Янкелевич Владимир

ЯНКЕЛЕ́ВИЧ Владимир (Jankélévitch, Vladimir; 1903, Бурж, – 1985, Париж), французский философ и музыковед. Родился в семье эмигрантов из России, отец Янкелевича впервые перевел на французский язык труды З. Фрейда и первым ввел психоанализ во Франции. Янкелевич учился в Высшей нормальной школе (1922), получил в Сорбонне степень доктора философии (1926) и преподавал во Французском институте в Праге (1927–1932). В 1933 г. он получил степень доктора литературоведения, преподавал в лицеях, затем на литературном факультете университета в Безансоне. С началом Второй мировой войны он был призван в армию, ранен, демобилизовался. В 1940 г. Янкелевич ушел в подполье и принял участие в движении Сопротивления. С 1944 г. он отвечал за музыкальные передачи Национального радиовещания Франции, затем начал преподавать в университетах Тулузы и Лилля, где он получил звание профессора. С 1951 г. Янкелевич был профессором в Сорбонне. В послевоенные годы Янкелевич отказывался участвовать в культурном сотрудничестве с Германией. Был одним из немногих представителей преподавательского состава Сорбонны, кто поддержал студенческое движение в мае 1968 г. Янкелевич посещал Израиль, где встречался с президентом З. Шазаром.

Две стороны деятельности Янкелевича — мыслителя и музыкального писателя — связаны между собой. Темы его работ переплетаются и повторяются, взаимно дополняя друг друга. Идеи Янкелевича находились в непрерывном развитии, и поэтому он переиздавал многие работы, особенно философские, в сильно расширенном и переработанном виде. Работы Янкелевича по истории философской мысли, главным образом ранние, посвящены в основном анализу философии отдельных мыслителей, но также и разработке собственной философии: «Мистические темы в современной мысли» (1925, анализ идей В. Соловьева, Л. Шестова и др.), «Анри Бергсон» (1931, 1959), «Одиссея совести в последней философии Шеллинга» (1932). Работы по философии в целом (включая эпистемологию, этику и эстетику) своими истоками восходят к А. Бергсону, Ф. Шеллингу, Г. Зиммелю, В. Соловьеву и другим западноевропейским и русским мыслителям, а также к Библии, мистикам, отцам церкви и многим другим: «Нечистая совесть» (1933, 1951, 1966), «Ирония, или чистая совесть» (1936, 1950, 1964), «Альтернатива» (1938), «О лжи» (1943, 1945), «Зло» (1947), «Трактат о добродетелях» (1949, 1968), «Первая философия; введение в философию “почти”» (1954), «Самоограничение и нравственный образ жизни» (1956), «Не-знаю-что» и «почти-ничто» (1957), «Чистое и нечистое» (1960), «Приключение, скука, серьезное» (1963), «Смерть» (1966, 1977), «Думать о смерти [осмыслить смерть]», «Парадокс морали», «Непредписуемое», «Необратимое и ностальгия» (1974), «Трагедия культуры и другие эссе» (1979), «Первая и последняя страницы» (1994). Особняком в творчестве стоят социально-философские произведения, связанные с его философией морали: «Революция и традиция» (1947), «Прощение» (1967) и «Простить ли?» (1971), где затрагивается вопрос о допустимости прощения Германии за преступления, совершенные во время Второй мировой войны.

В монографиях «Габриэль Форе, его мелодии и эстетика» (1938, 1951), «Морис Равель» (1939, 1956), «Ноктюрн: Форе, Шопен и ночь, Сати и утро» (1942, 1957), «Дебюсси и тайна» (1949), «Рапсодия: воодушевление и музыкальная импровизация» (1955), «Музыка и невыразимое» (1961), «Жизнь и смерть в музыке Дебюсси» (1968) Янкелевич создает портреты музыкантов в историческом и культурном контексте эпохи; его работы содержат глубокий анализ музыкальных произведений, а также наблюдения за развитием направлений, стилей, жанров музыки 20 в. Музыковедческие труды Янкелевич переработал и объединил в семитомном издании «От музыки к беззвучию» (1974–78).

Смотрите также

Я‘ари Иехуда

Яд-Рамбам

Яммит

Яннай

Япония