Автономия судебная

АВТОНО́МИЯ СУДЕ́БНАЯ, право, предоставляемое религиозному или национальному меньшинству, вершить правосудие в его собственных судах и в соответствии с его собственными правовыми установлениями.

Несмотря на некоторые исключения и на разнообразие судебной практики, отдельные общие черты еврейской судебной автономии характерны для всей истории диаспоры. Религиозные и семейные дела находились всецело под еврейской юрисдикцией. Гражданские, а нередко и уголовные дела, касающиеся евреев, также рассматривались только еврейским судом. Иногда в средневековой Европе еврейским общинам предоставлялись привилегии, в соответствии с которыми христианину разрешалось возбуждать дело против еврея только в еврейском суде. Если в процессе участвовали и христиане, и евреи, нередко требовалось равное число свидетелей — христиан и евреев — или равное число судей. Бет-дин руководствовался еврейским правом, за исключением дел о налогах и закладных, которые нередко решались по законам той страны, где проходил суд. В некоторых странах еврейская юрисдикция была в компетенции главного раввина. Судебная автономия являлась частью привилегий, предоставляемых еврейской общине королями и местными властями. Лишь в Византийской империи евреям иногда отказывали в праве на собственный суд. В мусульманских странах эксилархи и гаоны осуществляли надзор над местными еврейскими судами, которые пользовались широкими правами юрисдикции. Как правило, еврейские суды имели право применять собственную систему наказаний и гражданско-правовых санкций. В христианской Испании им было также предоставлено право приговаривать доносчиков к смертной казни.

Власти обычно не вмешивались в тех случаях, когда еврейский суд провозглашал отлучение (херем), и зачастую использовали такой приговор для своих целей. В 1084 г. Рюдигер, епископ Шпейера, признал за евреями, живущими в его епархии, право разбирать дела, в которых участвовали евреи, в еврейском суде. Истец-христианин также должен был обращаться к еврейскому суду, если ответчиком являлся еврей. Если суд считал себя неправомочным рассматривать дело, решение по нему могло быть вынесено епископом или его управителем. Привилегия, пожалованная императором Генрихом IV евреям Вормса в 1090 г., согласно которой дела между евреями могли рассматриваться в соответствии с еврейским правом, стала впоследствии образцом для подобных документов. Этот принцип оставался в силе, с небольшими отклонениями, в средние века, и ему следовали императоры, князья и главы муниципалитетов всей христианской Европы. Однако, в некоторых городах, например, в Цюрихе и Нюрнберге, наблюдались попытки заставить евреев обращаться в христианский суд. В Испании, как в Арагоне, так и в Кастилии, самая широкая автономия судебная евреев основывалась также на давнем регламентировании, включая старейший Кастильский кодекс Альфонса VI. Иногда в 13–14 вв. и даже в 15 в. раввины выносили смертные приговоры. Однако они нередко следовали правилам судопроизводства, принятым в христианских судах, а не строгим талмудическим (см. Талмуд) правилам. С конца 13 в. в христианской Испании вводятся ограничения судебной автономии евреев, особенно в уголовных делах; в 14–15 вв. эти ограничения усилились. В Кастилии король Хуан I в 1380 г. изъял уголовные дела из ведения еврейских судов, но в 1432 г. его указ был отменен. В 1412 г. Хуан II упразднил еврейский суд по гражданским и уголовным делам. Указ, очевидно, не применялся в течение некоторого времени, но в 1476 г. был возобновлен и распространен на всю Испанию Фердинандом и Изабеллой.

В Польше и Литве еврейская община имела значительную судебную автономию. В 1551 г. Сигизмунд II даже представил назначавшимся им главным раввинам право выносить смертный приговор всякому еврею, не считающемуся с компетенцией еврейской судебной автономии. Суды Ва‘ада четырех земель и суды отдельных общин выносили и исполняли приговоры, но смертная казнь, как мера наказания, в источниках упоминается редко.

В Манифесте Екатерины II, изданном в 1772 г., после присоединения Восточной Польши к России, говорится, что «... еврейские общества... будут сохранены при всех тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ своих пользуются... Суд и расправа будут продолжаемы в настоящих их местах». Но уже в 1786 г. автономия судебная была отменена. «Положение о евреях» 1804 г. подтвердило отмену судебной автономии. Бет-дин был признан лишь в качестве третейского суда. Это отражало общую тенденцию, наблюдавшуюся в Европе, начиная с движения Хаскалы, которое выступало против судебной автономии. Практически же в России и во многих других странах еврейские общины ревностно охраняли судебную автономию и в большинстве случаев препятствовали евреям обращаться в нееврейские суды. Дело в Новой Ушице (Россия), где в 1836 г. раввины приговорили к смерти двух доносчиков, показывает стремление евреев отстоять судебную автономию (см. Автономия, Право еврейское).

Смотрите также

Агмон Натан

Агранат Шим‘он

Акоста Ян д’

Алкалай Иехуда бен Шломо Хай

Алмог Рут