Лучанский Я‘аков
ЛУЧА́НСКИЙ Я‘аков (1876, Винница, – 1978, Гив‘ат-Бреннер), израильский скульптор. Примерно в 1896 г. поступил в Одесское художественное училище, с 1903 г. учился в Школе изящных искусств в Париже. Во Франции прожил 46 лет (в годы Второй мировой войны скрывался на ферме на юге страны). В Израиле с 1949 г. Остался холостяком и все годы жил и работал в киббуце Гив‘ат-Бреннер.
Подобно Э. А. Бурделю, Л. Майолю, Ш. Деспьо, а также Батье Лишанской и немногим другим современным скульпторам, Лучанский придерживался классической традиции. Начиная с «Молодой девушки» (1914) и кончая «Спортсменкой» (1972), Лучанский стремился воплотить современную реальность в архитектонически ясных обобщенных образах. В лучших работах Лучанского («Гармонист», 1914–20, «Ожидание», 1937, «Молочник», 1914–20, «Пробуждающаяся», 1937, и другие) своеобразно воплощен главный эстетическо-нравственный идеал художника — душевная гармония как противодействие сокрушительным, деморализующим бурям современности. Лучанский — автор многочисленных излучающих тепло портретов (З. Шазара, 1950; Б. Кацнельсона, 1952; Т. Герцля — несколько версий; «Автопортрет», 1964, и другие), рельефов (например, «Симфония жизни», 1959), анималистических работ («Лошадь», 1931; «Мул», 1954; «Раненый лев», 1953, и другие), а также произведений во многих других жанрах скульптуры. Вопреки высказывавшимся (в частности, в связи с ретроспективной выставкой в Израильском музее к 100-летию со дня рождения скульптора) оценкам творчества Лучанского как застывшего и устаревшего в своей верности академическим традициям, музеи Израиля, Парижа, Нью-Йорка и многие частные коллекционеры хранят его работы. Статуи Лучанского украшают парки в Гив‘ат-Бреннере, Рамат-Гане и Париже.