Ландауэр Густав
ЛА́НДАУЭР Густав (Landauer, Gustav; 1870, Карлсруэ, – 1919, Мюнхен), немецкий философ и писатель. Родился в семье богатого коммерсанта. Изучал философию и германистику в университетах Гейдельберга и Берлина. В студенческие годы под влиянием концепций П. Прудона и П. Кропоткина увлекся идеями анархизма, был редактором независимого журнала анархо-социалистического направления «Социалист». Дважды (в 1893 г. — по обвинению в подстрекательстве к мятежу в его первом романе «Проповедник смерти», и в 1899 г. — за анархистскую деятельность) подвергался тюремному заключению.
Вместе со своим другом М. Бубером Ландауэр в июне 1914 г. вошел в группу левых интеллектуалов, пытавшихся создать международную ассоциацию для предотвращения надвигавшейся войны. В 1919 г. по приглашению К. Эйснера занял пост министра народного просвещения в революционном правительстве Баварии, но вскоре вышел из него из-за несогласия с тактикой коммунистов. После свержения этого правительства Ландауэр был убит контрреволюционными солдатами. Ландауэр — автор многих рассказов и романов, переводчик на немецкий язык произведений О. Уайльда и Б. Шоу. Он был также видным деятелем театра: основателем «Народного театра» в Берлине, режиссером театра в Дюссельдорфе и редактором журнала «Маски» (посвященного вопросам театра). После смерти Ландауэра были опубликованы его лекции о Шекспире (в 2-х томах, 1920). Ландауэр — создатель теории «культурного социализма», основой которой является гуманизм, достоинство и свобода личности, а также религиозно-мистические концепции революции, в которой он видел не только социально-политический переворот, но и процесс рождения нового человека. Согласно Ландауэру («Скептицизм и мистика», 1903; «Революция», 1907; «Призыв к социализму», 1911, и др.), социализм может быть осуществлен не в результате классовой борьбы пролетариата и завоевания государственной власти, а силой примера пионеров-одиночек, создающих уже в рамках старого общества новые формы коллективной жизни. Эта концепция социализма Ландауэра, в особенности его идея нового общества как союза самостоятельных общин, которые ведут хозяйство и обмениваются продуктами своего труда без вмешательства государства, оказала заметное влияние на левое крыло сионистского движения (см. Ха-По‘эл ха-ца‘ир, Це‘ирей Цион) и на многих представителей третьей алии.
Под влиянием М. Бубера и своей второй жены, Хедвиг Лахман, Ландауэр пересмотрел свое прежнее отрицательное отношение к иудаизму и начал интересоваться еврейскими проблемами. В статье «Это — идеи еретика?», помещенной в сборнике, выпущенном пражской студенческой организацией «Бар-Кохба» (1913), он выступил в защиту еврейской национальной гордости и поддержал идею всечеловеческой миссии еврейства. М. Бубер, который высоко ценил Ландауэра как мыслителя и человека, собрал его разрозненные статьи и после его смерти издал их в книгах «Становящийся человек» (1921), посвященной литературным вопросам, и «Начала» — о путях осуществления социализма (1924). М. Бубер отредактировал также переписку Ландауэра и издал книгу «Жизненный путь Густава Ландауэра в письмах» (1929).