Ласкер-Шюлер Эльза
ЛА́СКЕР-ШЮ́ЛЕР Эльза (Lasker-Schüler, Else; 1869, Эльберфельд, ныне в черте города Вупперталь, Германия, – 1945, Иерусалим), немецкая поэтесса. Дочь банкира. Получила домашнее образование. В 1894 г. вышла замуж за берлинского врача Б. Ласкера. Сложившийся в Берлине круг общения Ласкер-Шюлер, включавший в разное время предшественника литературного экспрессионизма П. Хилле, художника Ф. Марка, издателя журнала «Факел» (1899–1936) К. Крауса, экспрессионистов второго поколения Ф. Верфеля, М. Брода, художника О. Кокошку и многих других, определил ее творческую направленность. Уже в первом сборнике стихов «Стикс» (1902) мистические настроения, навеянные произведениями П. Хилле (его именем Ласкер-Шюлер озаглавила книгу лирической прозы, изданной через два года после его ранней смерти в 1904 г.), и сложная ассоциативность образов во многом предваряли свойственное ее творчеству визионерски-экстатическое начало. Ласкер-Шюлер были также присущи неприятие повседневности и тонкий лиризм изображения интимнейших душевных переживаний. Стремление к духовной свободе и личной независимости побудили Ласкер-Шюлер в 1903 г. уйти из респектабельного буржуазного дома ее мужа, а позднее расторгнуть и второй брак (1903–12) с Х. Вальденом (Г. Левин; 1878–1942?; в 1910–32 гг. издавал ведущий журнал экспрессионистов «Дер штурм»). Ласкер-Шюлер в воображении порой переносилась в экзотические страны Востока (сборник лирической прозы «Ночи Тино из Багдада», 1907), поверяла душевные тайны несуществующему другу-индейцу (роман в письмах «Мое сердце», 1912). Глубокое чувство любви, которым пронизано все ее творчество, она часто воплощала в эротических стихах. Она была также всецело погружена в сферу собственных представлений о Боге, которому не служение, а священное озарение поэта предуготовляет место в мире, освященном Его приближением к людям в субботу (сборник стихотворений «Седьмой день», 1905). А мир — это видения поэта, жизнь его души (сборник стихотворений «Мои чудеса», 1911). Воспитанная на немецкой культуре, Ласкер-Шюлер, в отличие от большинства своих друзей-евреев, постоянно ощущала мистическую связь с «дикими иудеями» Библии и эпохи Маккавеев и близость к своему народу. Глубоко национальны ее раннее стихотворение «Мой народ», цикл «Древнееврейские баллады» (1913), каждая из которых посвящена одному из героев Библии, пьеса «Артур Аронимус и его отцы» (1932), полная отзвуков детства воображаемая идиллия, где антисемитизм побежден любовью. Художественные достижения Ласкер-Шюлер были в 1932 г. отмечены премией имени Г. Клейста.
Реальная угроза ее народу заставила Ласкер-Шюлер искать прибежище в стране праотцев. Живя с 1933 г. в Цюрихе, она в 1934 и 1937 гг. приезжала в Эрец-Исраэль, а издав лирический очерк «Страна иудеев» (1938), поселилась в 1939 г. в Иерусалиме. Здесь она написала фантасмагорическую пьесу «Я-и-я» (1940–41), действие которой происходит у стен Старого города и в аду, где пируют Гитлер, Геббельс, Фауст и дьявол (поставлена в Дюссельдорфе и Вуппертале в 1979 г., издана в Мюнхене в 1980 г.), и сборник стихов «Синий рояль» (Иер., 1943). В этом сборнике с особой силой проявилось лирическое самовыражение Ласкер-Шюлер, тоска незащищенного сердца в пору, когда «озверела планета».
Некоторые книги Ласкер-Шюлер иллюстрированы гротесковыми рисунками автора. Трехтомное собрание ее сочинений издано в Мюнхене в 1959–62 гг. Архив Ласкер-Шюлер хранится в Израиле.