Яфет бен Али ха-Леви
ЯФЕ́Т (ИЕФЕ́Т) БЕН АЛИ́ ХА-ЛЕВИ́ (Ибн Али ал-Хасан-ал Лави ал-Басри; вторая половина 10 в.), караимский (см. Караимы) экзегет (см. Экзегеза), комментатор и переводчик Библии на арабский язык. Яфет бен Али происходил из города Басра (ныне Ирак), между 950 г. и 980 г. жил в Иерусалиме. Писал в основном по-арабски. Его буквальный перевод и комментарии ко всем книгам Библии, сохранившиеся в рукописях, занимают десятки томов, лишь малая часть которых издана. Труд Яфета бен Али получил немедленное признание среди караимских ученых того времени и оказал определяющее влияние на последующую караимскую традицию. Ученый получил у единоверцев почетное прозвище Маскил ха-Гола (Просветитель диаспоры). Часть его написанных по-арабски комментариев была позднее переведена грекоязычными (см. Романиоты) византийскими караимами на иврит и стала доступна караимам и евреям и вне арабоязычных стран ареала. Эти комментарии пользуются у караимов таким же авторитетом, как у раббанитов — комментарии Раши. В противоположность другим караимским экзегетам при интерпретации библейских текстов Яфет бен Али использовал также грамматические и лексикографические данные.
Кроме своего основного труда Яфет бен Али написал «Сефер ха-мицвот» («Книга заповедей»), а также сочинял на иврите литургические гимны (пиютим; см. Пиют). Благодаря его сочинениям до нашего времени дошло много информации о ранних стадиях формирования караимской учености (в частности, именно в его сохранились важные цитаты из трудов основателя караимства Анана бен Давида). В своих работах Яфет бен Али полемизировал с учениями современных ему сект иудаизма, а также с христианством и исламом (его отношение к исламу было особенно враждебным). Большой интерес представляют его работы, посвященные вопросу о разногласиях между раббанитами и караимами, особенно его полемика с Са‘адией Гаоном (Яфет бен Али цитирует при этом несколько впоследствии утраченных работ Са‘адии Гаона).
Яфет бен Али был хорошо знаком с Таргумом и современной ему раввинистической литературой, включая Талмуд. В свою очередь позднейшие раббанитские авторы, прежде всего Аврахам Ибн Эзра, были знакомы с работами караимского ученого.