миссионеры из Лондонского общества были первыми, кто отнесся к бета Исраэль как к евреям, а не как к секте иудействующих. Деятельность миссионеров во 2-й половине 19 в. была основным фактором в истории этой общины, который не оставлял сомнений в существовании более универсальных форм еврейской самоидентификации среди бета Исраэль и привлек к ним внимание мирового еврейства.

В ответ на действия миссионеров многие еврейские ученые стали добиваться, чтобы этой неизвестной затерянной общине была оказана помощь. В 1868 г. по поручению Альянса (Всемирного еврейского союза) в Эфиопию приехал французский семитолог-востоковед И. Халеви для исследования вопроса о принадлежности общины бета Исраэль к еврейскому народу. Несмотря на то, что в своем отчете Халеви идентифицировал фалаша с евреями и в связи с этим еврейские организации развернули филантропическую деятельность в поддержку бета Исраэль, в последующие 36 лет ничего существенного не было предпринято. Тем временем события в Эфиопии, главным образом так называемый великий голод (кифу-кен) 1888–92 гг., продолжали подрывать жизнестойкость бета Исраэль и привели к крещению части членов общины. Переломный период в истории бета Исраэль связан с прибытием в 1904 г. в Эфиопию ученика И. Халеви Я. Файтловича. Именно его деятельности община обязана приобщением к еврейскому национальному сознанию и еврейской истории, тем, что образно можно назвать путем от фалаша к эфиопским евреям. Файтлович считал бета Исраэль изолированной группой этнических евреев, осевшей в примитивном африканском окружении и подвергшейся его влиянию. В докладе Э. де Ротшильду (финансировавшему экспедицию) Файтлович писал: «Когда я был в Африке среди фалаша, окруженных племенами полудикарей, я чувствовал невыразимую радость, отмечая их энергию, восприимчивость, высокие моральные качества, которые отличают их [от других эфиопов]».

Одной из основных задач Файтловича была религиозная реформа бета Исраэль, которая ставила перед собой цель приблизить общину к «нормативному» иудаизму: «Откажитесь от монашества, жертвоприношений и ритуалов очищения и примите религию, являющуюся подлинным продолжением той библейской веры, которую вы исповедуете».

Файтлович пытался создать в Эфиопии и за ее пределами школы для бета Исраэль с целью приобщить молодежь, а через нее и всю общину, к современной цивилизации и традиционному иудаизму. В 1909 г. Файтлович на аудиенции у негуса Менелика II обратился к нему с просьбой принять меры для улучшения положения бета Исраэль. В Европе (Германия, Италия) Раффаэле Оттоленги (см. Оттоленги, семья) организовал общество «Про фалаша»; были учреждены общественные комитеты помощи эфиопским евреям; Файтлович организовал передвижные школы, проводившие попеременно занятия в деревнях бета Исраэль, а в 1923 г. при поддержке американских евреев он открыл в Аддис-Абебе интернат для детей и подростков. По его инициативе молодых эфиопских евреев послали на учебу в Европу, США и подмандатную Палестину (см. И. Богале), впоследствии некоторые из них были назначены на важные государственные посты в Эфиопии и остались верны негусу Хайле Селассие I в период итальянской оккупации (1936–41).

Итальянское вторжение (1935–36) прервало деятельность Файтловича в Эфиопии. Сначала фашистские власти отнеслись к бета Исраэль как к угнетенному национально-религиозному меньшинству, освобожденному от амхарского владычества. Лишь некоторые члены общины бета Исраэль поддерживали итальянцев, другие (их было значительно больше) участвовали в патриотической партизанской борьбе. К концу итальянской оккупации фашистские власти ввели расистское, антиеврейское законодательство (см. Италия).

Период после возвращения Хайле Селассие в Эфиопию (1941) и до конца его правления (1974) был одним из важнейших в истории бета Исраэль. Страна беспрецедентным образом была открыта современным влияниям, включая возрожденную деятельность миссионеров. Контакты с еврейским миром (в том числе Еврейским агентством) также значительно возросли, особенно после создания Государства Израиль (1948). С середины 1950-х гг. молодежь бета Исраэль стали направлять в Израиль для получения образования. В это же время в сельских местностях были открыты начальные школы для эфиопских евреев, а в городе Асмара (Эритрея) была основана учительская семинария.

Хотя эфиопская революция 1974 г. казалась многообещающей для бета Исраэль, надежды членов общины, как и надежды многих в стране, не оправдались. Бета Исраэль приветствовали провозглашенную в марте 1975 г. земельную реформу, которая обещала освободить их от тягот арендаторства. На самом же деле перераспределение земли было несправедливым, и бывшие арендаторы-эфиопские евреи часто подвергались преследованиям со стороны прежних христиан-землевладельцев. Установленная государственная политика религиозной свободы и сокращение деятельности иностранных миссионеров также воспринималось бета Исраэль как положительный шаг. Однако стремление революционных властей (в связи с гражданской войной мусульман в Эритрее) подавить этнический сепаратизм не обошло стороной и бета Исраэль. В отдельных случаях власти приостанавливали или запрещали религиозные церемонии общины. В этот период община также пострадала от ухудшившегося в целом материального положения и снижения безопасности в стране. С резким ухудшением условий жизни в Эфиопии религиозная привязанность бета Исраэль к Иерусалиму (который воспринимался ими расширительно как весь Эрец-Исраэль) трансформировалась в активное желание переселиться в Израиль (см. ниже).

Этнические особенности. Внешне эфиопские евреи мало отличаются от местного населения Эфиопии — амхара, хотя в самой общине нет однородного типа. Из-за смеси хамитских и семитских элементов у эфиопских евреев наблюдается большая разница в цвете кожи и в чертах лица, иногда напоминающего африканский тип (агау), а иногда семитский тип (весьма сходный с типом восточных евреев). В общине сохранилось представление, что более темнокожие, с явными африканскими чертами эфиопские евреи — бария — являются потомками рабов, принявших веру бета Исраэль. Группа бария, которая обозначает одновременно и статус, и происхождение, противопоставляется группе чуа (`красные`), которые, согласно традиции, придя из Эрец-Исраэль, якобы посмуглели из-за африканских климатических условий (народное поверье эфиопских евреев утверждает, что после переселения в Израиль кожа «настоящих» евреев вновь побелеет). Чуа обычно не вступают в браки с бария. Имеется также немногочисленная группа смешанного происхождения («красно-черные»), которая появилась в результате отношений между мужчинами чуа и рабынями бария.

Фундаментом этнического самосознания бета Исраэль являлась религиозная система, совмещающая ветхозаветно-иудейские, христианские и панэфиопские верования и обряды. В 20 в. после отмирания института монашества (мужского и женского) у бета Исраэль священнослужители (кессох, или кахенат) стали главными духовными лидерами общины. Они проводили литургические обряды, совершали жертвоприношения, проводили обряд обрезания, руководили жизнью общины. В связи с низким уровнем грамотности у эфиопских евреев кессох были основными хранителями ритуала и религиозно-исторической традиции. Если ранее другие священнослужители также осуществляли религиозную службу, то после 12 в. почти все они исчезли. Однако дабатарох (чтецы, помощники кессох) сохранились, главным образом в качестве писцов и религиозно-магических целителей, а также учителей в сельских религиозных школах.

Члены бета Исраэль традиционно отправляли службу в маленьких круглых молитвенных домах (масгид или салот бет), которые состояли из трех концентрических комнат. Эта форма встречается также в эфиопских церквах и, как считается в Эфиопии, повторяет Храм Соломона.

В Эфиопии члены бета Исраэль соблюдали годичный цикл праздников и постов в соответствии с лунным календарем, сходным с общепринятым еврейским. Год в общине начинался с месяца нисан, как это принято в Библии (в позднейшей традиции седьмой месяц еврейского года); согласно Пятикнижию праздновались новолуние и еврейские праздники. Многие праздники, хотя и известные под местными названиями, имели то же значение и справлялись в то же время года, что и еврейские праздники во всем мире: Рош ха-Шана (Берхан Сарака), Иом-Киппур (Астасрейо), Суккот (Ба‘ала Масалат) и Песах (Фасика). Не праздновались Пурим, Ханукка и Симхат-Тора. В Песах члены общины совершали ритуальное жертвоприношение и ели подобный мацце особый хлеб, приготовленный из неквасного теста.

Другие праздники бета Исраэль восходят к аналогичным в эфиопской христианской культуре. Среди них Сегед, который соответствовал христианскому эфиопскому дню покаяния в память св. Михаила, этот день отмечали 12 числа каждого месяца. Впоследствии Сегед стали отмечать через семь недель после Иом-Киппур (Астасрейо) в конце хешвана и переосмыслили его как праздник Синайского откровения и грядущего возвращения эфиопских евреев на родину в Эрец-Исраэль. В Израиле Сегед справляют в Иерусалиме, по традиции службу ведут кессох. Сегед превратился в специфический праздник общины, на который эфиопские евреи съезжаются со всей страны.

Самым важным днем в религиозной жизни бета Исраэль всегда была суббота (санбат). Члены общины твердо верили в единого Бога, Господа Израиля, избравшего свой народ, во Всевышнего, который пошлет Мессию, чтобы искупить их и возвратить в Святую Землю. Мессианские движения неоднократно возникали среди бета Исраэль.

До 20 в. религиозная система бета Исраэль отражала уникальность общины в контексте более широкой эфиопской иудеохристианской культуры. Однако контакты с зарубежными евреями привели к существенным изменениям в их традиции. Праздники все больше отождествлялись с общееврейскими моделями, обычаи, отклоняющиеся от норм иудаизма, такие как жертвоприношения и монашество, отмирали, иврит стали иногда употреблять в богослужении, и свитки Торы стали использоваться наряду с традиционным изводом Библии (так называемый Орит) на культовом языке (геэз) эфиопской монофиситской церкви.

В большинстве случаев члены бета Исраэль говорили на языках того региона, в котором они жили. В прошлом община бета Исраэль говорила на различных диалектах агавских (агау) языков. Эти кушитские диалекты сохранились лишь среди незначительной группы людей преклонного возраста и в отдельных словах и целых фразах, включенных в молитвы бета Исраэль. Молитвы, как и большинство культовых текстов бета Исраэль, написаны главным образом на языке геэз. Христианские тексты на геэз, включающие слова на библейском иврите, также употреблялись бета Исраэль, однако некоторые слова появляются исключительно в писаниях общины, например, сафур (шофар), гадол (`большой`), Эль-Шаддай (`Бог Всемогущий`), гойим (`народы`, `иноверцы`), Тора.

Португальские иезуиты, посетившие Эфиопию в 17 в., утверждали, что фалаша имели Библию в оригинале и использовали в богослужении искаженный иврит. Однако это сообщение ничем не подтверждается, и с достаточной долей основания можно сказать, что до контактов с мировым еврейством члены общины, вероятно, не были знакомы с ивритом.

Религиозная литература бета Исраэль показывает прочную связь общины с более широким эфиопским христианским окружением. Их версия Орит идентична Ветхому завету христианского Священного Писания. У бета Исраэль, как и в эфиопской церкви, канонический текст Библии включал апокрифы и псевдоэпиграфы: книгу Товита, книгу Юдифь, Премудрость Соломона, Бен-Сиры Премудрость, I и II Маккавеев книги, книгу Баруха, а также книгу Эноха (см. Ханох) и Юбилеев книгу (или Малое Бытие). Последняя книга существенно повлияла на религиозную практику и календарную систему бета Исраэль. Хотя члены общины не были знакомы с Талмудом и поздними трудами раввинистической литературы, их литература содержит некоторые предания, соответствующие традиции Гемары и Мидраша.

Интерес для понимания истории и религиозно-культурного развития бета Исраэль представляет ряд апокрифических трудов, попавших в общину между 14 и 18 вв. Почти все они испытали очевидное христианское влияние или просто были христианского происхождения. Все эти труды были приспособлены к условиям бета Исраэль, и христианские элементы исключены из них. В трудах преобладают три основные темы:

1. Святость субботы, которая выражена в «Те‘эзаза санбат» («Предписания субботы»), «Нагара санбат» и «Абба Элиас».

2. Жизнь и, в особенности, описание смерти библейских героев в таких сочинениях, как «Мота Мусе», «Мота Арон», «Гадла Абрехам», «Гадла Исхак», «Гадла Я‘аков», «Нагара Мусе» и «Арде‘эт»;

3. Судьба души после смерти в сочинении «Нагара Мусе», «Барух», «Горгориос» и «Машафа Мала‘ект».

Есть и другие религиозные сочинения: «Веддасса Тебаб», «Гадла Сосна», IV кн. Эзры и «Баквдами Габра Эгзи‘абхер».

Из оригинальных рукописных произведений, созданных бета Исраэль, особую роль в практической религиозной жизни общины сыграл сборник «Те‘эзаза санбат», в котором собраны законы о субботе (согласно книге Юбилеев) и легенды о сотворении человека, о райском саде, о субботе, о Ное, Аврааме, Моисее и т. д. Согласно преданиям бета Исраэль, автором этого труда был некий монах 15 в.

Рукописи бета Исраэль начинаются не с принятого христианского благословления Троицы, а со слов: «Благословен Господь, повелитель Израиля, повелитель всего духа и всей плоти».

С конца 19 в. различные тексты бета Исраэль на языке геэз были опубликованы привезшими их из Эфиопии И. Халеви, Я. Файтловичем и другими исследователями (часть рукописей была переведена на разные языки). Видимо, ряд неизвестных трудов находятся в различных европейских библиотеках, а также и у самих членов общины.

Одеждой членов бета Исраэль не отличались от остального эфиопского населения, лишь священнослужители кессох (ед. число кесс) носили особый головной убор. В целом религиозные обычаи и нормы у бета Исраэль напоминали обычаи и нормы христиан, но не совпадали с ними. В обеих общинах исполнялся обряд обрезания младенцев мужского пола на восьмой день после рождения, согласно предписанию Пятикнижия. В бета Исраэль, как и в большинстве областей Африки, практиковалось и обрезание девочек. Бета Исраэль, так же как эфиопы-монофиситы, соблюдали после смерти близких семидневный период оплакивания, сопровождаемый рядом поминальных служб (тазкар). Исповедь у священнослужителя — ежегодную и предсмертную — практиковали обе религиозные общины. Как и большинство эфиопов, члены бета Исраэль не употребляли в пищу свинину.

Несмотря на эти общие черты, важно подчеркнуть те аспекты, которые отличали членов общины и помогали выработать и сохранить их этническую самобытность. Члены бета Исраэль не ели сырое мясо, они соблюдали предписания Пятикнижия о «чистых» и «нечистых» животных (см. Кашрут) и об удалении седалищного нерва (так называемый гид ха-наше) из бедра млекопитающего.

Убой ритуальный (шхита) выполнял кесс. Подобно своим соседям христианам и мусульманам, бета Исраэль не употребляли еду, особенно мясную, приготовленную представителями иной конфессии. На общих празднествах пища готовилась отдельно для каждой религиозной группы. У бета Исраэль были специальные ножи для ритуального убоя животных. Обычаи общины требовали предельно сокращать контакты с представителями других религиозных групп. Те, кто нарушал эти запреты, должны были очиститься постом и ритуальным омовением, прежде чем допускался их контакт с единоверцами.

Женщины в некоторых эфиопских группах также выполняли законы очищения в период менструации и в послеродовой период, но в бета Исраэль предписание о ритуальной чистоте (см. Чистота и нечистота ритуальные) соблюдалось особенно тщательно. Женщин изолировали в специальном строении во время месячных, а также на 40 дней после рождения мальчика и на 80 после рождения девочки. Среди членов бета Исраэль соблюдалась моногамия (см. Моногамия и полигамия). Развод разрешали редко, и лишь прелюбодеяние считалось достаточным основанием для расторжения брака. Семейная жизнь в общине обычно отличалась безупречностью. По этой причине венерические заболевания, широко распространенные в Эфиопии, среди бета Исраэль почти не наблюдались.

Алия и абсорбция эфиопских евреев. После того, как члены общины в начале 20 в. познакомились с традиционными нормами иудаизма, они проявили значительную меру готовности подчиниться их требованиям. Однако проект переселения общины в 1950–60-х гг. не нашел положительного отклика как со стороны Еврейского агентства, так и израильских властей (в частности, Министерства абсорбции). Лишь малочисленные группы репатриантов из Эфиопии стали прибывать в Израиль в 1965 г.

В 1973 г. сефардский верховный раввин Израиля О. Иосеф признал общину бета Исраэль евреями, потомками колена исчезнувшего (Дана), отвечающими требованиям Галахи. Это открыло для общины возможность алии. С 1977 г. алия эфиопских евреев возобновилась, и в 1980-е гг. число прибывающих постоянно увеличивалось (в 1980 г. — 258 человек, в 1981 г. — 647 человек, 1982 г. — 949 человек, 1983 г. — 2201 человек). Резкое ухудшение экономического положения в Эфиопии, политическая нестабильность, катастрофическая засуха, а также враждебное отношение окружающего населения поставили под угрозу само существование общины бета Исраэль. В ходе операции «Моше», предпринятой правительством Израиля в ноябре 1984 г., прямыми перелетами из сборных пунктов на севере Эфиопии и юге Судана (куда будущих олим доставляли с помощью сотрудников секретных служб и спецподразделений военно-морских сил Израиля) были переправлены в Израиль около 14 тыс. эфиопских евреев. В результате трудностей, связанных с прибытием в сборные пункты (голод, тяготы пути, разбойники, произвол местных властей), погибло около четырех тысяч эфиопских евреев.

Демографическая структура этой алии отличалась высоким числом лиц младше 18 лет (около 50%) и незначительным числом старше 60 лет (5%). Среди олим было большое число неполных семей и одиночек. Репатриация эфиопских евреев выдвинула совершенно новые проблемы. Приспособление к новой социальной действительности и к достижениям современной цивилизации были основой успешной абсорбции. Но существовала также религиозная проблема: в результате многовековой изоляции религиозная практика эфиопских евреев не соответствовала установившимся нормам Галахи. Все это потребовало разработки особой программы абсорбции, затрагивающей все стороны жизни репатриантов. Правительство Израиля прилагало усилия для репатриации оставшихся эфиопских евреев (в 1985 г. — 1886 человек, 1986 г. — 236, 1987 г. — 231, 1988 г. — 595, 1989 г. — 1448). В 1990 г. в результате улучшившихся отношений с Эфиопией в Израиль прибыло 4121 человек, а в мае 1991 г., когда повстанцы подошли к Аддис-Абебе и падение марксистского режима Х. М. Менгисту стало неотвратимым, над эфиопскими евреями, сконцентрировавшимися в столице в ожидании выезда в Израиль, нависла угроза. Правительство Израиля приняло решение о немедленной эвакуации оставшихся. В ходе операции «Шломо» был создан воздушный мост между Аддис-Абебой и Израилем, и в течение 36 часов были эвакуированы более 15 тыс. эфиопских евреев. Переезд в Израиль в 1990–92 гг. 27 803 человек практически положил конец существованию бета Исраэль как реальной этнической группы в Эфиопии. В 1993 г. из Эфиопии прибыло 862 человек, в 1994 г. — 1192, в 1995 г. — 1312, в 1996 г. — 1361, в 1997 г. — 1677, в 1998 г. — 3105, в 1-й половине 1999 г. — 1883.

В 1994 г. межминистерская комиссия правительства Израиля приняла решение о выдаче разрешения на въезд в страну ограниченной группе фалашмура (см. выше), проходившей подготовительный период для возвращения в иудаизм в транзитном лагере в Аддис-Абебе. В связи с тем, что на фалашмура не распространялся Закон о возвращении, они переселялись по Закону о въезде в Израиль и в рамках воссоединения семей. Это решение вызвало дискуссию в стране, так как даже часть эфиопских евреев не считает фалашмура евреями, хотя активная часть общины, возглавляемая депутатом Кнесета (14-го созыва) А. Масале, настаивает на том, чтобы были сняты все ограничения на въезд фалашмура.

Специальная широкая правительственная программа стремится преодолеть и разрешить трудности абсорбции олим из Эфиопии. В Израиле издается газета, а также ведутся передачи государственного радио на амхарском языке. На конец 1999 г. в Израиле численность олим из Эфиопии составляла около шестидесяти пяти тысяч человек (среди них пятнадцать тысяч родившихся в стране).

Смотрите также

эволюция

Эйн-Дор

Эйснер Курт

Элькинд Мендл

Эпштейн Я‘аков Нахум