Ямпольский Израиль
ЯМПО́ЛЬСКИЙ Израиль Маркович (1905, Екатеринослав, – 1976, Москва), советский скрипач, педагог, музыковед. Сын М. Ямпольского (см. А. Ямпольский). Окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у А. Ямпольского, композиции у Р. Глиэра (1875–1956) и Н. Мясковского, истории музыки у К. Кузнецова (1930, 1931). В 1927–29 гг. — скрипач Персимфанса (Первого симфонического ансамбля — симфонического оркестра без дирижера, основанного Л. Цейтлиным). Ассистент по классу скрипки А. Ямпольского в Особой детской группе и Московской консерватории (1934–35), преподаватель по классу скрипки в Центральной музыкальной школе, Музыкальном училище при Московской консерватории и Московской консерватории (1935–41, 1942–49). В 1935–41 гг. и 1942–49 гг. вел в Московской консерватории созданный им курс истории и теории смычкового искусства.
В 1948 г. Ямпольского обвинили в космополитизме (см. «Космополиты»), пренебрежении к отечественной музыкальной культуре и уволили с преподавательской работы. Ямпольский написал труд «Русское скрипичное искусство» (ч. 1, М.—Л., 1951), в котором наряду с серьезными исследованиями, основанными на богатом историческом материале, присутствуют некоторые произвольные утверждения (например, о том, что впервые семейство скрипок сформировалось не в Италии, а в Киевской Руси). Тем не менее Ямпольский никогда больше не преподавал в Московской консерватории. В 1950–59 гг. — редактор издательства «Советская музыка», в 1973–76 гг. — заместитель главного редактора Музыкальной энциклопедии (см. ниже).
Ямпольский — один из крупнейших советских музыковедов. Основные направления его деятельности — история и теория смычкового искусства, вопросы исполнительства, взаимовлияние западной и русской музыкальных культур. С 1933 г. Ямпольский регулярно выступал в периодической печати со статьями по вопросам исполнительского искусства, музыкально-критическими обзорами, портретами музыкантов. Написал ряд книг о выдающихся исполнителях: «Арканджело Корелли» (совместно с К. Кузнецовым, М., 1953), «Генрик Венявский» (М., 1955), «Джордже Энеску» (М., 1956), «Никколо Паганини» (М., 1961), «Давид Ойстрах» (М., 1964), «Ауэр и современное скрипичное искусство» (М., 1965; см. Л. Ауэр), «Даниил Шафран» (М., 1974), «Фриц Крейслер» (М., 1975).
Замечательны достижения Ямпольского — составителя справочников; он выпустил первые в СССР музыкальные словари и справочники: «Энциклопедический музыкальный словарь» (совместно с Б. Штейнпрессом /1908–86/, М., 1959), «Кто писал о музыке?» (совместно с Г. Бернандтом /1905–78/, тт. 1–3, М., 1978), «Советские композиторы» (М., 1978). Ямпольский написал ряд статей для англоязычных музыкальных изданий, в том числе для пятого издания девятитомного «Словаря музыки и музыкантов Гроува» (1954) а также «Новый словарь музыки и музыкантов Гроува» (1980). Для «Музыкальной энциклопедии» (М., 1973–82) написал статьи «Древнееврейская музыка», «Еврейская музыка» и «Израильская музыка». Второе издание «Энциклопедического музыкального словаря» (1966) подверглось разгромной критике на страницах газеты «Правда» за «недостаточно подробные статьи» о ряде советских композиторов, например о Т. Хренникове.