Леви-Строс Клод

ЛЕВИ́-СТРОС Клод (Lévi-Strauss, Claude; 1908, Брюссель, – 2009, Париж), французский антрополог, этнолог, социолог и философ. Внук раввина. В детстве занимался музыкой, живописью. В 1931 г. окончил университет Сорбонна (Париж). В 1935 г. выехал с французским культурным представительством в Бразилию. В 1935–38 гг. Леви-Строс — экстраординарный профессор университета Сан-Паулу (Бразилия), где он проводил этнографические исследования среди индейцев Мату-Гросу и поймы Амазонки. В 1939 г. вернулся во Францию и вступил во французскую армию. После капитуляции Франции бежал в США, в 1942–47 гг. был профессором Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк), сотрудничал там с Р. Якобсоном; в 1946–47 гг. — культур-атташе французского посольства в Вашингтоне. В 1948 г. Леви-Строс вернулся во Францию. В том же году защитил докторскую диссертацию в Сорбонне и в 1949 г. выпустил книгу «Элементарные структуры родства», привлекшую к нему внимание и заслужившую хвалебный отзыв Симоны де Бовуар. Название книги перекликалось с названием фундаментального труда Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни», так как книга содержала принципиальную полемику с ним. В послевоенные годы и в начале 1950-х гг. Леви-Строс работал в руководстве Национального совета по социологическим исследованиям и Музея человека в Париже — ведущего антропологического музея мира. Он значительно переработал экспозицию музея, утверждая идею единства человечества и равноправия культур. С 1950 г. — профессор Высшей практической школы в Париже и руководитель Лаборатории социальной антропологии, в 1959–82 гг. — профессор Коллеж де Франс.

Леви-Строс — один из основателей структурализма, создатель структурной антропологии, автор оригинальной и глубокой теории первобытного мышления, которая во многом противостоит теории Л. Леви-Брюля. Изучив этнические группы индейцев Латинской Америки с устойчивой социальной структурой и истолковав существующие в них формы брака, номенклатуру родства, тотемические обозначения, обряды и мифологические представления как семиотические (знаковые) системы, Леви-Строс показал, что, несмотря на свой конкретно-эмоциональный характер, мифологическое мышление способно к обобщению, классификации и логическому анализу. В теории Леви-Строса мифологическое мышление выступает как одно из проявлений коллективного бессознательного, относительно независимое от других форм племенной деятельности. Эти идеи Леви-Строса частично совпадают с идеями психоаналитика К. Юнга о мифологических «архетипах», составляющих содержание коллективного бессознательного; однако, в отличие Юнга, Леви-Строс говорит не о соотношении инстинктивного и сознательного, но о соотношении природы и культуры, не о психологических, но о логических противопоставлениях. Научный анализ мифа должен выявить первичные и постоянные структуры сознания, сохраняющиеся при любой динамике развития социума. Наличие в сознании постоянных и устойчивых структур свидетельствует о равных возможностях, заложенных в мышлении первобытного и цивилизованного человека, а, следовательно, не только о неправомерности подхода к первому как к низшей и неразвитой форме сознания, но и о полной научной несостоятельности любых теорий интеллектуального превосходства одних рас над другими. Миф, согласно Леви-Стросу, — это аналог естественного языка как идеального средства хранения и передачи информации. В этом качестве он близок к музыке — идеальному, с его точки зрения, образцу художественной структуры.

Применение структурного метода в анализе социальных явлений привело Леви-Строса к выводу, что исторический подход («диахронический срез»), облегчая понимание генезиса общественных институтов, не достигает главной цели научного изучения общества — раскрытия его внутренней структуры. Достижение этой цели, по Леви-Стросу, возможно лишь через «синхронный срез», который обнаруживает бессознательный характер коллективных представлений, устойчивых структур многообразной и меняющейся исторической действительности, закрепляемых в символических формах традиций, ритуалов и, особенно, языка. Идея применения математических методов исследования в социологии оказалась весьма плодотворной в научном и практическом плане. Образцом для социологии, согласно Леви-Стросу, должна служить структурная лингвистика, которая с помощью строгих математических методов исследования сумела показать, как базисные психические структуры, в первую очередь структура отношений между «я» и «другим», реализуются на уровне речи.

Основные работы Леви-Строса: «Семейная и общественная жизнь индейцев намбиквара» (1948), «Элементарные структуры родства» (1949), «Печальные тропики» (1955), «Структурная антропология» (1958, русский перевод 1983; вторая часть — 1973), «Первобытное мышление» (1962), «Тотемизм сегодня» (1962), «Мифологики» (тт. 1–4, 1964–81), «Путь масок» (1975), «Взгляд издалека» (1983), «Ревнивая горшечница» (1985).

Смотрите также

левиты

Лелуш Клод

Леонидов Леонид

Лозинский Самуил

Люнель