Я‘аков Ицхак ха-Леви Горовиц

Я‘АКО́В ИЦХА́К ХА-ЛЕВИ́ ГО́РОВИЦ (известен как הַחוֹזֶה מִלּוּבְּלִין, Ха-Хозе ми-Люблин — Провидец из Люблина; 1745?, – 1815, Люблин), хасидский цаддик (см. Хасидизм), один из основоположников хасидского движения в Польше и Галиции. Я‘аков Горовиц был учеником рабби Шмуэля (Шмелке) Горовица из Никольсбурга (1726–78), рабби Дова Бера из Межирича, рабби Леви Ицхака бен Меира из Бердичева. Главным учителем Я‘акова Горовица был рабби Элимелех из Лежайска, при котором он был проповедником, однако ученик, не испросив у рабби Элимелеха благословения, еще при жизни учителя стал собирать вокруг себя хасидов.

Вначале он действовал в городке Ланьцут (Галиция, ныне Польша) и местечке Розвадов (Галиция, ныне город Розвадув, Польша), а в 1790-х гг. перебрался в пригород Люблина Чехов, а затем и в сам город. В основном благодаря деятельности рабби Горовица, который получил широкую известность как чудотворец и цаддик, Польша и Галиция (входившие тогда в Австрийскую империю) стали крупными центрами хасидизма. Сам Горовиц династии не образовал, однако был учителем большинства польских, галицийских и венгерских цаддиков, возглавивших хасидские общины в первой половине 19 в. Многочисленные хасиды стали последователями учеников Горовица.

Он сумел привлечь сторонников среди самых различных социальных слоев, недаром рабби Ицхак Меир Алтер (см. Гур) назвал его «рабби для каждого». Многие из выдающихся учеников рабби Горовица упоминали о его способностях сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее тиккун (`исправление`, см. Каббала. Лурианская каббала; И. Лурия) на каждой стадии реинкарнации (перевоплощения, см. Гилгул). Ученики Я‘акова Горовица писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти.

Следуя своему учителю, рабби Элимелеху из Лежайска, рабби Горовиц уделял большое внимание «практической» работе цаддика, подчеркивая, что цаддик обязан заботиться о «жизни и средствах к существованию своих “детей”», то есть своей хасидской общины, так как считал, что материальное благополучие ведет к духовному богатству. Я‘аков Горовиц не придавал большого значения талмудической учености, отводя главную роль отношениям между людьми. Он считал самой большой добродетелью хасида ахават Исраэль (`любовь к Израилю`, то есть любовь к каждому еврею и народу в целом) — один из основных и высоко чтимых принципов раннего хасидизма.

Рабби Горовиц, как и другие лидеры хасидизма того времени (например, рабби Шнеур Залман из Ляд), подвергался яростным нападкам митнагдим. Основным его противником был люблинский раввин, талмудист Азриэль Горовиц (известный под прозвищем Ди айзерне коп — буквально `железная голова` на идиш). Но самый тяжелый кризис рабби Я‘аков пережил к концу жизни, когда люблинские хасиды раскололись на приверженцев духовного усовершенствования и постоянного состояния двекут и на сторонников «практического цаддикизма», считавших, что духовный лидер должен заботиться о материальных нуждах своих хасидов.

Широкую известность приобрела дискуссия рабби Горовица с выдающимся его учеником рабби Я‘аковом Ицхаком бен Ашером Пшисухой, неудовлетворенным практическим характером люблинского хасидизма и считавшим, что хасидизм — это не чудотворство, направленное на улучшение условий жизни хасидов, а сугубо духовное религиозное движение. Рабби Я‘аков Ицхак Пшисуха еще при жизни учителя создал свою общину, состоявшую лишь из высокодуховных последователей. Этот спор в дальнейшем привел к так называемой пшисухо-коцкой (см. Менахем Мендл из Коцка) распре, сотрясавшей в 19 в. хасидские общины Польши.

Рабби Горовиц считал поход Наполеона I на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны Гога и Магога и хотел, чтобы цаддики объединили свои усилия для прихода Мессии. Я‘аков Горовиц погиб в результате несчастного случая: во время празднования Симхат-Тора он выпал из окна второго этажа на мостовую. Трагическая кончина окружила образ рабби Горовица еще большим ореолом и способствовала распространению его учения.

Я‘аков Горовиц — автор трудов каббалистического содержания: «Диврей эмет» («Речения истины», Жолква, 1808) — комментарии к Пятикнижию, и новеллы (хиддушим; см. Раввинистическая литература) к талмудическим трактатам «Зот зиккарон» («Для памяти», Львов, 1851) и «Зиккарон зот» («Память эта», Люблин, 1890).

Смотрите также

Я‘вец Цви

Ягур

Ялкут Шим‘они

Янкелевич Юрий

Ястров, семья