ювелирное искусство

ЮВЕЛИ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО. Библия неоднократно упоминает драгоценные камни. Наиболее подробное перечисление содержится в описании эфода первосвященника. Для украшения эфода к лямкам прикреплялись два камня шохам (оникс). Нагрудник (хошен) был украшен 12 драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, которые символизировали 12 колен Израилевых: «И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: одем, питда, барекет — это один ряд. Второй ряд: нофех, саппир и яхалом. Третий ряд: лешем, шво и ахлама. Четвертый ряд: и таршиш, шохам и яшфе» (Исх. 28:17–20). Большинство этих камней упомянуто в Иех. 28:13. С талмудических времен (см. Талмуд) переводчики и комментаторы Библии пытались определить, что это за камни. В Библии не упоминается их цвет, поэтому точное определение невозможно. Исследования основываются на анализе названий, на археологических данных относительно использования драгоценных и полудрагоценных камней в качестве украшений и на древних переводах и комментариях.

Драгоценные камни на нагруднике (хошен) первосвященника, согласно Библии и ее русскому синодальному переводу СинодальныйпереводТранслитерацияБиблия рубинодемאֹדֶם топазпитдаפִּטְדָה изумрудбарекетבָּרֶקֶת карбункул¹нофехנֹפֶךְ сапфирсаппирסַפִּיר алмазяхаломיַהֲלֹם яхонтлешемלֶשֶׁם агатшвоשְׁבוֹ аметистахлама אַחְלָמָה хрисолит²таршишתַּרְשִׁישׁ ониксшохамשֹׁהַם яспис³яшфеיָשְׁפֶה ¹ густо-красный прозрачный минерал² современное название — хризолит³ современное название — яшма

Единственный источник, указывающий цвета украшавших эфод камней, — сравнительно поздний Мидраш рабба (Чис. Р. 2:7; см. Мидраш): «...каждый имел знамя особого цвета, соответствовавшего цвету драгоценного камня на груди Аарона... Камнем Реувена был одем, и цвет его знамени был красным, и на нем была вышита мандрагора. Камнем Шим‘она был питда, и его знамя было зеленого (желтого) цвета... Камнем Леви был барекет, и его знамя было на треть белым, на треть черным и на треть красным... Камнем Иехуды был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба... Камнем Иссахара был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма... Камнем Звулуна был яхалом, и цвет его знамени был белым... Камнем Дана был лешем, и цвет его знамени был похож на саппир... Камнем Гада был ахлама, и цвет его знамени был... пурпурным... Камнем Нафтали был шво, и цвет его знамени был... смесью белого и черного цветов... Камнем Ашера был таршиш, и цвет его знамени был подобен цвету драгоценного камня, каким женщины украшают себя... Камнем Иосифа был шохам, и цвет его знамени был угольно-черным... Камнем Биньямина был яшфе, и цвет его знамени был... смесью всех двенадцати цветов...»

Однако даже если считать это описание достоверным, определить эти камни затруднительно, поскольку один и тот же минерал нередко имеет несколько цветов и, соответственно, мог иметь несколько названий. Единственный из перечня 12 камней, который поддается отождествлению с известным минералом на основании названия, — это яшфе (яшма). Большинство исследователей склонны считать, что саппир — это ляпис-лазурь, шво — агат, ахлама — аметист и таршиш — аквамарин. В Библии упоминаются также элгавиш (возможно, кварц), экдах, кадкод, бахат, шеш (по всей видимости, мрамор), шохарет и рамот.

Под влиянием верований окружающих народов Талмуд и Мидраш приписывают драгоценным и полудрагоценным камням магические свойства — способность предотвращать и исцелять болезни и оказывать воздействие на душу человека. Так, Иосиф Флавий сообщает, что ессеи использовали драгоценные камни в качестве средств врачевания (Война 2:136). В Талмуде (Санх. 68а) говорится, что Авраам носил на шее драгоценный камень, исцелявший всякого, кто смотрел на него, и т. п. Вера в магические свойства драгоценных камней получила широкое распространение в средневековой раввинистической литературе. Так, Шим‘он бен Цемах Дуран (см. Дуран, семья) в своем сочинении «Маген авот» («Щит отцов») упоминает более четырехсот обладающих особой силой камней.

Драгоценные камни в сочетании с золотом и серебром использовались в ювелирных изделиях. Древние ювелиры любили также жемчуг (пнина), из которого делали ожерелья и диадемы. Жемчуг обычно ценился выше драгоценных камней, и жемчужные украшения цари дарили друг другу. Наиболее распространенным типом мужских ювелирных украшений были перстни-печатки. Женщины, особенно невесты, носили диадемы. Наиболее распространенным женским украшением было ожерелье из драгоценных металлов и камней, жемчуга, стеклянного бисера или сандалового дерева. Серьги и кольца в носу носили и женщины, и дети. Широко распространены были кулоны и медальоны с текстами заклинаний; дети носили также маленькие таблички или свитки с библейскими стихами. Были распространены браслеты на запястье и на щиколотке и, особенно у детей, монисто на лбу или на груди. Женщины также носили колокольчики на шее или в складках одежды.

В Библии есть упоминания о том, что с самых древних времен среди израильтян были мастера золотых и серебряных дел, например, строители скинии Бецалель и Охолиав. Поскольку в Библии неоднократно встречаются предостережения против изготовления серебряных и золотых кумиров (см. Идолопоклонство), можно предположить, что со времени завоевания Ханаана это ремесло было распространено (ср. также историю о Михе и его серебряном идоле, Суд. 17). В Библии часто упоминаются всевозможные изделия из золота и серебра, в том числе культовая утварь в Храме.

В книгах Эзры и Нехемии (Нех. 3:8, 31, 32) содержатся сведения о том, что в этот период мастера золотых и серебряных дел были объединены в профессиональные гильдии, которые, по всей видимости, существовали в течение всего периода Второго храма: известно, что в годы, непосредственно предшествовавшие разрушению Иерусалима, в городе был квартал, где жили мастера золотых дел. Мишна (Мид. 3:8) и Иосиф Флавий (Древ. 15:390) упоминают украшавшую иродианский храм (см. Ирод I Великий) золотую лозу с виноградными гроздьями — «чудную величиной и искусной работой». Несколько упоминаний о еврейских ювелирах содержатся в Мишне и Талмуде. Рабби Эли‘эзер бен Гиркан (первая половина 2 в.) постановил, что еврейским мастерам золотых и серебряных дел возбраняется изготовление украшений для языческих идолов, однако им можно принимать от язычников заказы на ожерелья, серьги и кольца. Это постановление свидетельствует о том, что еврейские ювелиры обслуживали не только еврейских заказчиков. В Талмуде дважды упоминается (Сот. 49б, Шаб. 59а) особое золотое украшение — Иерушалаим шел захав (`золотой Иерусалим`), которое было принято дарить невесте; по всей видимости, это был золотой кулон с выгравированным на нем изображением стен Иерусалима.

Первое упоминание о еврейских ювелирах за пределами Эрец-Исраэль содержится в талмудическом трактате Сукка (51б) в описании Большой синагоги в Александрии. Талмуд сообщает, что разные группы ремесленников, в том числе мастера золотых и серебряных дел, сидели каждая в своем углу, «так что когда лишенный средств к существованию [ремесленник] приходил сюда, он опознавал своих товарищей по ремеслу и обращался к ним за помощью для себя и своей семьи». По всей видимости, речь здесь идет об организованных гильдиях. Монах Кузьма Индикоплов (6 в.) свидетельствует, что в период, предшествовавший арабскому завоеванию, в Александрии, еврейское население которой к этому времени значительно уменьшилось, было множество еврейских ювелиров, а в Медине их было еще больше — триста человек, живших в одном из кварталов города. Возможно, упоминаемые Кузьмой еврейские ювелиры Медины были родоначальниками традиции еврейского ювелирного дела на юге Аравийского полуострова. В доисламской Аравии существовал клан еврейских мастеров золотых дел Звайнуга, который был побежден Мухаммадом и насильственно обращен в ислам (см. Обращение насильственное).

В средние века работа по золоту и серебру, как и другие еврейские ремесла, была распространена в странах Средиземноморья. Материалы из Каирской генизы показывают, что в 11–12 вв. это ремесло было хорошо оплачиваемым и в высшей степени профессиональным занятием евреев в Египте и в прилегающих к нему областях до Адена. В Ираке, Персии (см. Иран), Йемене и в странах Магриба среди ювелиров было много евреев. В арабских странах это положение сохранялось до нового времени. Так, в 1844 г. в Багдаде из 1607 семей еврейских ремесленников и торговцев 260 были заняты ювелирным делом. В Йемене еврейские мастера золотых и серебряных дел достигли особенно высокого уровня профессионального мастерства; йеменские евреи даже верили, что немногочисленные мусульманские ювелиры Йемена — потомки насильственно обращенных в ислам евреев.

В Испании в период мусульманского владычества и в последующие времена было много еврейских ювелиров. Они состояли на службе у королевских дворов, работали практически во всех больших городах, держали собственные торговые ряды, в частности, в Туделе и Памплоне. В 1399 г. в Барселоне августинцы-отшельники заказали у еврейского ремесленника серебряную раку. Нарушая еврейский закон, еврейские ювелиры изготовляли христианские религиозные предметы; в 1415 г. Антипапа Бенедикт XIII запретил евреям делать распятия и церковные кубки. В 1401 г. в Арагоне и в 1419 г. в Кастилии было официально подтверждено право евреев заниматься работой по серебру. После изгнания евреев из Испании (1492) многие марраны продолжали заниматься ювелирным делом на Пиренейском полуострове и на Балеарских островах. Поселившиеся в пределах Османской империи испанские и португальские изгнанники также сохранили свое искусство.

В Италии еврейские ювелиры процветали. Отступник (см. Отступничество) из Феррары Эрколе деи Фидели (до крещения — Соломон де Сесса, 1465–1519) пользовался широкой славой как изготовитель богато орнаментированных в стиле Ренессанса кинжалов и других изделий. В начале 18 в. в Венеции славился золотых и серебряных дел мастер Аврахам бен Моше Цореф (Ювелир). Есть упоминания о еврейских мастерах в Риме в 1726 г.

С 16 в. еврейское ювелирное ремесло процветало в Богемии и Моравии. В 1560 г. император Рудольф II назначил Ицхака Гольдшейдера (Златоискусника) старейшиной богемской еврейской общины. Как свидетельствуют надгробные надписи на еврейском кладбище в Праге, работа по золоту и серебру была весьма распространенным еврейским ремеслом до 1740 г. Влияние еврейских мастеров было особенно сильно в Валахии, где евреи иногда даже возглавляли гильдии мастеров серебряных дел.

В 16 в. в Эрец-Исраэль, в первую очередь в Цфате, работа по золоту считалась среди евреев одним из доходных занятий.

В 18 в. еврейское ювелирное дело было тесно связано с еврейской торговлей драгоценными камнями, центром которой были Амстердам и Гамбург. В 1749 г. среди вернувшихся в Прагу евреев было восемь мастеров золотых дел, а в 1830 г. в городе было уже 55 мастеров. В Силезии еврейские ювелиры работали с середины 18 в., в остальной Германии — лишь с середины 19 в. Еврейские ювелиры были также в Польше и Литве; в 1664 г. Хирш Желенович получил официальный титул королевского мастера золотых дел. В 17–18 вв. среди еврейских ремесленных цехов Кракова самым богатым считался цех ювелиров. В пинкасе краковского кагала (в актах конца 17 в.) этот цех назван ха-цорфим ха-недивим (`щедрые ювелиры`), так как они пожертвовали 400 злотых для завершения постройки так называемой Высокой синагоги. За это цех получил два почетных места в синагоге напротив арон ха-кодеш (см. Ковчег завета).

Многие восточноевропейские ювелиры, которые были одновременно и часовщиками, с начала массовой миграции на Запад поселились в Западной Европе и Америке; до них туда прибыли немногочисленные сефардские мастера золотых и серебряных дел. Наиболее известным из первых еврейских ювелиров в США был Майер Майерс. Между 1725 г. и 1837 г. в Великобритании было зарегистрировано пятьдесят еврейских мастеров золотых и серебряных дел.

В России евреи традиционно были мастерами ювелирного искусства. Еще в 17 в. в Москве, в Новомещанской слободе, заселенной после изгнания польских и шведских войск почти исключительно выходцами из Литвы и Белоруссии, жили и работали многочисленные мастера серебряных и золотых дел из Вильно, Смоленска, Витебска, Минска, Шклова, Полоцка, Мстиславля, Могилева и других городов. Подавляющее большинство этих мастеров составляли евреи, обращенные в христианство. В крупных городах черты оседлости и Царства Польского евреям иногда принадлежали не только ювелирные мастерские, но и фабрики по производству золотых и серебряных изделий (например, в 1878–1917 гг. существовала ювелирная фабрика И. Маршака в Киеве, на которой в 1897 г. работали 72 ювелира с подмастерьями).

Среди получивших в 19 в. – начале 20 в. мировую известность ювелиров были и российские евреи. Более других скандально прославился уроженец города Мозырь И. Рухомовский (1860–193?). В середине 1890-х гг. торговцы из Очакова братья Гохман заказали Рухомовскому, который тогда работал в Одессе, золотую тиару и заплатили за нее две тысячи рублей. Произведение Рухомовского было украшено сценами из «Одиссеи» и «Илиады», зооморфными орнаментами в характерном для скифов стиле. На тиаре была надпись на древнегреческом языке, гласившая, что жители города Ольвия подносят сей венец в дар Сайтаферну, который, согласно археологическим данным, был царем скифов. В 1896 г. «негоциант из России» Гохман предложил Венскому музею парадный головной убор скифского царя, якобы найденный в могильнике в Ольвии. Дирекция и эксперты хотели купить тиару, однако не смогли выплатить требуемую сумму. В 1898 г. произведение Рухомовского через венского посредника было за двести тысяч франков приобретено Лувром. Никто из специалистов не усомнился в ее подлинности, а С. Рейнак (см. Рейнак, семья) назвал приобретение «истинным шедевром». Только в 1903 г. появились сомнения, что тиара действительно древняя; тогда Рухомовский был приглашен в Париж и воспроизвел по памяти детали чеканки ее фриза в присутствии комиссии. После этого мастер поселился в Париже, его работы пользовались популярностью (например, миниатюрный золотой скелет) и выставлялись в известных художественных салонах.

Ю. Раппапорт (1864–1916) стал в 1883 г. «главным серебряником» прославленной фирмы придворных поставщиков К. Фаберже, он был одним из трех мастеров, имевших право ставить свою подпись на выполненных работах (всего в фирме было около пятисот ювелиров). Среди его произведений — настольные часы с малахитом и серебром, ваза для винограда, чеканная шкатулка (Государственный исторический музей, Москва) и еще одна чеканная шкатулка, хранящаяся ныне в Государственной оружейной палате в Кремле (Москва).

В 1906 г. Б. Шац основал в Эрец-Исраэль художественное училище Бецалель, в котором, среди прочего, сохранялись и развивались древние традиции еврейского ювелирного искусства, в том числе еврейских мастеров Йемена, которое художники приспосабливали к западным вкусам. Творчество этой группы ювелиров, а также прибывших с волнами алии из Йемена и других арабских стран мастеров золотых и серебряных дел во многом сформировало израильское ювелирное искусство (особенно традицию создания еврейских ритуальных предметов), которое получило признание во всем мире. В промышленности Израиля и его экспорте значительную роль играет производство бриллиантов (обработка шлифованных алмазов, см. Государство Израиль. Экономика. Промышленность. Алмазодобывающая промышленность. Внешняя торговля).

В 1977 г. в Оксфорде под эгидой Оксфордского университета и Тарбут фаундейшн оф Америка состоялась первая международная конференция, посвященная еврейскому искусству и, в частности, еврейскому ювелирному искусству. В 1978 г. под эгидой Еврейского исторического общества Англии в лондонском Музее Альберта и Виктории была проведена выставка серебряных изделий еврейских мастеров Великобритании. В том же году факультет ювелирного искусства Академии художеств и прикладного искусства Бецалель организовал экспозицию работ студентов и декана факультета профессора А. Офира (родился в 1939 г.). Выставка с большим успехом проходила в Германии, Бельгии, Великобритании и США. С тех пор выставки иудаики, включающие ювелирное искусство, стали традиционной частью юбилейных мероприятий, международных конференций и фестивалей, например, Международная выставка иудаики «Три тысячи лет Иерусалиму» в 1996 в Иерусалиме; выставка «Ювелирное искусство и материальная культура» в Российском этнографическом музее, 2002; фестиваль еврейской культуры и искусства «Евроиудаика» в Румынии, 2007; выставка «Искусство народа Книги» в Российской государственной библиотеке искусств, 2008. Эти конференции и выставки свидетельствовали о глубоком повсеместном интересе к еврейскому ювелирному искусству.

См. также Обрядовые предметы, Первосвященник, Искусства пластические.

Смотрите также

Юбилеев книга

юбилейный год

Юдаков Соломон

юденрат

Юшкевич Павел