Лассаль Фердинанд
ЛАССА́ЛЬ Фердинанд (Lassalle, Ferdinand; 1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, – 1864, Женева), один из основоположников европейского социализма, немецкий мыслитель, писатель и политический деятель. Родился в переселившейся из Восточной Европы в Германию семье богатого торговца шелком. В 1843–46 гг., вопреки желанию отца, который готовил Лассаля к коммерческой деятельности, изучал философию, историю и классическую филологию в университетах Бреслау и Берлина, где увлекся гегельянством и радикально-демократическими, а позднее и социалистическими идеями. Зимой 1845/46 г. Лассаль отправился в Париж, намереваясь написать там работу о древнегреческом философе Гераклите. Знакомство с Г. Гейне способствовало сближению Лассаля с рядом представителей интеллектуальной элиты Парижа и Берлина (куда он вернулся в 1846 г.). В 1846–54 гг. Лассаль вел бракоразводный процесс графини С. фон Гацфельдт. Придав этому процессу характер протеста против бесправного положения женщины в семье и выиграв его, Лассаль, не имевший юридического образования, приобрел славу блестящего оратора и выдающегося юриста.
Во время революции 1848–49 гг. Лассаль примкнул к радикально-демократическому движению, сотрудничал в «Новой Рейнской газете», редактировавшейся К. Марксом и Ф. Энгельсом, и содействовал развитию революционных событий в Дюссельдорфе. За призыв к вооруженному восстанию после разгона Франкфуртского парламента Лассаль был предан суду по обвинению в государственной измене. Оправданный присяжными, Лассаль был приговорен исправительным судом полиции по другому, ложному обвинению к 6-месячному тюремному заключению, отбыв которое, он занялся научной и литературной деятельностью. Двухтомный труд «Философия Гераклита Темного из Эфеса» (1858) принес ему широкую известность в философском мире, трагедия «Франц фон Зиккинген» (1859) — славу выдающегося писателя, а юридический труд «Система приобретенных прав» (1861) — репутацию одного из крупнейших правоведов своего времени.
В конце 1850-х гг. Лассаль вернулся и к политической деятельности. Поездка на Балканы после Крымской войны и освободительная борьба в Италии пробудили в нем интерес к национальным движениям и к заложенным в них прогрессивным возможностям. Брошюра Лассаля «Итальянская война и задачи Пруссии» (1859) дала даже повод для обвинений его в немецком и прусском национализме. В начале 1860-х гг. Лассаль начал агитацию за создание независимой рабочей партии. В 1862 г. Лассаль выступил на рабочем собрании с речью «Об особенной связи современного исторического периода с идеей рабочего сословия», в которой впервые провел резкую грань между своими взглядами и взглядами немецких либералов-»прогрессистов». В том же году Лассаль написал «Программу работников» и «Гласный ответ Центральному комитету по созыву всеобщего германского рабочего конгресса в Лейпциге», в которых изложил экономические и политические принципы нового движения. Эти документы легли в основу программы созданного в 1863 г. благодаря его энергии и настойчивости Всеобщего германского рабочего союза, прототипа будущих социал-демократических партий. Избранный президентом этого союза, Лассаль приобрел столь широкие полномочия, что был даже обвинен противниками в диктаторских замашках. Тогда же Лассаль стал одним из видных политических деятелей Германии. Из тактических соображений он поддержал политику объединения Германии династическим путем под главенством Пруссии, рассчитывая на выполнение Бисмарком обещания ввести всеобщее избирательное право. Бисмарк оказался проницательнее критиков Лассаля, упрекавших его за это в оппортунизме, заявив, что Лассаль не принадлежит к тем, кто готов поступиться своими убеждениями.
В начале своей деятельности Лассаль был идейно близок к Марксу и Энгельсу и вынашивал план совместного издания крупной газеты. Выработав позднее независимую систему социалистических взглядов, он воспринял некоторые идеи Маркса, в частности, идею исторической необходимости социализма, однако не разделял его теории классовой борьбы и государства. Под влиянием философии Гегеля Лассаль видел в рабочем классе носителя чистой идеи государства как нравственного единства индивидуумов, воспитывающего человечество для свободы. Главным условием реального воплощения свободы, согласно Лассалю, является власть большинства, основанная на всеобщем избирательном праве. Средством освобождения рабочих от нищеты и бесправия, от власти «железного закона заработной платы», обрекающего их на голод, Лассаль считал создание поддерживаемых государством ассоциаций производителей, в которых рабочие станут своими собственными нанимателями. Эти взгляды Лассаля приобрели широкую популярность среди рабочих, но вызвали жестокую критику со стороны Маркса и Энгельса, которые не ограничивались одной идейной полемикой и нередко прибегали к личным инсинуациям и даже антисемитским выпадам в его адрес (в частности в личной переписке, см. К. Маркс). Их борьба с «мифом Лассаля» в рабочем движении продолжалась долгие годы и после его смерти, однако выдвинутые им идеи и концепции перешагнули границы Германии и даже Европы и в модифицированной форме были унаследованы всей международной социал-демократией.
В 1864 г. Лассаль сделал предложение Е. Деннигес, дочери баварского дипломата, который, однако, решительно воспротивился этому браку из-за еврейского происхождения и революционного прошлого Лассаля. Узнав о предстоящем браке Е. Деннигес с румынским дворянином, Лассаль вызвал соперника на дуэль, был смертельно ранен и спустя три дня скончался. Его тело было перевезено из Женевы в Бреслау и погребено на еврейском кладбище. Трагическая история любви Лассаля и Е. Деннигес, которая, выйдя замуж, вскоре покончила с собой, поразила современников и стала сюжетом нескольких литературных произведений.
Хотя Лассаль никогда не отрекался от своего еврейства, с течением времени, в частности, под влиянием левогегельянцев, он все далее отходил от еврейского вопроса. Лишь в юности, откликаясь на Дамасское дело, Лассаль выражал негодование по поводу бесправного и униженного положения евреев и той покорности и безропотности, с которой они переносят свою участь.