Янкилевский Владимир
ЯНКИЛЕ́ВСКИЙ Владимир (родился в 1938 г., Москва), художник. Дед со стороны матери был кантором (см. Хаззан) Московской синагоги, отец — художником по рекламе. В 1956 г. Янкилевский окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР. В 1957–62 гг. учился на художественном факультете Московского полиграфического института у А. Гончарова и Э. Белютина, а затем в студии Белютина, где занимались многие молодые художники-нонконформисты.
В начале 1960-х гг. Янкилевский стал одним из основателей второго русского авангарда, принадлежал к так называемому московскому концептуализму, участвовал во многих неофициальных выставках того времени. В середине 1960-х гг. о Янкилевском много писали за рубежом. С 1964 г. работы Янкилевского регулярно экспонировались на персональных и групповых выставках русских авангардных художников в Польше, Чехословакии, Италии и других странах; с 1973 г. выставлялся в галерее известного коллекционера и исполнительницы лагерных песен Дины Верни (Париж, 1919–2009). В 1960-х гг. Янкилевский работал в издательстве «Знание» и в журнале «Знание — сила»; в 1971 г. ему было отказано в приеме в Союз художников СССР (был принят лишь в 1980 г.). В 1970–80-е гг. работал также в качестве художника-постановщика в кино.
В 1990 г. уехал в Америку, жил в Нью-Йорке, в 1992 г. переехал в Париж. Выставлялся в Германии, Франции, России, США, Италии, Венгрии и других странах.
Янкилевский принадлежит к числу художников, в творчестве которых на первом месте стоит концепция, передаваемая пластическими средствами. В триптихах и пентаптихах Янкилевский воплощает универсальное, создает модель мироздания, основное свойство которого — напряжение, возникающее из противостояния и единства полярных начал: мужского и женского, сиюминутного и вечного, света и тьмы, живого и мертвого. В этом же ряду Янкилевский рассматривает противопоставление конфликта и гармонии, человеческой плоти и технократического мира (пентаптих № 1 «Атомная станция», 1962, Музей Людвига, Кельн).
Триптихи для художника — завершение работы над циклом, подведение итогов. Их созданию обычно предшествуют многочисленные вариации на одну тему. Количество тем в творчестве Янкилевского невелико, и все они взаимосвязаны: их общий смысл — катастрофические мутации человеческого облика (цикл «Атмосфера Кафки», 1969, Центр Помпиду, Париж; альбом офортов «Город — Маски», 1972–73; графическая серия «Мутанты», 1978–79; серия «Пространство переживаний», 1988, и другие). Янкилевский соединяет в единое целое то, что кажется несоединимым: лирический пейзаж и жесткость механизмов, предельную цветовую и композиционную насыщенность боковых частей и пространственный прорыв в центральной части, галлюцинацию и реалистичность изображения, движение и подчеркнутую уравновешенность (альбом офортов «Анатомия чувств», 1972–73; триптих № 6 «Мы в мире», 1966, коллекция художника; триптих № 11 «Мгновения вечности», 1974, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В символике Янкилевского человеческие тела, разъятые на отдельные части и снова собранные вместе, подобны одновременно и механическим чудовищам, и древним идолам (триптих № 7, 1967–68, Музей изобразительных искусств Джейн Вурхис Зиммерли, Ратгерс, Нью-Джерси).
Янкилевский вводит в живописные произведения реальные предметы (объект «Люди в ящиках»; коллекция Ульрике и Б. Бирфройндов, Людвигсбург).
В последние годы Янкилевский обратился к жанру автопортрета, теме «художник и модель». Это, как правило, небольшие работы на бумаге с применением коллажа («Автопортрет», 1993, Фонд Дины Верни — Музей Майоля, Париж; «Художник и модель», 1993, коллекция художника).
Наряду с пластическим искусством Янкилевский на протяжении многих лет занимается фотоискусством.