Лахиш

ЛАХИ́Ш (לָכִישׁ), древний город (ныне холм Тель-Лахиш, по-арабски Тель-ад-Дувайр) на караванном пути с юга Средиземноморского побережья в Иудейские горы (30 км к юго-востоку от Ашкелона и 23 км к западу от Хеврона). Доступность грунтовых вод способствовала возникновению пещерного поселения близ Лахиша в период энеолита (середина 4 тыс. до н. э.). Около 2900 г. до н. э. (период ранней бронзы) поселение переместилось на территорию нынешнего теля, и предполагается, что в 3 тыс. до н. э. Лахиш уже был крупным городом. При археологических раскопках теля (И. Л. Старки, 1932–38; И. Ахарони, 1966–68; Д. Усышкин, 1973–81) были обнаружены некрополь и мощные земляные укрепления с валом и рвом периода средней бронзы (около 1700 г. до н. э.), следы ханаанского храма, служившего также крепостью, а в склепах захоронений гиксосов найдены изящные керамические изделия, оружие, украшения, амулеты, бронзовое лезвие кинжала 17 в. до н. э. с четырьмя древнеханаанскими буквами (одна из первых известных буквенных надписей).

В Эль-Амарнских письмах (14 в. до н. э.) содержатся: послание правителей Лахиша — Ябни-илу и Зимриды — египетскому фараону с заверением в верности; донос на Зимриду с обвинением его в переходе на сторону племен хабиру; сообщение правителя Иерусалима фараону, что жители Лахиша, Гезера и Ашкелона снабжают хабиру продовольствием. В 15–13 вв. до н. э. Лахиш, находясь под влиянием египетской материальной культуры, переживал расцвет и был одним из важнейших ханаанских городов Эрец-Исраэль. В пластах, относящихся к этому периоду, наряду с местной керамикой появляется керамика из Микен и с Кипра; найдены египетские амулеты времен фараонов Тутмоса III и Аменхотепа III, статуэтки и украшения из слоновой кости.

Царь Лахиша, Яфиа, был одним из пяти ханаанских царей, выступивших против Иехошуа бин Нуна, разбитых у Гив‘она и повешенных в Македе (ИбН. 10:3–5, 21–26). Лахиш был разрушен израильтянами до основания (ср. там же, 10:31–35) около 1220 г. до н. э. и, оказавшись в наделе колена Иехуды (ИбН. 15:39), оставался в руинах до 10 в. до н. э. Город был восстановлен во времена первых израильских царей, но сгорел (возможно, в результате завоевательного похода фараона Шешонка I в 921 г. до н. э.). После распада царства Соломона его сын, иудейский царь Рехав‘ам, укрепил Лахиш (II Хр. 11:9), а при царях Асе (908–867) и Иехошафате были расширены укрепления и возведены новые стены, и Лахиш стал вторым по значению городом Иудеи после Иерусалима. Царь Амация (798–769) бежал из Иерусалима в Лахиш от заговорщиков, но был там убит (II Ц. 14–19). При Уззии Лахиш был разрушен, видимо, землетрясением, которое упоминается у пророков Амоса (Ам. 1:1) и Зхарии (Зх. 14:5). Царь Хизкияху усилил укрепления и, очевидно, пытался построить в Лахише крупную систему водоснабжения.

Ассирийский царь Санхерив в 701 г. до н. э. осадил и захватил Лахиш, разграбил его и сжег, а жителей угнал в плен (II Хр. 32:9). В память о победе в царском дворце в Ниневии был установлен ряд стел (ныне в Британском музее) с описанием захвата Лахиша и с перечнем трофеев. Хизкияху послал в Лахиш сообщение Санхериву о готовности покориться (II Ц. 18:13–16), и из Лахиша Санхерив послал войска для осады Иерусалима (там же, 18:17). Отторгнутый от Иудеи, Лахиш длительное время был единственной ассирийской военной базой в Эрец-Исраэль.

Район Лахиша вернулся в состав Иудейского царства после распада ассирийской державы. Были построены новые городские стены, но население Лахиша не достигло прежней численности. Лахиш был разрушен во время похода вавилонского царя Навуходоносора II в 588–586 гг. до н. э. Лахиш и Азека (Иер. 34:7) были двумя последними городами, оказавшими сопротивление вавилонской армии, осадившей Иерусалим. После захвата Лахиша жители были уведены в пленение вавилонское.

В пластах израильского периода до разрушения Первого храма обнаружены фундаменты и части городских ворот (24,5 × 25 м, быть может, самых массивных городских ворот той эпохи), двойной системы стен толщиной в 6 м, а в центре города — руины дворца-цитадели (8 в. до н. э.) — самого крупного из известных в Эрец-Исраэль того периода (76 × 36 × 12 м). Найден кувшин конца этого периода, на ручке выдавлено клеймо с именем Гдалия (очевидно, Гдалия бен Ахикам).

Наиболее ценная находка — 21 остракон. Они были найдены (главным образом в 1935 г.) археологом Д. Старки при раскопках городских ворот в пласте руин времени похода Навуходоносора. Большинство остраконов — письма от Хоша‘яху, командира гарнизона в одном из городов между Иерусалимом и Лахишем, к Яушу, командовавшему из Лахиша войсками юго-западного округа Иудеи. В них Хоша‘яху отводит обвинения Яуша в том, что якобы читал секретные письма, шедшие из Иерусалима, и разгласил их содержание. Оправдываясь, он обращается к Яушу в форме, выражающей покорность: «раб твой [только] пес...» (ср. II Ц. 8:13). Говорится в них и о пророке (см. Пророки и пророчество), деятельность которого вредила войскам, и сообщается, что «...военачальник Коньяху [Каббирьяху? Яхбирьяху?] бен Элнатан отправился в Египет...» Возможно, речь идет о пророке Урии бен Шма‘яху из Кирьят-Ие‘арима (Иер. 26:20–23), которому пришлось бежать в Египет, где он был настигнут, доставлен к царю Иехоякиму и убит.

В другом остраконе Хоша‘яху докладывает Яушу, что в его городе ждут сигнальных огней из Лахиша, потому что Азека не видна. Остраконы написаны языком, по стилю близким книгам Царей и Иеремии (хотя встречаются слова, отсутствующие в других источниках того периода), и развитым курсивным иврито-ханаанским шрифтом, которым перестали пользоваться после разрушения Первого храма.

После возвращения евреев из Вавилонии Лахиш снова был заселен (Нех. 11:30), были построены стены с воротами и рвом, восстановлена система водоснабжения, а на месте дворца-цитадели был возведен меньший по размерам дворец персидского наместника (около 450 г. до н. э.). Возможно, Лахиш стал административным центром округа.

Смотрите также

Левин Виктор

Левин Рефаэль Давид

Лион

Литва

Лифшиц Нехама