Левин Шмарьяху
ЛЕВИ́Н Шмарьяху (1867, Свислочь, Минская губерния, – 1935, Хайфа), сионистский (см. Сионизм) деятель и еврейский писатель. В детстве получил религиозное образование и одновременно окончил реальное училище в Минске. В юности сблизился с Ахад-ха-‘Амом и его окружением, вступил в Ховевей Цион и был членом Бней-Моше. Продолжил образование в Берлинском университете и Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс, где получил звание раввина (позднее получил также звание доктора философии в Кенигсбергском университете). Вернувшись в Россию, был казенным раввином в Гродно (1896–97), Екатеринославе (1898–1904) и проповедником в Вильно (1904–1906, см. Вильнюс) и приобрел репутацию блестящего сионистского оратора и публициста на иврите (см. «Ха-Шиллоах», «Ха-Цофе» и другие) и на идиш («Дер юд», «Дер фрайнд»). Участвовал в 5-м Сионистском конгрессе (1901) и впоследствии присоединился к «практическому направлению» в сионистском движении (см. Демократическая фракция). На 6-м Сионистском конгрессе (1903) был одним из главных противников Уганды плана. В 1905 г. Левин принял участие в создании Союза для достижения полноправия еврейского народа в России, в 1906 г. был избран евреями Вильно (при поддержке литовцев) депутатом 1-й Государственной думы, а после ее роспуска подписал Выборгское воззвание, призывавшее к гражданскому неповиновению.
В 1908 г. Левин покинул Россию и обосновался в Берлине, откуда периодически выезжал с лекциями в США. В Берлине Левин установил тесные связи с организациями немецких евреев (в частности, с Хильфсферейном). Он стал одним из инициаторов создания Хайфского Техниона; несмотря на выход из его правления в 1913 г. (вместе с Ахад-ха-‘Амом и И. Членовым) из-за разногласий по вопросу о языке преподавания, Левин и в последующие годы играл важную роль в мобилизации средств для него. В 1911 г. на 10-м Сионистском конгрессе Левин был избран членом правления Сионистской организации. Находясь в годы Первой мировой войны в США, продолжал там активную лекционную и публицистическую деятельность (в частности, издавал вместе с И. Д. Берковичем еженедельную газету «Ха-Торен») и сотрудничал некоторое время с Л. Брандайзом и Л. Липским. Вскоре он, однако, разошелся с ними и, вернувшись после войны в Берлин, решительно принял сторону Х. Вейцмана в его конфликте с Л. Брандайзом по вопросам Еврейского агентства и Керен ха-иесод. В 1921 г. Левин сопровождал Х. Вейцмана в поездке в США. В дискуссии 1920-х гг. о характере сионистского движения Левин принял сторону так называемого идеологического сионизма и делал особый упор на сионистское воспитание евреев в галуте. В 1924 г. Левин поселился в Эрец-Исраэль, отошел от активной политической деятельности и ограничился периодическими поездками в различные страны для сбора средств в пользу сионистских организаций. Последние годы жизни Левин в основном занимался культурной и литературной деятельностью, главным образом в рамках издательства «Двир», основанного им вместе с Х. Н. Бяликом после Первой мировой войны в Берлине.
Помимо множества публицистических статей (часть издана в 1919 г. отдельной книгой на английском языке), перу Левина принадлежит поэтический сборник «Асара ширим» («Десять поэм», 1899), в который вошли как оригинальные, так и переводные произведения, и три книги воспоминаний на английском языке («Детство в изгнании», 1929; «Юность в революции», 1930; «Арена», 1932). В 1966 г. был издан однотомник «Иггрот Шмарьяху Левин» («Письма Шмарьяху Левина»).