болезни

БОЛЕ́ЗНИ, нарушения нормальной жизнедеятельности организма. Как и другие народы Древнего Востока, евреи уже на самых ранних этапах своей истории уделяли существенное внимание физическому здоровью и, соответственно, обнаружению болезней, их происхождению и излечению. В Библии встречаются названия разных недугов. Но так как эти названия не сопровождаются описанием симптомов болезни, мы далеко не всегда в состоянии составить представление о сущности обозначаемых ими заболеваний.

В Библии. В библейский период существовала фиксированная форма номенклатуры болезней, подобно тому, как она представлена в современной медицине. Корни для образования слов, обозначающих в библейском иврите разные болезни, зачастую заимствованы из сферы понятий об огне и горении (ассоциация по чувству жара, который ощущался самим больным и посторонним при прикладывании руки к его телу). Так, даллекет (воспаление) произошло от דלק (гореть), а каддахат (лихорадка) от קדח (пылать). Другую сферу, из которой заимствовались названия болезней, представляли явления, происходящие в растительном мире (по ассоциации с доступными глазу наружными проявлениями болезней — струпья, наросты, сыпи, которым приписывали растительное происхождение). Например, слово саппахат (лишай) одного корня с сафиах, означающим то, что растет без посева, сорняк; яббелет (мозоль, бородавка) имеет общий корень с иевул — урожай; часто встречаемое в Библии выражение פרח (расцветать) относилось к сыпи на коже человека. Эта этимологическая закономерность, наблюдаемая в образовании библейской номенклатуры болезней, отсутствует в многочисленных названиях болезней, приводимых в талмудической литературе и заимствованных из греческого или арамейского языка.

Библейские воззрения на этиологию болезней с первого взгляда кажутся чисто теологическими. В Библии как спорадические заболевания отдельных лиц, так и эпидемические поражения большого масштаба рисуются всегда как наказание, ниспосланное Богом за совершенный грех. Мирьям, сестра Моисея, была наказана болезнью цара‘ат (проказой) за то, что злословила о своем брате (Чис. 12:1–14). Так же объясняется и эпидемия, поразившая народ в пустыне после бунта Корея против Моисея и Аарона (Чис. 17:10), и эпидемия, распространившаяся среди израильтян в наказание за их увлечение дочерьми моавитян (Чис. 25:8–9).

Однако при изучении законов ритуальной чистоты можно убедиться, что в их основе лежит идея об опасности инфекций и стремление законодателя предохранить здоровых людей от заражения. Так, заразная болезнь носит в Библии название нега (от глагола נגע — касаться). Характерен также закон об изоляции «слизеточивых» и прокаженных (Чис. 5:2; Лев. 13:45,46). Еще рельефнее выступает идея инфекционного происхождения болезней в специальном законе о «слизеточивом» (Лев. 15:1–13), где речь идет, вне всякого сомнения, о гонорее.

По Моисееву закону, белье и одежда больного гонореей, его постель и всякий предмет, к которому он прикоснется немытыми руками, являются «нечистыми», ибо его руки также могли быть запачканы гноем. Некоторые из таких предметов «освобождались от нечистоты» обмыванием водою. Другие же, как, например, глиняная посуда, которая у древних евреев была, по-видимому, неглазированной, не могли быть обеззаражены таким путем, и их следовало уничтожать.

Очень строгие предписания Библии относительно трупной инфекции свидетельствуют, что законодателем руководил главным образом страх перед распространением чумной заразы. Рассказ об эпидемии, по-видимому, бубонной чумы, разразившейся среди филистимлян и перенесенной вместе с Ковчегом Завета к израильтянам (I Сам. 5:6–12), может служить иллюстрацией библейских воззрений на опасность трупной инфекции. В этом повествовании прямо говорится об опухолях, афулим (от офел — возвышение) на теле человека, и понятна роль, приписываемая «в опустошении страны» крысам (I Сам. 6:5), так как они являются главными разносчиками бубонной чумы.

В Талмуде и средневековой литературе. В Талмуде законы ритуальной чистоты лишились своей гигиенической направленности; зато талмудическая медицина ясно и отчетливо установила два этиологических принципа: заразность и наследственность. Идея заразности проглядывает в Талмуде в описаниях свирепствовавшей в Эрец-Исраэль дифтерии (аскара), в которых подчеркивается эпидемический и инфекционный характер этой болезни. Талмудистам была известна и роль насекомых в распространении заразных болезней, и в этом отношении от их наблюдательности не ускользнули факты, ставшие достоянием новейшей медицинской науки. Так, по поводу болезни ратан (по-видимому, проказа) сообщается, что рабби Иоханан (амора 3 в.) велел провозгласить в синагогах: «Остерегайтесь мух, сидевших на одержимом ратаном» (Кт. 77б).

В Талмуде имеется много указаний о влиянии наследственности на физические и нравственные особенности потомства. Амора рабби Шим‘он бен Лакиш знал, что если оба родителя обладают каким-либо общим свойством, то оно может проявиться у потомства, и поэтому выступал против таких браков, когда оба супруга очень высокого или очень низкого роста. Талмудисты полагали, что некоторые болезни, сопровождаемые судорогами (в прошлом они объединялись общим названием эпилепсия), могут быть наследственными. Так, известный вавилонский амора Рава советует не жениться на женщине из семейства эпилептиков, даже если сама невеста не страдает этой болезнью, так как женщины могут быть «переносчиками» наследственной болезни, которая их самих пощадила. Несмотря на первостепенную важность, которая придается еврейской религией обряду обрезания, Талмуд освобождает от этой операции детей, родители которых страдают гемофилией. Более того, если у двух сестер умерло по ребенку от обрезания, то дети третьей сестры должны были освобождаться от операции (Иев. 64б). Из Талмуда следует, что в период его составления евреи довольно часто воздерживались от обрезания из-за случаев гемофилии (Иев. 70а).

Гуморальная теория болезней, господствовавшая у греков, оказала некоторое влияние на талмудическую литературу. Отголоском греческих воззрений является афоризм: «Болезнь — это желчь». В противоположность этому воззрению, еврейские врачи начала 3 в. — рабби Ханина и рабби Шмуэль — приписывали все болезни внешним влияниям. Первый считал, что «болезнь — это простуда», а второй, что «болезнь — это воздух» (БМ. 107а). Шмуэль придавал большое значение также нарушению привычного образа жизни: «Изменение привычек — начало болезни» (ББ. 146а).

В Талмуде приводятся не только названия разных болезней, но и рекомендуются методы их лечения. Однако эти названия не сопровождаются подробным описанием симптомов заболевания, поэтому соотнести их с современными названиями болезней невозможно. Много внимания уделяется как в Библии, так и в Талмуде вопросу о телесных пороках. В обоих источниках, но главным образом в Талмуде, этот вопрос рассматривается с точки зрения религиозной практики (запрет кохену, имеющему явственный телесный порок, отправлять храмовую службу; непригодность к жертвоприношению животных, которые имеют телесные повреждения). В Библии приводятся два небольших списка таких пороков: для человека (Лев. 21:17–23) и для животного (Лев. 22:22). Эти краткие перечни были подробно разработаны затем в Мишне (Бх. 6–8) и Тосефте (Бх. 4, 5).

Принимая во внимание значительную научную и практическую ценность сведений Талмуда о болезнях, их этиологии, способах предотвращения и лечения, нельзя не удивиться, что этот аспект Талмуда оказал очень мало влияния на еврейскую медицину средних веков. Даже такие выдающиеся еврейские врачи, как Ицхак Исраэли и Маймонид, предпочитали не руководствоваться медицинскими предписаниями Талмуда. Это объясняется в значительной степени неоспоримым авторитетом Галена и его арабских последователей во всем, касающемся медицины. Все теории и методы, исходящие не от Галена и его школы, считались в средние века не заслуживающими внимания и даже вредными. Труды знаменитых еврейских врачей средневековья, из которых многие занимали должность придворных медиков у европейских королей и у римских пап, отличаются не только точным описанием болезней и их лечения, но и ясной трактовкой вопросов анатомии, гигиены, фармакологии и т. п., относящихся к здоровью и болезням.

Болезни евреев в современный период. Состояние здоровья еврейского народа и характеристика заболеваний среди евреев в современном мире рассматриваются здесь с точки зрения общепринятых критериев, с помощью которых оценивается состояние здоровья населения в целом или отдельных этнических, возрастных и социальных групп. Такими критериями являются: 1) средняя продолжительность жизни; 2) годовой показатель общей смертности, то есть число смертных случаев на тысячу человек населения (противоположный термин — годовой показатель общей выживаемости); 3) годовой показатель смертности от определенной болезни; 4) годовой показатель заболеваемости определенной болезнью на тысячу человек населения.

Во всех исследованных группах еврейского населения показатели продолжительности жизни и выживаемости выше среди женщин, чем среди мужчин. Так, средняя продолжительность жизни среди евреев — мужчин и женщин в Израиле в 1965 г. была, соответственно, 70,5 лет и 73,2 года; в Канаде (1961) — 68,4 и 72,2; в трех городах США — Детройте, Милуоки и Провиденсе (1963) — 67,0 и 71,9. (Подобное явление характерно для населения почти всего мира я для всех возрастных групп.) Продолжительность жизни у евреев-мужчин в Израиле (1972) — 70,5 лет была одной из самых высоких в мире.

Сравнение заболеваемости евреев и неевреев затрудняется значительными различиями в типах болезней между отдельными группами евреев. Очень мало известно о состоянии здоровья евреев или неевреев в странах Ближнего Востока (кроме Израиля) и Северной Африки; поэтому почти все нижеследующие данные основаны на исследованиях, проведенных в Израиле, Европе и США.

Наследственных заболеваний, которые были бы характерны для евреев в целом, не существует, но есть заболевания, распространенные среди отдельных этнических групп евреев больше, чем среди других таких групп или среди неевреев. Многовековая изолированность относительно небольших еврейских общин с вытекающими отсюда сравнительно частыми случаями близкородственных браков способствовала повышению распространенности некоторых наследственных болезней среди определенных еврейские групп. Так, среди ашкеназов — выходцев из Восточной Европы чаще, чем в любой другой этнической группе мира, встречаются шесть врожденных нарушений обмена веществ: 1) болезнь Тей-Сакса (инфантильная идиотия с амаврозом), связанная с накоплением в нервных клетках ганглиозидов; заболевание встречается в США в одном случае на шесть тысяч рождений среди евреев и на пятьсот тысяч рождений среди неевреев; 2) болезнь Нимана-Пика, отложение сфингомиелина в нервных клетках, ведущее к задержке развития; 3) болезнь Гоше, отложение цереброзидов в ретикулоэндотелиальных клетках, проявляющееся в поражениях кожи, селезенки, костей и нервной системы; распространенность среди ашкеназских евреев 1:2500; 4) семейная дизаутономия (нарушение координации движений, нечувствительность к боли, ослабленное чувство вкуса и другие симптомы); распространенность среди ашкеназских евреев 1:10000–20000; 5) пентозурия, безвредное нарушение, проявляющееся в выделении с мочой ксилулезы; распространенность среди ашкеназских евреев 1:2500–5000, что более чем вдесятеро выше, чем среди неевреев США; 6) синдром Блума (повышенная чувствительность к солнечным лучам, низкий рост, нередко развитие лейкоза — половина всех наблюдавшихся в мире случаев была у ашкеназских евреев). Происхождение первых четырёх из указанных нарушений было прослежено до их исходного пункта — небольшого района в Польше, неподалеку от Белостока.

Другие врожденные нарушения обмена веществ встречаются чаще у неашкеназских евреев: 1) гемолитическая анемия, связанная с недостаточностью энзима дегидрогеназы глюкозо-6-фосфата (распространенность: 58 % среди курдских евреев, 25 % среди остальных евреев Ирака, немного меньше среди других восточных еврейских групп и только 0,5 % среди европейских евреев); 2) талассемия, аномальный гемоглобин, что ведет к изменениям в строении эритроцитов и к хронической анемии (особенно часта у евреев Курдистана); 3) болезнь Дубина-Джонсона, поражение печени с накоплением в ней пигмента (источник заболевания — город Исфахан в Иране); 4) фенил-кетонурия, нарушение обмена фенилаланина, ведущее при отсутствии лечения к умственной отсталости (заболевание распространено среди евреев Йемена); 5) семейная средиземноморская лихорадка, сопровождающаяся болями в животе, в суставах, а также амилоидозом (преобладает среди североафриканских, особенно ливийских евреев — см. Ливия).

Сохранение и увековечение аномальных генов является, как указано выше, результатом замкнутости многих еврейских общин и частых случаев бракосочетания между кровными родственниками. Распространение в Израиле браков между евреями разных этнических групп, а также уменьшение случаев близкородственных браков должны привести к резкому снижению распространенности генетических нарушений.

Врожденную восприимчивость к инфекционным заболеваниям очень трудно измерить. Группы репатриантов, прибывшие в Израиль, привозили с собой заболевания, преобладавшие в странах их происхождения. Среди евреев всех восточных общин были распространены трахома и трихофития (стригущий лишай), а среди йеменских и иракских евреев — также бильгарциоз (глистная инвазия). В Израиле эти заболевания ликвидированы, и по структуре заболеваемости инфекциями Израиль не отличается от развитых стран Запада. Что касается хронических болезней, то исследования, проведенные в США, показали, что склонность к склерозу коронарных артерий сердца у евреев на 50% выше, чем у католиков, и на 30% выше, чем у протестантов. При этом различие в социально-экономическом уровне вряд ли играет основную роль: так, среди рабочих швейной промышленности в Нью-Йорке заболеваемость среди евреев была вдвое выше, чем среди итальянцев. В Израиле за последние тридцать лет уровень распространения коронарной болезни растет во всех группах населения. Этот процесс следует за повышением уровня жизни, уменьшением физической активности и увеличением напряжения ритма жизни. Тем не менее, различия между разными этническими группами все еще сохраняются: так, наименьшая распространенность коронарной болезни отмечалась у новоприезжих йеменских евреев, промежуточная — у йеменских старожилов и других неашкеназских евреев и наибольшая — у евреев европейского происхождения. В соответствии с этим были обнаружены различия в уровне холестерина в крови в этих группах. Для объяснения этих явлений следует учесть различия в образе жизни, питании, распространенности курения и т. д.

Согласно некоторым данным, болезнь Бюргера (поражение периферических сосудов) более часта среди евреев восточноевропейского происхождения. Диабет, очевидно, менее распространен среди евреев йеменского происхождения, но частота его растет и среди них с увеличением времени проживания в Израиле. В целом же диабет распространен среди евреев не больше, чем среди других народов. В США язвенный колит относительно более распространен среди евреев, чем среди нееврейского населения. Алкоголизм и связанный с ним цирроз печени встречаются значительно реже среди евреев, чем среди неевреев.

Некоторые виды рака наблюдаются более часто среди евреев в целом, чем у других народов: рак толстого кишечника, молочной железы, яичников, поджелудочной железы, почек, крови (лейкемия), а также (у женщин) легких и желудка. Опухоли мозга встречаются в Израиле чаще, чем в других странах мира. В то же время менее часты у евреев опухоли полости рта, глотки, мочевого пузыря, предстательной железы, пищевода (у мужчин) и легких. Различие в заболеваемости раком легких между мужчинами и женщинами объясняется тем, что у каждого пола преобладает иной гистологический тип рака. Низкую частоту рака шейки матки у евреек связывали в прошлом с профилактической ролью обрезания, но в последние годы выяснилось, что низкая частота отмечается только у евреек европейского происхождения, а у марроканских евреек (см. Марокко) частота рака шейки матки выше, чем в ряде стран Европы. В более высоких социально-экономических слоях нееврейского населения США и Англии распространение личной гигиены привело к снижению этого вида рака до уровня еврейского населения. Сейчас полагают, что более низкая частота рака шейки матки связана с тщательным соблюдением личной гигиены и половыми контактами с меньшим числом мужчин. В то же время вполне вероятно, что обрезание объясняет низкую частоту рака полового члена у мужчин.

В Израиле заболеваемость раком среди евреев европейского происхождения соответствует заболеваемости им среди евреев США, а те формы рака, которые чаще встречаются среди евреев неевропейского происхождения, более характерны для небелого населения США. Это указывает на роль социально-экономических факторов в образовании рака. Среди израильских евреев европейского происхождения более часты рак толстого кишечника, молочной железы, яичников, тела матки, мозга, желудка, легких, крови (лейкемия). Рак пищевода более част у выходцев из Ирана и Йемена, рак печени — у выходцев из Йемена, рак мочевого пузыря — у мужчин, родившихся в Северной Африке, рак гортани — у выходцев из балканских стран. Самые распространенные виды рака в Израиле: легких и желудка у мужчин, молочной железы и желудка у женщин. Влияние продолжительности проживания в Израиле на частоту рака недостаточно изучено. Согласно предварительным данным, рак желудка у родившихся в Израиле встречается реже, чем у приехавших в страну. Подобная же тенденция отмечена в отношении лейкемии у детей.

Несмотря на различия в состоянии здоровья среди евреев, принадлежащих к разным этническим группам, еврейский народ в целом можно охарактеризовать как стоящий на высоком уровне здоровья благодаря тысячелетним традициям и навыкам физической, социальной и моральной гигиены, а также потому, что в большинстве своем он принадлежит почти во всех странах к культурным слоям населения, пользующимся сравнительным материальным благополучием.

Смотрите также

Бежерано Майя

Бен-Амоц Дан

Биран Аврахам

Бирия

Бразилия