Агуддат Исраэль

АГУДДА́Т ИСРАЭ́ЛЬ (אֲגֻדַּת יִשְׂרָאֵל), всемирное еврейское религиозное движение, объединенное в политическую партию, целью которой является стремление сохранить устои еврейской религии и традиции, еврейского общества на основе Галахи. Эта партия приобрела себе приверженцев главным образом в центрах ашкеназской (см. Ашкеназы) диаспоры в Восточной и Западной Европе в конце 19 в. – начале 20 в.

Главную роль в создании нового движения сыграли члены неоортодоксальной группы (см. далее) из Франкфурта-на-Майне, проведя серию встреч со своими единомышленниками из разных городов Германии в 1909–1910 гг. в Гамбурге. В 1912 г. была проведена учредительная конференция в Катовице, на которой была основана Агуддат Исраэль. В конференции принимали участие около 300 делегатов. Большую роль в ее работе сыграли представители неоортодоксальных групп из разных городов Германии. Среди них были делегаты 10-го Сионистского конгресса (1911), вышедшие из состава Сионистской организации после того, как конгресс высказался за активное участие сионистов в культурной работе. В создании Агуддат Исраэль, кроме германских неоортодоксов, последователей раввина Ш. Р. Гирша, участвовали венгерские ортодоксы и ортодоксы из польско-литовских губерний Российской империи.

Между этими группами существовало существенное различие. Неоортодоксы, соблюдая все традиции иудаизма, считали, что евреи обязаны приобщиться к мировой культуре, использовать достижения других народов в разных сферах деятельности, в частности, в организации благотворительной и социальной помощи, носить современную одежду и хорошо знать немецкий язык. Восточноевропейские евреи, как хасиды (см. Хасидизм), так и митнагдим, были решительными противниками использования достижений мировой культуры и вообще западного влияния. Вопрос о влиянии западной культуры широко обсуждался на Катовицкой конференции. Другим важным вопросом для нового движения был вопрос о строительстве общины. Ортодоксальные еврейские круги в Германии, так же как и ортодоксальное венгерское еврейство считали, что в еврейские общины могут входить только ортодоксальные евреи, в то время как польско-литовские ортодоксальные круги полагали, что в общины могут входить и те евреи, которые придерживаются взглядов Гирша. 2-й съезд Большого собрания (см. далее), состоявшийся в Вене в 1929 г., принял решение, что в каждой стране еврейские общины должны строиться, учитывая традиции конкретной страны.

В 1922 г. в результате разногласий, возникших по национальным, социальным и религиозным вопросам, от Агуддат Исраэль отделилась группа ортодоксальных евреев-рабочих, образовавших новую партию По‘алей агуддат Исраэль.

Партийные группировки Агуддат Исраэль оказывали последовательное сопротивление любым попыткам возрождения еврейского государства в Эрец-Исраэль без Божьего вмешательства. Отсюда двойственная позиция движения по отношению к заселению страны. Хасидские цаддики Восточной Европы, часть которых поддерживала Агуддат Исраэль, считали сионизм губительным движением. Приверженцы движения были противниками совместной деятельности религиозных и нерелигиозных евреев в рамках сионистских организаций. Они считали образ жизни и культуру современных поселений в Палестине вредными для единственно истинного еврейского образа жизни. Возрождение иврита как светского языка казалось им святотатством.

Однако с приходом нацистов (см. Национал-социализм) к власти в Германии политика Агуддат Исраэль по отношению к переселению евреев в Эрец-Исраэль радикально изменилась. 3-й съезд Большого собрания, состоявшийся в 1937 г., заново обсудил отношение к созданию еврейского государства и к сотрудничеству с сионистами. Однако в идеологической области победа осталась за крайними ортодоксами, утверждавшими, что еврейское государство может быть основано только на принципах Торы. Но уже на Сент-Джеймсской (Лондонской) конференции (1939) по проблеме Палестины, Агуддат Исраэль скоординировала свою позицию по отношению к британской политике в Эрец-Исраэль с программой Сионистской организации. После Катастрофы Агуддат Исраэль присоединилась к требованию сионистов о создании еврейского государства в Палестине.

Авторитет раввинов в Агуддат Исраэль отражен в структуре ее центральных учреждений (в иерархическом порядке): Мо‘эцет гдолей ха-Тора (Совет великих ученых — знатоков Торы), избирается по степени талмудической учености, число членов не определяется заранее; Кнесия ха-гдола (Большое собрание), состоит из представителей местных отделений Агуддат Исраэль (соотношение между числом членов и числом избираемых ими представителей определяется перед каждым созывом); Центральный всемирный совет или президиум, избираемый Большим собранием; Всемирный исполнительный комитет.

Перед Второй мировой войной самым многочисленным и политически наиболее активным было отделение Агуддат Исраэль в Польше, частично благодаря поддержке со стороны хасидских цаддиков, влиявших даже на численность еврейского представительства в сейме. К концу Второй мировой войны движение Агуддат Исраэль в Восточной Европе было практически уничтожено. Уцелевшие представители организации сконцентрировались главным образом в Израиле. В августе 1947 г. были созданы три центра Агуддат Исраэль: в Иерусалиме, Нью-Йорке и Лондоне. В 1964 г. представители Израиля составляли большинство в центральных учреждениях движения.

В Израиле партия Агуддат Исраэль была основана в 1912 г., но активного участия в общественной жизни не принимала до июля 1919 г., когда она была заново создана в Иерусалиме членами крайне ортодоксальной группировки — фанатичными противниками сионизма. В 1919–35 гг. под руководством М. Блау (1885–1946) Агуддат Исраэль отмежевалась от Кнесет-Исраэль, организованной сионистским движением, и добилась права выхода из нее. Она создала свой собственный раввинат под руководством раввина И. Х. Зонненфельда. В 1922–24 гг. под влиянием отступившего от сионизма Я. И. де Хаана Агуддат Исраэль попыталась достичь соглашения с крайними арабскими националистами за счет еврейских политических и национальных прав. Эта подрывная политика прекратилась в 1924 г. после убийства де Хаана членами Хаганы.

В 1935 г. волны репатриантов из Польши и Германии привели в среду Агуддат Исраэль в Палестине людей нового типа. Они стремились экономически, а в некоторой степени и политически, включиться в жизнь нового ишува. Делегация от центра движения в Польше реорганизовала руководство Агуддат Исраэль в Палестине и создала агентство, которое должно было заниматься репатриацией, абсорбцией и переговорами с другими еврейскими организациями. Агентство представляло главным образом репатриантов из Польши и Германии, религиозных рабочих и людей, принадлежавших к старому ишуву. Последние потеряли свою руководящую роль в партии, а ультраортодоксы отделились от Агуддат Исраэль (см. Наторей карта). Когда в 1937 г. назначенная британским правительством комиссия лорда Пиля рекомендовала создать на части территории Эрец-Исраэль еврейское государство (см. Планы раздела Палестины), мнения членов Агуддат Исраэль разделились. Представители старого ишува решительно отвергали возможность существования светского еврейского государства, но репатрианты из Польши и Германии, а также члены По‘алей агуддат Исраэль соглашались принять это предложение.

В апреле 1940 г. в Палестину прибыли глава Агуддат Исраэль Польши цаддик А. М. Алтер (см. Гур, хасидская династия) и его зять И. М. Левин. Началась новая кампания за активное участие в жизни ишува. Присоединившись к требованиям создания еврейского государства, Агуддат Исраэль получила представительство в выборных органах ишува, а затем (после провозглашения независимости) в Кнесете и во всех государственных и местных учреждениях. Глава отделения Агуддат Исраэль в Израиле раввин И. М. Левин, занимал в 1949–52 гг. пост министра социального обеспечения. Деятельность движения в Израиле касалась главным образом сферы образования — организации ортодоксальных школ и других религиозных учебных заведений. В 1953 г., когда в стране была создана единая система школ, Агуддат Исраэль отстояла право существования своей независимой школьной системы. Партия добилась также освобождения религиозных девушек и учащихся иешив от военной службы. Окончательное разделение Агуддат Исраэль и По‘алей агуддат Исраэль произошло в 1960 г., после присоединения последней к правительству. На выборах в Кнесет 1-го созыва в 1949 г. Агуддат Исраэль и По‘алей агуддат Исраэль объединились с Мизрахи и Ха-По‘эл ха-мизрахи и создали «религиозный фронт», заняв третье место (16 депутатов) в распределении мандатов в Кнесете. В Кнесет 8-го созыва (1973) Агуддат Исраэль вместе с По‘алей агуддат Исраэль провели пять депутатов.

С 1973 г. по 1995 г. Агуддат Исраэль сохраняла свой электоральный вес: 1977 г. — четыре места, 1981 г. — четыре места, 1984 г. — два места, 1988 г. — пять мест, 1992 г. — четыре места (временное уменьшение представительства Агуддат Исраэль в 1984 г. объясняется возникновением новой ортодоксальной партии Шас и появлением ряда списков религиозного направления — Мораша, Ках, Тами). Однако величина парламентской фракции Агуддат Исраэль не отражает ее реального веса в политической жизни Израиля. В 1970-е гг. в Кнесете сложилось равновесие между правым и левым парламентскими блоками. В этих условиях поддержка Агуддат Исраэль и других религиозных партий одного из блоков могла обеспечить ему возможность сформировать правительство.

Среди религиозных партий Агуддат Исраэль занимает особое место: в то время как представительство других религиозных партий претерпевает существенные изменения от выборов к выборам, величина парламентской фракции Агуддат Исраэль остается практически неизменной. Агуддат Исраэль — классический образец партии, которая представляет интересы четко ограниченной однородной группы населения с особым образом жизни и особыми ценностями. Избиратели Агуддат Исраэль тесно связаны с партией сетью общественных, финансовых и образовательных учреждений. Стабильность представительства Агуддат Исраэль в Кнесете несмотря на появление новых ультраортадоксальных партий (см. ниже) объясняется быстрым численным ростом избирателей этих партий (высокая рождаемость, значительная доля ортодоксальных евреев в алие из стран Запада, усиление ультраортодоксальных тенденций в религиозных кругах Израиля и, в некоторой степени, возвращение светских евреев к религиозному образу жизни — хазара би-тшува). Вместе с тем отход от ультраортодоксального образа жизни — явление крайне редкое, поскольку, помимо прочих факторов, выпускники ультраортодоксальных иешив не обладают достаточной общеобразовательной и профессиональной подготовкой и находятся в полной зависимости от социально-экономических учреждений общины и от должностей (раввинов, даянов, инспекторов по кашруту и учителей еврейских предметов в школах), распределяемых в общине. Расширение сети женских школ Агуддат Исраэль, в значительной степени субсидируемых правительством, создало много рабочих мест для религиозных учительниц, что позволяет им содержать мужей, учащихся в иешивах Агуддат Исраэль.

С 1952 г. по 1977 г. Агуддат Исраэль оставалась в оппозиции, однако никогда не угрожала существованию правительства. Чтобы сохранить это положение и предотвратить присоединение Агуддат Исраэль к воинствующей оппозиции, лидеры социалистических коалиций искали сближения с этой партией, удовлетворяя нужды и запросы ее избирателей. С приходом к власти Ликкуда в 1977 г. М. Бегин предложил религиозным партиям, в том числе Агуддат Исраэль, присоединиться к правящей коалиции. Вступление в коалицию позволило Агуддат Исраэль добиться значительных успехов. Так, девушки получили право освобождения от воинской повинности на основании одного лишь заявления о соблюдении религиозных предписаний, причем проверка достоверности таких заявлений была отменена; были освобождены от воинской повинности лица, вернувшиеся к религиозному образу жизни; было отменено право медицинских комиссий разрешать аборты по социальным причинам; было введено требование о согласии всех членов семьи покойного для проведения вскрытия (см. Аутопсия и диссекция); были наложены ограничения на археологические раскопки в местах захоронений; были прекращены полеты авиакомпании Эл-‘Ал по субботам и праздникам; было достигнуто соглашение о принятии закона, отменяющего признание (и без того частичное) неортодоксального гиюра (см. Прозелиты, Консервативный иудаизм, Реформизм в иудаизме, Ортодоксальный иудаизм).

В правительстве Ликкуда Агуддат Исраэль отказалась от министерских постов, ограничившись рядом влиятельных парламентских постов (в частности, партия получила пост председателя финансовой комиссии Кнесета). Свой отказ Агуддат Исраэль объясняла тем, что она не готова разделять ответственность за действия нерелигиозного правительства.

Значение Агуддат Исраэль как фракции, поддержка которой может дать перевес одному из двух основных парламентских блоков, проявилось весной 1990 г., когда в надежде свалить правительство Ликкуда Израильская партия труда обратилась к состоявшей в правящей коалиции Агуддат Исраэль с предложением вступить в коалицию против Ликкуда в обмен на обещание дать Агуддат Исраэль больше того, что готов дать ей Ликкуд (так называемый «грязный маневр»). Агуддат Исраэль подписала соглашение с Партией труда, однако из-за отсутствия фракционной дисциплины не сумела претворить это соглашение в жизнь. Чтобы вновь заручиться поддержкой Агуддат Исраэль, Ликкуд был вынужден удовлетворить требования партии, на которые он до того отвечал отказом.

Распределение увеличенных государственных ассигнований между учреждениями Агуддат Исраэль вызвало внутренние конфликты в руководстве партии и обострило традиционную напряженность в отношениях между хасидами и митнагдим. В кругах Агуддат Исраэль сложилось мнение, что Ш. Лоренц (1918–2009), занимавший пост председателя финансовой комиссии Кнесета, направлял непропорционально большую часть субсидий «литовским» иешивам митнагдим. После выборов в Кнесет 10-го созыва (1981) место Лоренца на этом посту занял личный представитель хасидского цаддика из династии Гур А. Шапира. К выборам в Кнесет 11-го созыва (1984) глава «литовских» иешив Э. М. М. Шах содействовал созданию конкурирующей партии Шас, а к выборам в Кнесет 12-го созыва (1988) создал еще одну партию, представлявшую интересы ашкеназов-митнагдим, — Дегел ха-Тора. Вследствие этого Агуддат Исраэль утратила свое положение единственного парламентского представителя харедим — ультраортодоксальных кругов. Тем не менее Агуддат Исраэль оправилась от удара и на следующих выборах (1992) выступила единым списком с Дегел ха-Тора, что, однако, было тактическим ходом, а не преодолением раскола. В Кнесете 13-го созыва Агуддат Исраэль и Дегел ха-Тора не присоединились к правящей коалиции.

На выборах в Кнесет 14-го созыва в 1996 г. Агуддат Исраэль и Дегел ха-Тора выступали единым блоком под названием Яхадут ха-Тора. Блок получил четыре депутатских мандата. От Агуддат Исраэль в Кнесет были избраны М. Поруш (родился в 1955 г.) и Ш. Халперт (родился в 1939 г.). Блок присоединился к правительственной коалиции под руководством Б. Нетанияху. На выборах в Кнесет 15-го созыва в мае 1999 г. Яхадут ха-Тора сохранил то же количество мандатов. В парламентскую фракцию блока от Агуддат Исраэль вошли два депутата: М. Поруш и Я. Литцман (родился в 1948 г.); блок не присоединился к правительственной коалиции во главе с Э. Бараком.

После победы А. Шарона на выборах главы правительства в феврале 2001 г. Агуддат Исраэль вошла в правительство национального единства во главе с А. Шароном. М. Поруш стал заместителем министра строительства при сохранении портфеля министра у А. Шарона, а Я. Литцман возглавил финансовую комиссию Кнесета. На выборах в Кнесет 16-го созыва (28 января 2003 г.) блок Яхадут ха-Тора получил пять мандатов. В состав парламентской фракции блока вошли три представителя Агуддат Исраэль: М. Поруш, Я. Литцман, И. Айхлер (родился в 1955 г.). Партия не поддержала правоцентристское правительство А. Шарона, сформированное в конце февраля 2003 г., и перешла в оппозицию.

Смотрите также

Аксельрод Джулиус

Ал-‘Азария

Алмог Ахарон

Англо-еврейская ассоциация

Аугсбург