Великобритания

ВЕЛИКОБРИТА́НИЯ. Евреи поселились в Великобритании позже, чем в большинстве других европейских стран. Они прибыли сюда, по-видимому, в 11 в., главным образом из Северной Франции. Небольшое число евреев прибыло из Германии, Италии и Испании, а один или два — из России и мусульманских стран. К середине 12 в. в большинстве крупных английских городов существовали еврейские общины. К этому же веку относятся первые проявления антисемитизма в Великобритании.

Первый известный случай кровавого навета произошел в 1144 гг. в Норвиче, а за ним последовали несколько таких наветов и в других местах. Несмотря на усиление антисемитских тенденций, еврейское население Англии продолжало увеличиваться. Учитывая важную роль, которую играли евреи в экономической жизни страны, некоторые короли предоставляли евреям защиту (хотя далеко не всегда действенную) от черни и феодалов, однако евреи и их имущество были объявлены собственностью короля.

Относительно спокойное существование евреев Великобритании пришло к концу под влиянием чувств, вызванных в христианском населении крестовым походом Ричарда I. Во время его коронации еврейский квартал в Лондоне был разграблен и многие евреи убиты (сентябрь 1189 г.). Весной следующего года волна еврейских погромов прокатилась по всей стране. В Йорке почти все евреи во главе с Иом Тов бен Ицхаком из Жуаньи покончили с собой, а остальные были уничтожены погромщиками (16–17 марта 1190 г.). Еврейские общины Великобритании долго не могли оправиться от этого удара.

Церковные постановления, направленные против евреев, применялись в Англии очень сурово. Во время так называемой Баронской войны (1263–67) еврейские общины были ограблены, многие евреи убиты. 18 июля 1290 г. Эдуард I издал указ об изгнании евреев из Великобритании. Большинство евреев-беженцев направилось во Францию, Фландрию и Германию. Число евреев в Великобритании до этого изгнания, по-видимому, не превышало четырех тысяч. Изгнание евреев из Великобритании, первое в истории средневековых изгнаний, было осуществлено более основательно, чем в какой-либо другой стране Европы.

При Генрихе VIII и Эдуарде VI в Лондоне образовалась небольшая община марранов, но при вступлении на престол Марии Тюдор (1553) она распалась. В правление Елизаветы в Лондоне и Бристоле вновь несколько лет существовала полулегальная конгрегация марранов. Один из ее членов, Родриго Лопес, был медиком королевы (казнен в 1594 г.). В 1609 г. и эта конгрегация распалась, но к середине 17 в. в Лондоне возникла новая колония марранов. Экономическое возрождение Великобритании при Кромвеле и его антииспанская политика создали более благоприятную атмосферу для купцов-марранов.

В 1655 г. амстердамский раввин Менашше бен Исраэль прибыл в Великобританию с целью получить разрешение на возвращение в страну евреев. Хотя ему не удалось добиться своей цели, практически переселение евреев в Англию встречало все меньше и меньше препятствий. В 1664 г. еврейская община получила от короля официальное обещание защиты, а в 1673 г. — гарантию свободы богослужения. Законность исповедания иудаизма в Великобритании была косвенно признана парламентом в 1698 г. Община стала расти, главным образом благодаря иммиграции евреев из Амстердама, а также из Испании и Португалии. Высший слой общины состоял из маклеров и купцов, занимавшихся внешней торговлей.

За сефардскими иммигрантами последовал поток ашкеназских евреев, главным образом из Амстердама и Гамбурга, затем из других частей Германии, а еще позже — из Восточной Европы. Около 1690 г. в Лондоне была создана небольшая ашкеназская община. С 1760 г. время от времени собирался «наблюдательный комитет», состоявший из представителей ашкеназов и сефардов и рассматривавший вопросы, представлявшие общий интерес. Постепенно он превратился в Лондонский совет депутатов британских евреев (см. Борд оф депьютиз), в который вошли также представители провинциальных конгрегаций.

После наполеоновских войн некоторые ашкеназские семьи (Голдсмиды, Ротшильды и другие) стали играть важную роль в экономике и общественной жизни Великобритании. После эмансипации католиков (1829) началось движение за предоставление евреям тех же прав, что и католикам. В 1868 г. Бенджамин Дизраэли, крещеный еврей, гордившийся своим еврейским происхождением, стал премьер-министром Великобритании. Это назначение во многом способствовало улучшению общественного и политического положения евреев Великобритании.

К 1890 г. были ликвидированы все религиозные ограничения при получении должностей и титулов, и евреи стали полностью равноправными английскими гражданами. В течение 19 в. английское еврейство начало играть ведущую роль в мероприятиях, направленных на защиту интересов евреев разных стран (см. Мозес Монтефиоре, Дамасское дело, Англо-еврейская ассоциация).

В 1841 г. стала выходить «Джуиш кроникл» — первое (в настоящее время старейшее в мире) периодическое еврейское издание на английском языке. В 1855 г. в Лондоне был открыт Еврейский колледж для подготовки раввинов. В 1859 г. был основан Еврейский совет попечителей (Еврейский комитет социальной помощи — с 1964 г.). Союз ашкеназских синагог значительно укрепился после учреждения в 1870 г. (на основе парламентского акта) Объединенной синагоги. В 1840 г., несмотря на сильную оппозицию, в Великобритании появилось реформистское движение (см. Реформизм в иудаизме). В начале 20 в. сформировалось еще более радикальное движение за религиозные преобразования — Еврейская либеральная синагога. Однако в этот период большинство английского еврейства оставалось ортодоксальным.

Тем временем, еврейская община Великобритании все расширялась, хотя центр ее оставался преимущественно в Лондоне. Вспышка преследований евреев в России в 1881 г. вызвала массовую иммиграцию в Великобританию, которая, однако, не прошла без сопротивления и была приостановлена Законом об иммиграции иностранцев от 1905 г. В 1880–1914 гг., главным образом в результате массовой эмиграции из Восточной Европы, еврейское население Великобритании возросло с 65 до 300 тыс. человек.

Иммигранты из Восточной Европы, принадлежавшие в основном к бедным ортодоксальным слоям, создали компактные перенаселенные гетто в восточном Лондоне, Манчестере, Лидсе, Ливерпуле и Глазго. Занимались они преимущественно различными ремесленными промыслами. Иммигранты создали газеты на идиш и иврите, а также различные общества взаимопомощи. Со временем выходцы из Восточной Европы стали играть решающую роль в религиозной и культурной жизни еврейства Великобритании. Некоторые из них быстро добились успехов в экономической и социальной областях, переселились из гетто в пригороды и влились в англо-еврейский средний класс.

Политическая эмансипация евреев Великобритании достигла своей кульминационной точки в 1885 г., когда Н. Ротшильд стал первым евреем, получившим звание пэра. Л. Л. Кохен (1832–1887) и сэр Б. Л. Кохен (1844–1909) были одними из ведущих членов парламента от консервативной партии, хотя в целом евреи Великобритании по-прежнему тяготели к либеральной партии (а после Первой мировой войны — к лейбористской партии). В 1903 г. министр колоний предложил Т. Герцлю проект заселения евреями территории Уганды (см. Уганды план). Проект вызвал ожесточенные споры в Сионистской организации и был впоследствии отвергнут.

Первая мировая война положила конец большой иммиграции евреев в Великобританию. Вспышка ксенофобии в первые годы войны привела и к некоторому усилению антисемитизма. Соотношение между численностью евреев, служивших в английской армии (50 тыс.), и численностью еврейского населения Великобритании было выше, чем доля евреев в общем населении страны. 10 тыс. евреев были убиты и ранены, около 1600 были награждены орденами и медалями. Еврейские батальоны королевских стрелков участвовали в боях за освобождение Эрец-Исраэль от власти Турции (см. Еврейский легион). В 1917 г. правительство Великобритании опубликовало Декларацию Бальфура, в которой заявило о своем доброжелательном отношении к созданию национального очага еврейского народа в Эрец-Исраэль. В 1920 г. Великобритания получила от Лиги Наций мандат на управление Палестиной на основе этой декларации.

Сионистское движение в Великобритании началось в 1887 г., с основанием местного отделения Ховевей Цион. Сионизм получил мощную поддержку со стороны новых иммигрантов, особенно после появления политического сионизма (1897). В 1899 г., несмотря на сопротивление многих ведущих деятелей еврейской общины Великобритании, была создана Британская сионистская федерация. Лишь после опубликования Декларации Бальфура руководство общины стало относиться к сионизму более благосклонно, хотя некоторые из наиболее видных лидеров общины и сочли нужным публично отмежеваться от «еврейского национализма».

В 1930-е гг. Великобритания приняла около 90 тыс. беженцев, главным образом евреев, из Европы. До введения нацистами жестких ограничений на вывоз имущества из Германии беженцы 30-х гг. ввезли в Великобританию приблизительно 12 млн. фунтов стерлингов. Иммигранты оказали значительное влияние на научную, литературную и культурную жизнь страны. Беженцы-евреи активизировали религиозную жизнь английского еврейства в ее ортодоксальных и либеральных кругах и фактически возродили еврейскую культурную деятельность в Великобритании.

Экономическая депрессия начала 30-х гг. и влияние политических течений в странах Европы способствовали появлению английского фашизма. Начались нападения «чернорубашечников», которыми руководил Освальд Мосли, на евреев и их имущество, а также провокационные шествия через еврейские районы. Однако деятельность фашистов пресекалась властями.

С начала Второй мировой войны, вследствие эвакуации из больших городов и призыва в армию, произошли рассредоточение и перегруппировка еврейского населения Великобритании. В районах эвакуации возникли новые общины; некоторые из них продолжали существовать и после войны. Бомбардировки разрушили старый лондонский еврейский район Ист-Энд.

Конфликт ишува и сионистского движения с правительством Великобритании, которое отреклось от своих обязательств создать еврейский национальный очаг в Палестине, начался уже в 1920-х гг. и достиг особого накала накануне Второй мировой войны, когда ворота Эрец-Исраэль были почти окончательно закрыты английскими мандатными властями перед евреями, и евреям было запрещено покупать земли почти во всей стране в соответствии с Белой книгой 1939 г. Все же во время войны с гитлеровской Германией ишув сотрудничал с Великобританией во всех областях, связанных с ведением войны, и значительная часть еврейской молодежи Эрец-Исраэль вступила добровольцами в британскую армию, а в 1944 г. была сформирована Еврейская бригада.

В конце войны ишув и сионистское движение начали интенсивную борьбу против британских властей, которая на некоторых этапах принимала форму вооруженного восстания. Эта борьба, и особенно убийство министра Великобритании по делам Ближнего Востока лорда Мойна и повешение двух британских сержантов подпольной военной организацией Эцел (см. Иргун цваи леумми) в ответ на казнь членов этой организации, вызвали антисемитские выступления в некоторых провинциальных городах Великобритании и обострили противоречия внутри еврейской общины.

Однако в целом английское еврейство энергично протестовало против Белой книги, а после завершения Второй мировой войны — против запрещения английскими властями прибытия в подмандатную Палестину евреев, уцелевших после Катастрофы европейского еврейства. После выборов в 1943 г. большинство членов Борд оф депьютиз поддерживало создание еврейского государства. С провозглашением Государства Израиль Англо-еврейская ассоциация, раньше относившаяся отрицательно к сионизму, также заняла доброжелательную позицию по отношению к новому государству.

По окончании Второй мировой войны еврейской общине Великобритании пришлось приложить большие усилия к реорганизации еврейской системы обучения, пришедшей в упадок в период войны. Реорганизованная образовательная сеть включала: средние школы (созданные еще в 1929 г.); начальные школы с продленным днем обучения (созданные сионистским движением в 1950-х гг.), в которых наряду с общими предметами изучаются еврейские дисциплины; независимые ортодоксальные школы (преподавание религиозных предметов ведется на языке идиш); издавна существовавшие провинциальные еврейские начальные школы с продленным днем обучения; частную школу Кармел-колледж в Уоллингфорде, близ Оксфорда.

Однако доля традиционного еврейского обучения в общем комплексе образования еврейских детей в Великобритании стала сокращаться. В 1962 г. лишь 57% еврейских детей школьного возраста получали еврейское образование, большинство — в вечерних и воскресных школах; с тех пор положение мало изменилось. Высшее еврейское образование, в том числе на иврите, дается в иешивах, а также в колледжах с соответствующими отделениями. Еврейские издания на английском языке расходятся массовым тиражом и оказывают сильное влияние на еврейскую общественность страны. Ведущая роль принадлежит еженедельнику «Джуиш кроникл».

Существование Государства Израиль является главным противовесом тенденции к отходу от еврейского самосознания, проявляющейся в среде британского еврейства. Оказание помощи Израилю стало основной общественной и общинной обязанностью евреев Великобритании и в некоторой степени заменило организованную религиозную жизнь прежних времен. Особенно активно выступили евреи Великобритании в поддержку Израиля во время Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973).

Еврейство Великобритании активно выступало за право евреев СССР на алию. В 1970 г. 40 евреев были избраны в палату общин парламента Великобритании; в состав палаты лордов входят 29 евреев. Многие евреи занимают ответственные посты. Даже крайне правые группировки отмежевываются от антисемитизма, а проарабские элементы в нападках на Израиль стараются избегать явных антисемитских выпадов.

Еврейское население Великобритании в 1972 г. насчитывало 410 тыс. человек, причем оно постоянно уменьшается вследствие смешанных браков и низкой рождаемости (приблизительно на 20% ниже рождаемости среди остального населения Англии). Почти 75% евреев живут в пяти самых крупных городах. В 60-е гг. начался процесс переселения еврейского населения из городских центров в новые пригороды вокруг больших городов. Поселение относительно небольших еврейских групп среди численно преобладающего нееврейского населения и сопряженная с этим процессом изоляция от центров еврейской жизни подвергают их сильному влиянию ассимилирующих факторов.

Наиболее явным симптомом такого влияния является все повышающийся процент смешанных браков, оцениваемый в зависимости от местности и общественного круга в 12–25%. Число евреев, занимающихся полуквалифицированным и физическим трудом, существенно сократилось; в то же время постоянно растет число евреев, владеющих свободными профессиями. Резко сократилось участие евреев в крупных финансовых предприятиях и одновременно увеличилась доля евреев-промышленников.

Общинная организация евреев в Великобритании отличается широкой сетью политических, благотворительных, религиозных, образовательных, молодежных и спортивных еврейских учреждений. Молодежные организации включают: различные клубы для спорта и общественной работы; сионистские организации со специальными программами образования, отдыха и развлечения; различные курсы; студенческие общества при университетах и колледжах и т. д.

Отношение правительства Великобритании к Израилю прошло различные фазы. В первые годы существования Израиля, образовавшегося в процессе борьбы с Великобританией, отношение это было недружелюбным. В отличие от США и СССР, Великобритания голосовала в ООН (1947) против создания еврейского государства в Палестине и не признавала Государство Израиль в течение 9 месяцев. Лишь в феврале 1949 г. Э. Бевин, министр иностранных дел Великобритании, упорно проводивший проарабскую политику в палестинском вопросе, был вынужден под давлением общественного мнения признать Израиль де-факто, но отношения между Великобританией и Израилем продолжали быть холодными.

Еще в 1955 г. английское правительство придерживалось мнения, что Израиль должен уступить часть Негева Египту. Однако менее чем через год Израиль и Великобритания совместно открыли военные действия против Египта после национализации правительством Насера Суэцкого канала (см. Синайская кампания).

Тенденция Великобритании к предоставлению независимости колониям (включая арабские княжества) и ослабление ее влияния на Ближнем Востоке привели ко все более уравновешенному отношению Великобритании к Израилю. В Шестидневную войну Насер ложно обвинил Великобританию и США в участии в военных действиях против Египта и порвал с ними дипломатические отношения. Великобритания сыграла важную роль в формулировании резолюции № 242 в Совете безопасности ООН об урегулировании арабо-израильского конфликта.

В Войну Судного дня, под угрозой «нефтяного бойкота» арабских государств, консервативное правительство Великобритании заняло явно антиизраильскую позицию, которая выразилась в выступлениях его представителей в комиссиях Европейского общего рынка и в наложении эмбарго на поставку Израилю уже закупленного оружия (главным образом танков), что вызвало бурный протест оппозиции. С приходом к власти лейбористской партии эта позиция несколько смягчилась.

Какова бы ни была политическая линия Великобритании по отношению к Израилю, оба государства интенсивно и бесперебойно поддерживают дружественные связи в области культуры и экономики. Великобритания — один из крупнейших импортеров израильских цитрусовых и продуктов цитрусового производства. Общая стоимость израильского экспорта в Великобританию в 1974 г. достигла 156,8 млн. долларов, а импорта из Великобритании в Израиль — 543,4 млн. долларов.

В 1970–80-х гг. численность еврейского населения Великобритании заметно сократилась и к 1990 г. составила 300–315 тыс. человек (0,5% всего населения). Главной причиной сокращения еврейского населения явился низкий уровень брачности и рождаемости, не обеспечивающий естественное воспроизводство; значительна была доля смешанных браков (по различным подсчетам, 12–30%). Если в 1960–65 гг. среднее число браков, заключенных по еврейским религиозным канонам, составляло в Великобритании 3664 в год, а в 1975–79 гг. — 2782, то в 1982 г. таких браков было зарегистрировано 1138, в 1986 г. — 1097, в 1989 г. — 1057. Число разводов среди евреев в 1980-х гг. (около четырехсот в год) вдвое превысило аналогичный показатель 1960-х гг.

В начале 1970-х гг. уровень рождаемости у евреев (десять на тысячу) составил менее 2/3 среднего показателя по стране (16 на тысячу), однако к началу 1990-х гг. этот разрыв несколько сократился (11 на тысячу против 14). Согласно данным обследований, проведенных в еврейских общинах ряда городов, на рубеже 1970–80-х гг. средняя британская еврейская семья состояла из 2,4–3 человек. В 1960-х гг. в Великобритании рождалось в среднем 5100 еврейских детей в год, в 1970-х гг. — 4300, в начале 1980-х гг. — 3400, за этот же период число погребений, проведенных в соответствии с еврейской религиозной традицией, уменьшилось почти на 10% (в 1976 г. — около пяти тысяч, в 1989 г. — 4535). Уровень смертности среди евреев в 1970 г. (13 на тысячу) был заметно ниже, чем в среднем по стране, а к 1990 г. эти показатели сравнялись (12 на тысячу). Происходит общее постарение еврейского населения Великобритании: представители экономически активных возрастных групп (от 20 до 65 лет) в 2005 г. составляли лишь 49% британского еврейства (в 1980-х гг. — 57%). Медианный возраст евреев Великобритании в 1984–88 гг. превышал 41 год.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. приблизительно 70% евреев Великобритании — около 215 тыс. (по другим данным, 201 тыс.) — проживали в Лондоне и его окрестностях, в том числе 72 тыс. — в самом городе, 125 тыс. — в пригородах (Большой Лондон), 18 тыс. — в близлежащих округах. С перемещением значительного большинства лондонских евреев в сравнительно благополучные пригороды и в сельскую местность (эта тенденция действовала и в других крупных городах) Ист-Энд окончательно утратил значение основного центра расселения евреев в Великобритании. По приблизительной оценке, в Манчестере и его окрестностях в 1990 г. проживали 30 тыс. евреев, в Лидсе — 14 тыс. (по другим сведениям, 10 500), в Глазго — 11 тыс., в Брайтоне — десять тысяч, в Бирмингеме — шесть тысяч, в Ливерпуле — пять тысяч; еще в 12 городах страны насчитывалось не менее тысячи евреев в каждом. В 1970–80-х гг. численность еврейского населения росла лишь в городах так называемого солнечного пояса (на крайнем юге страны) — Брайтоне и других.

Число репатриантов из Великобритании в Израиль, составлявшее в 1970-х гг. 500–1000 человек в год, достигло пика в 1982 г. (1286 человек), после чего непрерывно уменьшалось (1984 г. — 786 человек, 1986 г. — 531, 1988 г. — 508, 1989 г. — 433 человека). В 1982 г. в Израиле насчитывалось 13 352 еврея британского происхождения — вдвое больше, чем в 1972 г. В то же время Великобритания — одна из стран, куда эмигрируют израильтяне; так, в 1988 г. только в Лондоне и его окрестностях их было, по данным израильского посольства, около 30 тыс.

В 1970-х и особенно в 1980-х гг. жизненный уровень большинства британских евреев повысился, социальный статус укрепился. По приблизительным оценкам, во второй половине 1970-х гг. владельцы частных фирм, высший административный персонал и работники умственного труда составляли около 50% экономически активного еврейского населения Великобритании (по стране в целом — 20%), квалифицированные рабочие, низший административный персонал и священнослужители — 35%. Не входил в категорию наемных рабочих 21% самодеятельного еврейского населения (против 7% общего самодеятельного населения страны); студенты и учащиеся старших классов средних школ составляли 36% евреев в возрасте 15–24 лет и лишь 13,8% этой возрастной группы в целом. Экономические трудности начала 1980-х гг. и особенно 1990–92 гг., приведшие к банкротству ряда принадлежавших евреям компаний, несколько затормозили развитие указанных процессов, но не привели к изменению общих тенденций. Вместе с тем значительное увеличение безработицы в 1970–80-х гг. обусловило заметный рост числа нуждающихся среди евреев: в середине 1980-х гг. только в Лондоне около четырех тысяч человек получали от общин благотворительную помощь.

Евреи играют весьма активную роль в общественно-политической жизни Великобритании. В 1974 г. в палату общин было избрано 46 евреев (35 лейбористов и 11 консерваторов), в 1979 г. — 32 еврея (21 лейборист и 11 консерваторов), в 1983 г. — 28 евреев (17 консерваторов и 11 лейбористов), в 1987 г. — 23 еврея (16 консерваторов и 7 лейбористов), в 1992 г. — 21 еврей (11 консерваторов, 9 лейбористов и один либеральный демократ; наименьшее число евреев-депутатов после Второй мировой войны). Среди депутатов Европейского парламента от Великобритании — один еврей (лейборист). Евреи-парламентарии не выступают единым блоком (даже при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы местной общины или связанных с Израилем); распределение политических симпатий еврейского электората в основном соответствует общим социально-политическим тенденциям: так, со второй половине 1970-х гг. обозначилась явная тенденция к поправению еврейских избирателей. В кабинет, сформированный Маргарет Тэтчер после победы консерваторов на выборах 1979 г., вошел в качестве министра промышленности сэр Кит Джозеф (1918–94); в 1974 г. реально претендовал на пост лидера партии, избрание на который автоматически сделало бы его кандидатом в премьер-министры). В 1983 г. Н. Лоусон стал канцлером казначейства (министром финансов), сэр Леон Бритен — министром внутренних дел (занимал этот пост до 1986 г.); позднее Д. Янг (родился в 1932 г.; в 1980–84 гг. — председатель административного комитета Всемирного союза ОРТ) был назначен министром без портфеля (1984 г., одновременно с получением титула барона; в дальнейшем — министр труда), М. Рифкинд (родился в 1946 г.) — министром по делам Шотландии (1986 г.; в 1990–92 гг. — министр транспорта). В 1986 г. в правительство Великобритании входили пять евреев (часть которых не поддерживала связей с общиной), однако вскоре их число сократилось до трех. В кабинет Дж. Мейджора, образованный после выборов 1992 г., был включен М. Рифкинд (министр обороны), позднее (в 1993 г.) — М. Хауард (родился в 1941 г.; министр внутренних дел). В 1970–80-х гг. многие евреи назначались или избирались и на другие важные посты, как в центральной государственной администрации (например, лорд Эзра /родился в 1919 г./ был председателем Национального совета по углю, сэр Монти Финистон — президентом Сталелитейной корпорации, сэр Марк Хениг — председателем Совета по туризму, сэр Зелман Коуэн /родился в 1919 г./ — председателем Совета по печати, С. Янг — председателем британской радиовещательной корпорации Би-би-си), так и в общественных учреждениях (сэр Исайя Берлин в 1977–78 гг. был президентом Британской академии), местных органах власти, судах и муниципалитетах. Участились случаи возведения евреев в рыцарское достоинство: в январе 1988 г. главный раввин Великобритании И. Якобовиц получил титул барона, став тем самым пожизненным членом верхней палаты британского парламента, в которую по должности входят высшие иерархи англиканской церкви.

В 1983 г., согласно официальным данным, 78 899 глав семей британских евреев принадлежали к различным религиозным общинам, в том числе 4,4% — к крайне ортодоксальным (включая хасидские дворы), 22,4% — к реформистским и консервативным (входящим в Объединение реформистских синагог Великобритании и Союз либеральных и прогрессивных синагог), 70,5% — к умеренно ортодоксальным, представленным Объединенной синагогой Лондона и Федерацией синагог Великобритании, 2,7% — к сефардским. В 1980-х гг. обозначилась тенденция к постепенному размыванию центристского (умеренно ортодоксального) религиозного течения: в 1990 г. к нему принадлежали 64% членов религиозных общин, к крайней ортодоксии — 6,9%, к реформистским и консервативным синагогам — 24%, к сефардским — 3%. Одновременно продолжались ассимиляционные процессы, начавшиеся в предшествующие десятилетия: по приблизительным оценкам, восемь–девять тысяч человек ежегодно по тем или иным причинам порывали всякие связи с еврейством.

В Великобритании действуют сотни еврейских организаций — отделения всех сионистских партий и движений (объединенные с 1983 г. в Национальный сионистский совет), общества друзей Израиля, культурные, просветительские, молодежные, женские, спортивные ассоциации и клубы. Основным представительным органом британского еврейства остается Борд оф депьютиз; функционируют также представительные советы регионов и крупных городов. Подавляющее большинство еврейских организаций страны стоит на произраильских позициях. В 1984 г. из 40 млн. фунтов стерлингов, внесенных британскими евреями в виде пожертвований, 24 млн. (60%) получил Объединенный израильский призыв, 6,6 млн. (16,5%) было выделено на помощь нуждающимся (что приблизительно соответствовало размерам помощи, предоставленной еврейским общинам центральными и местными властями), 5,9 млн. (15%) — на образование, 1,1 млн. (2,75%) — молодежным объединениям и учреждениям культуры.

Критикуя отдельные акции израильского правительства (например, Ливанскую войну или меры, предпринятые для подавления интифады), британские евреи неоднократно выражали полную солидарность с Израилем, выступали в его поддержку, особенно перед войной в Персидском заливе и во время нее (август 1990 г. – февраль 1991 г.). В 1970–80-е гг. еврейские организации Великобритании последовательно вели борьбу за права советских евреев, неоднократно принимавшую форму массовых акций (демонстрация у посольства Советского Союза в Лондоне в октябре 1983 г. и другие).

Разветвленная система еврейского образования в Великобритании включает несколько десятков учебных заведений. В 1970–80-х гг. число учащихся еврейских средних школ (все они, кроме одной, находятся под эгидой ортодоксальных общин) составляло около 12500 человек (в том числе 8500 человек в Лондоне и четыре тысячи за его пределами). Еще 13–15 тыс. еврейских детей в возрасте 5–15 лет посещали вечерние и воскресные школы, различные курсы (где занятия часто вели молодые, неподготовленные преподаватели), около десяти тысяч не получали никакого еврейского образования. Во многих университетах Великобритании есть кафедры иудаистики (см. Наука о еврействе), в основном небольшие (в 1980-х гг. многие из них пострадали в результате сокращения государственных расходов на высшую школу); в Оксфорде есть Центр еврейских исследований. В Лондоне и Манчестере функционируют еврейские музеи. В стране регулярно проводятся фестивали еврейского кино и еврейской музыки; во второй половине 1980-х гг. состоялись два фестиваля идишской культуры, вызвавшие широкий интерес. В 1994 г. в Великобритании выходили 25 еврейских периодических изданий, транслировались пять постоянных радиопрограмм для евреев.

Во второй половине 1970-х гг. в Великобритании значительно усилили свои позиции крайне правые силы — Национальный фронт, Британская национальная партия и родственные им группировки, взявшие на вооружение националистические и расистские, в том числе и антисемитские, лозунги. На выборах в районные советы в 1976 г. Национальный фронт получил свыше 75 тыс. голосов (в некоторых округах за него голосовали 10–20% избирателей), на выборах в советы округов в 1977 г. — свыше 205 тыс. голосов, в том числе в Большом Лондоне — около 119 тыс. (5%), на парламентских выборах 1979 г. — 191 тыс. (вместе с Британской национальной партией — 1,3% голосов); тем не менее, действующая в Великобритании мажоритарная система выборов не позволила правым радикалам завоевать ни одного места в парламенте или муниципальных органах. Несмотря на то, что основным объектом пропагандистских атак и насильственных действий со стороны крайне правых являются проживающие в Великобритании выходцы из стран «третьего мира» (прежде всего из Африки, Вест-Индии, Индии и Пакистана), совместный антирасистский фронт еврейских организаций и объединений иммигрантов не возник, во многом из-за того, что лидеры последних большей частью выступают с антисионистских, а иногда и с антисемитских позиций. Однако в 1980-х – начале 1990-х гг., с изменением общей обстановки в стране, влияние правых экстремистов сошло на нет: на парламентских выборах 1983 г. Национальный фронт и Британская национальная партия получили 0,7% голосов, а в 1992 г. их поддержали лишь двенадцать тысяч человек.

Другим источником антисемитизма в Великобритании в 1970–80-х гг. были левацкие группы и объединения арабских студентов, провозгласившие своей целью противоборство сионизму и Израилю.

Общее поправение британского общества в 1980-х гг. привело к ослаблению крайне левых движений; однако еще в середине 1980-х гг. находившийся под их сильным влиянием Совет Большого Лондона (упразднен в марте 1986 г.) финансировал антиизраильскую и антисионистскую деятельность, в том числе и левацких еврейских групп (и одновременно оказывал помощь еврейским школам, музею и многим общинным организациям). События 1980-х – начала 1990-х гг. на Ближнем Востоке (Ливанская война, интифада и другие) время от времени провоцировали антиизраильские и антисионистские выступления студенческих организаций; Национальный союз студентов занимал по отношению к этим выступлениям нейтральную позицию.

Несмотря на уход с политической сцены как правых, так и левых сил, насаждавших антисемитизм, в Великобритании не исчезли юдофобские настроения. Их усилению способствовали два крупных скандала, в которых были замешаны евреи. В августе 1990 г. завершился судебный процесс, в ходе которого четыре еврея (в том числе один крещенный в детстве), руководившие концерном «Гиннес», были признаны виновными в мошенничестве, подделке финансовой отчетности, хищениях и приговорены к тюремному заключению и крупным штрафам. В конце 1991 г. – начале 1992 г., после смерти (по всей видимости, самоубийства) финансового и газетного магната Р. Максвелла (1923–91), поддерживавшего тесные связи с Израилем, были раскрыты крупные злоупотребления: в частности, он использовал не по назначению пенсионный фонд работников своей компании. Вне видимой связи с «делом “Гиннеса”» в 1990 г. в Великобритании резко увеличилось число антисемитских инцидентов: зарегистрировано 29 случаев осквернения кладбищ, синагог и памятников жертвам Катастрофы (в Лондоне, Манчестере, Ньюкасле, Кардиффе и других местах), семь евреев подверглись избиению. Хотя по своему размаху эти акции были несравнимы с происходившими в то же время нападениями на иммигрантов из стран «третьего мира», учащение антисемитских инцидентов вызвало беспокойство в общине; ее руководство было обвинено в том, что оно закрывает глаза на усиление юдофобии и не ведет борьбу с ней. В мае 1990 г. премьер-министр Тэтчер выступила с заявлением о том, что правительство не допустит разгула антисемитизма в стране. Однако, пресекая преступления насильственного характера, британские власти не привлекают к ответственности издателей и распространителей антисемитской литературы, имеющей широкое хождение в стране. Великобритания стала, в частности, одним из центров военно-исторического ревизионизма (антисемитское интеллектуальное течение, отрицающее Катастрофу европейского еврейства; см. Антисемитизм. Антисемитизм в 1970–80-е гг. Страны Запада. Основные течения в современной антисемитской идеологии на Западе). В ноябре 1991 г. в Лондоне состоялся всемирный съезд ревизионистов, главным оратором на котором был британский историк Д. Ирвинг. В декабре 1991 г. заместитель министра обороны Э. Кларк принял участие в презентации книги Д. Ирвинга «Война Гитлера», в которой утверждается, что Великобритании следовало в 1940 г. или 1941 г. заключить мир с нацистской Германией, не принимая во внимание угрозу уничтожения европейского еврейства (в 1993 г. Кларк одобрительно отозвался о подготовленной Дж. Чармли политической биографии У. Черчилля, где обосновывался этот же тезис). Не решен в Великобритании вопрос о розыске и наказании скрывающихся в стране нацистских военных преступников, хотя соответствующий закон и был после долгих проволочек утвержден парламентом.

Отношения между Великобританией и Израилем в 1970-х – первой половине 1990-х гг. складывались в основном благоприятно. Великобритания как правило не поддерживала антиизраильские резолюции в ООН. В 1980 г. представители Великобритании приняли активное участие в подготовке Венецианской декларации Европейского экономического сообщества, в которой говорилось, что Организация освобождения Палестины (ООП) должна стать полноправным участником мирного процесса на Ближнем Востоке, однако затем поддержала предложенный президентом США Р. Рейганом план урегулирования ближневосточного конфликта, в котором ООП фактически игнорировалась. Развитие двусторонних контактов в политической сфере приостановилось в 1982 г. в связи с англо-аргентинской войной из-за Фолклендских островов (Израиль был обвинен в поставке Аргентине оружия) и Ливанской войной, поводом к которой стало покушение 3 июня 1982 г. арабских террористов на жизнь израильского посла в Великобритании Ш. Аргова (1929–2003). Однако в дальнейшем связи между двумя странами вновь укрепились: несколько крупных государственных деятелей Израиля, включая президента Х. Герцога и премьер-министра Ш. Переса, нанесли визиты в Великобританию; в мае 1986 г. М. Тэтчер стала первым премьер-министром Великобритании, посетившим Израиль с официальным визитом. Правительство Великобритании последовательно отказывалось поддерживать контакты с ООП на высоком уровне, пока эта организация не признает Израиль и не откажется от террористической деятельности (исключением стала встреча заместителя министра иностранных дел Д. Херда с главой политического отдела ООП Ф. Каддуми в Тунисе в 1983 г., вызвавшая протест со стороны Израиля).

Лейбористы (крупнейшая оппозиционная партия Великобритании) в сентябре 1982 г. официально признали ООП законным представителем палестинского народа и призвали к созданию в Эрец-Исраэль демократического и светского арабского государства. После того, как в декабре 1988 г. председатель ООП Я. Арафат объявил о принятии ею резолюций Совета безопасности ООН №242 и №338 и осудил терроризм, министр иностранных дел Д. Херд встретился с членом руководства ООП А. Б. Шарифом (март 1990 г.). Во время войны в Персидском заливе Великобритания была активным участником антииракской коалиции; ракетные атаки Ирака на Израиль во время этой войны и сдержанная реакция последнего обусловили существенное улучшение отношения британской общественности к еврейскому государству. Важным фактором развития связей между Великобританией и Израилем стал начавшийся во второй половине 1991 г. мирный процесс на Ближнем Востоке; британское правительство выступило за одновременное прекращение бойкота арабского и еврейского поселенчества на контролируемых Израилем территориях Иудеи, Самарии и сектора Газы. В начале 1995 г. премьер-министр Дж. Мейджор посетил Израиль с официальным визитом.

В 1990-х – начале 2000-х гг. численность еврейского населения Великобритании неуклонно сокращалась и, согласно переписи населения 2001 г., составила 267 тысяч человек. Основными причинами этого явления стали: эмиграция евреев из Великобритании, низкая рождаемость, ассимиляция, приводящая к смешанным бракам. В 1990 г. в Израиль из Великобритании приехали 488 человек, в 1991 г. — 472, в 1992 г. — 459, в 1993 г. — 647, в 1994 г. — 626, в 1995 г. — 669, в 1996 г. — 547, в 1997 г. — 487, в 1998 г. — 399, в 1999 г. — 383, в 2000 г. — 326, в 2001 г. — 308, в 2002 г. — 277, в 2003 г. — 330. В 1996 г. в Великобритании родились 2897 еврейских детей, в 2000 г. — 2647, в 2002 г. — 2665. Смертность среди евреев превышает рождаемость; в 1996 г. в Великобритании умерли 4167 евреев, в 2000 г. — 3610, в 2003 г. — 3592. В 1995 г. 38% еврейских молодых людей и 50% еврейских девушек моложе 30 лет состояли в смешанных браках. В дальнейшем число смешанных браков продолжало расти и является одним из самых высоких в Европе. Часто такие браки заключаются в реформистских синагогах (см. Реформизм в иудаизме). Численность еврейского населения сокращается несмотря на то, что с начала 1970-х гг. около 30 тысяч израильтян поселились в Великобритании.

Две трети английских евреев жили в начале 2000-х гг. в районе Большого Лондона; 30 тысяч — в Манчестере, 10 тысяч — в Лидсе, 6500 — в Глазго. Общины, насчитывающие несколько тысяч евреев, существуют в Бирмингеме, Ливерпуле, Лестере, Брайтоне, Эдинбурге, Ньюкасле, Бормуте. Около 20% евреев живут небольшими группами в населенных пунктах, где нет еврейских общинных центров. Они больше подвержены ассимиляции, чем евреи в больших городах.

Большинство английских евреев принадлежат к среднему классу. 52% самодеятельного еврейского населения занимаются торговлей и коммерцией (в то время как в целом по стране в этих отраслях занято 9%), 22% работающих евреев — представители высшего административного персонала. В 2004 г. 36% самодеятельного еврейского населения имели высшее образование, в то время как в целом по стране этот показатель составляет 20%. Много евреев в списке 100 богатейших семей Великобритании (в том числе несколько бывших израильтян и евреев — выходцев из Советского Союза). Часть евреев Великобритании принадлежит к беднейшим слоям населения, 9% из них получают материальную помощь из общинных фондов.

Евреи Великобритании активно участвуют в политической жизни страны. К началу 2005 г. в палате общин из 630 членов был 21 еврей (3%), в палате лордов из 649 — 47 (7%), в то время как евреи составляют только 0,5% от всего населения страны. Ведущий политический деятель-еврей — М. Ховард, глава находящейся в оппозиции консервативной партии. Генеральный атторней, юридический советник правительства, возглавляющий прокуратуру, — лорд П. Голдсмит.

В стране существует разветвленная система еврейских общинных и религиозных организаций, многочисленных культурных учреждений, благотворительных фондов. Более половины евреев Великобритании в начале 2000-х гг. считали себя религиозными и в той или иной форме соблюдали различные обряды иудаизма: 10% составляли ультраортодоксы, 32% — умеренно ортодоксальные, 15% посещали либеральные или реформистские синагоги. 43% евреев Великобритании не относили себя ни к одному из направлений иудаизма. Из них 20% определяли себя как «просто евреи», 23% — как светские евреи. В 2001 г. 87 790 еврейских семей входили в 362 различные религиозные конгрегации, что на 6% меньше этого показателя в 1996 г.

В Великобритании стремительно растет число детей, посещающих еврейские школы. Так, если в 1992 г. 50% еврейских детей школьного возраста посещали еврейские учебные заведения различных типов, то в 2002 г. их число составило более 75%. Процент посещающих еврейские дневные школы в 2002 г. вырос до 78%. Еще более высокий процент в Большом Лондоне. В 1999 г. там насчитывалось 135 средних еврейских школ. Число учеников в еврейских школах в 1992/93 учебном году составляло 14 660, в 2002/2003 году оно выросло до 25 420. Число хедеров и классов в синагогах, где еврейские дети получают религиозное образование, в 2002 г. составляло 130. Всего в 2002–2003 гг. более 32,8 тыс. еврейских детей посещали еврейские образовательные учреждения различных типов. 47% дневных еврейских школ — ультраортодоксальные, 45% — умеренно ортодоксальные, 8% — светские или относятся к реформистскому иудаизму. Быстрое развитие еврейской образовательной системы в первую очередь объясняется стремлением британских евреев укрепить в детях чувство еврейской самоидентификации, избежать ассимиляционных процессов. На желание родителей отдавать детей в еврейские школы повлиял также высокий уровень большинства еврейских учебных заведений. В конце 1990-х – начале 2000-х гг., после начала интифады ал-Акса (см. Палестинская автономия), большую роль в этом процессе сыграло усиление антисемитизма, с проявлениями которого еврейские дети часто сталкивались в государственных и частных школах.

Одна из крупнейших еврейских организаций Великобритании — Объединенная синагога, в рамках которой функционируют синагоги умеренно ортодоксального направления — 64 в Лондоне и многие в провинции. Другие организации, объединяющие синагоги различных типов: Испанская и португальская еврейская конгрегация (сефардская); Федерация синагог (ультраортодоксы); Ассамблея традиционных синагог; Реформистская синагога Великобритании и т. д. Наряду с Борд оф депьютиз есть еще одна головная организация — Еврейский совет общинных лидеров. Для защиты от возможных нападений еврейские общины создали Организацию общинной безопасности, которая может мобилизовать около трех тысяч добровольцев.

В Великобритании действует широкая система различных благотворительных организаций и фондов: Еврейская забота, Объединенный еврейский призыв, ВИЦО. 46% собираемых средств идет на поддержку различных израильских проектов. Многочисленные акции и кампании, направленные на поддержку Израиля, собирают большое число участников. Так, в мае 2002 г. состоялся крупнейший в истории страны митинг солидарности с Израилем в Лондоне, в котором участвовало 45–55 тысяч человек. В Великобритании функционируют различные сионистские и израильские организации, в том числе: Английская сионистская федерация; Английское движение алии; Еврейский национальный фонд; общества друзей израильских университетов, отделения политических партий.

В Великобритании есть несколько еврейских музеев: Еврейский музей в Лондоне, Лондонский музей еврейской жизни, музей Бевис Маркс в восточном Лондоне, посвященный еврейской жизни начала 20 в., Еврейский музей Манчестера, Художественная галерея Бен Ури, где выставляют произведения израильских и еврейских художников.

Иудаику изучают в Великобритании во многих университетах, в том числе в Лондонском университете, Оксфорде, Кембридже, Манчестерском, Лидсском, Уэльсском университетах. Еврейский колледж при Лондонском университете — крупный центр по изучению иудаики, он готовит раввинов и общинных деятелей умеренно ортодоксального направления. Самый большой научный центр по изучению иудаики в Европе — Центр изучения иудаики в Оксфорде. Центр публикует «Джорнал оф джуиш стадиз». Институт еврейских политических исследований проводит исследования, опросы общественного мнения по различным вопросам культуры, политики, социальным проблемам, которые интересуют еврейскую общину Великобритании.

«Джуиш кроникл» — наиболее популярная газета, ее читают 75% еврейского населения Великобритании. Другая популярная газета, распространяемая бесплатно, — еженедельная «Лондон джуиш ньюс». На севере Великобритании выходит «Джуиш телеграф». Ежемесячник «Джуиш куортерли» посвящен новостям культуры и актуальным политическим событиям.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. наблюдалось беспрецедентное за последнее десятилетие усиление антисемитизма. Хотя ответственными за него были в первую очередь представители мусульманской общины Великобритании, численность которой 1,6 миллиона человек, это явление не могло бы распространиться без попустительства и даже солидарности со стороны части английского общества. С антиизраильских, а иногда неприкрыто антиеврейских позиций выступали центральные периодические издания: «Гардиан», «Нью стейтсмен», государственная телерадиовещательная кампания Би-Би-Си. Бурные антиизраильские демонстрации с нападками на евреев происходили в университетских кампусах и не встречали отпора ни со стороны администрации вузов, ни студентов. Некоторые высшие учебные заведения Великобритании, например Манчестерский научно-технический университет, предпринимали попытки бойкота израильских академических структур. 29 мая 2006 г. на ежегодной конференции Национальной ассоциации преподавателей высших учебных заведений Великобритании, объединяющей 67 тысяч человек, было принято решение о бойкоте израильских университетов и их преподавателей в знак протеста против якобы проводимой Израилем и израильскими вузами «политики апартеида». Против этого решения выступили израильские и американские ученые, правительство Израиля, а также большинство университетских преподавателей Великобритании. Британская Ассоциация университетских преподавателей, которая вела переговоры об объединении с Национальной ассоциацией, поставила условие — отмену бойкота. 11 июня 2006 г. решение о бойкоте было отменено.

В 1998 г. в Великобритании было зафиксировано 232 антисемитских выступления, в 2000 г. — 405, в 2001 г. — 310, в 2002 г. — 350, в 2003 г. — 375. Резко возросло число нападений на евреев с применением насилия: в 2002 г. было отмечено 47 подобных инцидентов, в 2003 г. — 44. Участились случаи вандализма на еврейских кладбищах, по отношению к еврейским центрам, синагогам (подробнее см. статью Антисемитизм в 1990–2000-е гг.).

С начала 2000-х гг. отношения между Великобританией и Израилем значительно ухудшились. После начала интифады ал-Акса британская пресса, представители правительства критиковали Израиль за «излишне жестокие меры», предпринимаемые правительством А. Шарона для ее подавления. В период, предшествовавший войне в Ираке, Т. Блэр неоднократно допускал враждебные жесты в отношении Израиля. Официальные британские представители сравнивали Израиль с Ираком и требовали «одинаково строгого подхода к нарушителям резолюций ООН», но согласие правительства Шарона с планом ближневосточного урегулирования «Дорожная карта», поддержка Т. Блэром одностороннего размежевания привели к улучшению отношений между двумя странами. Это было отмечено во время официальных визитов А. Шарона в Великобританию в сентябре 2003 г. и Т. Блэра в Израиль в декабре 2004 г. Выступая 22 декабря 2004 г. в Иерусалиме, Т. Блэр призвал палестинцев покончить с террором, без чего любые переговоры невозможны, а в конце речи воскликнул: «Я друг Израиля и горжусь этим!» В то же время между двумя странами существуют серьезные разногласия. Так, официальные лица критикуют израильский план строительства защитной стены в Иудее и Самарии.

Успешно развиваются экономические отношения между Великобританией и Израилем. Так, в 1990 г. Израиль экспортировал в Великобританию товаров на сумму 841,6 миллионов долларов, а импорт из Великобритании составил 1 317 300 000 долларов. В 2000 г. экспорт израильских товаров вырос до 1 358 400 000 долларов, импорт британской продукции — 2 714 600 000 долларов.

Смотрите также

Вайловский Я‘аков Давид бен Зеев

Вальтер Бруно

Виленский гаон

Вольф Лейзер

«Временные правила»