Леви Бернар-Анри
ЛЕВИ́ Бернар-Анри (Lévy, Bernard-Henri; родился в 1949 г., Бени-Саф, Алжир), французский философ. Родился в Алжире в обеспеченной семье, воспитывался и получил образование во Франции. Учился в Высшей нормальной школе (Париж), получил степень доктора философии. Был специальным корреспондентом газеты «Комба» в Бангладеш и советником правительства этой страны (1971–72), отразил этот опыт в своей первой книге «Бангладеш: национализм в революции» (1973, переиздана под названием «Красные Индии», 1985). Преподавал эпистемологию в Страсбурском университете и в Высшей нормальной школе (1973), был членом экспертной группы при президенте Ф. Миттеране (1973–76). С 1973 г. Леви — редактор серии «Фигюр» парижского издательства «Гроссе», в которой публикуются произведения «новых философов» (Леви — один из лидеров этого направления), с 1974 г. вел рубрику «Идеи» в газете «Котидьен де Пари», сотрудничал в журналах «Нувель обсерватёр» и «Тан модерн». Леви — основатель и директор журнала «Регль дю жё» («Правила игры»). Занимал ряд общественных постов.
Леви был приверженцем марксизма, но резко изменил свои взгляды под влиянием книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»; он стал ярым противником марксизма и борцом против тоталитаризма, считая ужасы ГУЛАГа неизбежным продуктом марксизма. Эти идеи он выразил в работе «Варварство с человеческим лицом» (1977), которая имела успех во Франции, Италии, Испании, Японии и других странах. Свои политические идеи и философские взгляды Леви развивает в книге «Французская идеология» (1981) и в серии «Принципиальные вопросы» (1983–95), а также в других работах: «Впечатления от Азии» (1985), «Похвала интеллектуалам» (1987), «Пит Мондриан» (1992), «Пьеро делла Франческа» (1992), «Мужчины и женщины» (1993, в соавторстве), «Опасная идейная чистота» (1994). Его перу принадлежат также философские романы «Дьявол во главе» (1984), «Франк Стелла» (1989), «Цезарь» (1990), пьеса «Страшный суд» (1992), киносценарии «Один день смерти в Сараево» (1993, в соавторстве), «Босния» (1994, в соавторстве).
Философские взгляды Леви сложились под влиянием идей Ф. Ницше, структурализма М. П. Фуко и Ж. Лакана, экзистенциализма А. Камю, а также под влиянием как марксизма, так и последующего пересмотра своих взглядов и отказа от марксизма и идеологии новых левых. Согласно Леви, социальная жизнь характеризуется ростом «патологии власти»; властные структуры, запечатленные в языке, диктуют «смерть человека», то есть полное нивелирование индивидуально-личностного начала. Отвергая утопизм тоталитарных режимов 20 в., Леви считает, что «патология власти» предопределяет не только картину настоящего, но и «переделку» истории. Отрицая идею социального прогресса, он видит в истории только непрерывное нарастание зла и отчуждения человека. Леви пессимистически смотрит на возможность революционного переустройства общества и отвергает любые коллективные формы революционной деятельности. Полемизируя с «новыми правыми», Леви подчеркивает значение наследия иудеохристианской традиции, ценности которой должны позволить интеллигенции противостоять всепроникающей «патологии власти» и неустанно продолжать сопротивление структурам власти.
Отношение Леви к иудаизму, еврейству и Израилю менялось. В возрасте 19 лет, во время Шестидневной войны, Леви обратился в израильское консульство, желая участвовать в войне. Леви вырос в полностью ассимилированной семье и не имел понятия об иудаизме, пока не заинтересовался Библией и Талмудом. Главной проблемой для Леви был вопрос о сути зла, ответ на который он нашел в этическом учении иудаизма. Эти новые взгляды отразились в его книгах «Божий завет» (1979; прямое продолжение книги «Варварство с человеческим лицом») и «Последние дни Шарля Бодлера» (1988; Леви считает эту книгу «самой еврейской», хотя в ней не идет речь ни о евреях, ни об иудаизме). Леви неоднократно посещал Израиль. В 1991 г. на съезде Бней-Брит он прочел лекцию на тему «Интеллектуал и борьба за свободу», в которой изложил основные идеи своей только что вышедшей книги «Приключения свободы» (1991; на ее основе Леви написал сценарий телесериала об историческом наследии 20 в. на примере судеб французских интеллектуалов).