Еврейская народная группа

ЕВРЕ́ЙСКАЯ НАРО́ДНАЯ ГРУ́ППА, еврейская общественно-политическая организация в России, стоявшая на умеренно-национальных позициях. Большинство активистов и сторонников Еврейской народной группы были членами Конституционно-демократической партии (кадеты) и Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. Создание Еврейской народной группы было вызвано стремлением многих членов Союза выступить против требования сионистов о выдвижении единого еврейского списка на выборах в Государственную думу и о создании еврейской фракции, а также против требования Фолкспартей о еврейской автономии.

В декабре 1906 г. было опубликовано воззвание, подписанное 15 еврейскими общественными деятелями, в том числе М. Винавером, Г. Слиозбергом, М. Кулишером, Л. Штернбергом, в котором говорилось об образовании Еврейской народной группы. Группа объединяла тех, кто разделял взгляды по национальному вопросу Виленского съезда Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. Еврейскую народную группу поддерживали широкие слои еврейской интеллигенции и буржуазии. Руководители группы возглавляли Союз для достижения полноправия еврейского народа в России: М. Винавер — председатель, Г. Слиозберг — товарищ председателя.

24–26 февраля 1907 г. состоялся съезд Еврейской народной группы в Петербурге. На съезде были приняты постановления, составившие программу Еврейской народной группы. В них говорилось о необходимости вести борьбу за еврейское равноправие и давать решительный отпор антисемитизму, о «развитии еврейской экономики и духовных сил еврейства». Была принята также декларация с национальными требованиями, видимо, в ответ на резкую критику со стороны сионистов, Бунда, Фолкспартей, называвших сторонников Еврейской народной группы ассимиляторами. В декларации говорилось о легализации еврейской общины, реорганизованной на демократических началах. Еврейская народная группа требовала от властей предоставить общинам право соединяться в свободный союз. Она отстаивала также право пользования родным языком, то есть предоставление общинам права свободно выбирать язык преподавания. Выдвигалось также требование сделать национальными воспитание и обучение. Центральным органом Еврейской народной группы стала газета «Свобода и равенство», издававшаяся в Петербурге в январе–августе 1907 г. (закрыта цензурой).

В 1906–1907 гг. в провинции, особенно в черте оседлости, открылось много отделений Еврейской народной группы; в мае 1907 г. состоялся областной съезд отделений Северо-Западного края. Хотя в январе 1907 г. Еврейская народная группа была официально зарегистрирована, но после роспуска 2-й Государственной думы 3 июля 1907 г., которым закончилась революция, ее запретили. В дальнейшем Еврейская народная группа действовала в полуподпольных условиях.

Группа много делала для улучшения экономического положения еврейского населения России. Для выработки программы помощи нуждающимся евреям черты оседлости в марте 1908 г. было созвано экономическое совещание.

По инициативе Еврейской народной группы в начале июня 1909 г. в Ковне был созван съезд представителей различных еврейских организаций, партий и общин (120 человек). На съезде по предложению Слиозберга было принято постановление о создании новой еврейской демократической общины, которая должна заниматься вопросами образования и благотворительности. Слиозберг предлагал отменить коробочный сбор, который он охарактеризовал как «штраф за исполнение религиозных предписаний». Он предложил заменить его обязательным прогрессивным подоходным налогом в пользу общины; это предложение поддержали все участники совещания. Был избран Комитет по осуществлению решений съезда (Ковенский комитет), в который в основном вошли представители Еврейской народной группы.

Руководители группы — Г. Слиозберг, М. Винавер, Л. Штернберг — играли ведущую роль в созданном в 1912 г. Политическом бюро при еврейских депутатах Государственной думы. Определяющее значение Еврейской народной группы в Политическом бюро было связано также с тем, что все еврейские депутаты 4-й Государственной думы были как членами кадетской фракции, так и группы. Еврейская народная группа руководила избирательными кампаниями среди еврейского населения перед выборами во 2-ю и 3-ю Государственную думу.

Позиция Еврейской народной группы в основном определяла политику партии кадетов в еврейском вопросе, особенно до начала Первой мировой войны. Кадеты считали, что должен быть выработан законопроект о полном уравнении в «правах всех граждан с отменой всех ограничений и привилегий, обусловленных сословием, национальностью, полом и религией». Когда на еврейском собрании в Петербурге перед выборами в 4-ю Государственную думу в 1912 г. ряд выступавших подверг критике линию кадетской фракции в Государственной думе по еврейскому вопросу, председатель Центрального комитета партии П. Милюков ответил, что он согласен со многими критическими замечаниями, но политика кадетов по этому вопросу определяется при активном участии евреев — членов партии (то есть Еврейской народной группы).

Положение изменилось в годы Первой мировой войны. В августе 1915 г. в Государственной думе образовался так называемый прогрессивный блок, в который вошли как правые группы (прогрессивные националисты во главе с В. Шульгиным), так и фракция кадетов. В отношении еврейского вопроса кадеты стали занимать умеренную позицию, чтобы не вызвать раскол блока. Руководители кадетов крайне неохотно выступали против усилившихся преследований евреев в этот период. Так, совещание Центрального комитета партии в апреле 1915 г. отклонило предложение М. Винавера принять резолюцию ЦК против «огульного обвинения целого народа в повальном подозрении в предательстве». Один из руководителей партии, Ф. Кокошкин, выступая против предложения Винавера, заявил: «Такое изолированное выступление по еврейскому вопросу психологически подействует на обывателя как раз обратно, а затем и на рядового члена партии». П. Милюков в ответ на неоднократные заявления многих общественных деятелей, что партийный орган — газета «Речь» ничего не пишет об угнетении евреев, заметил, что партия будет стараться как можно меньше выступать против антиеврейской политики властей, чтобы «не доставлять радости Берлину».

Еврейская народная группа пыталась действовать после Февральской революции 1917 г.; после октябрьского переворота группа фактически была вынуждена действовать в подпольных условиях. На выборах в совет Петроградской еврейской общины в декабре 1917 г. за Еврейскую народную группу было подано 400 голосов избирателей, и они получили пять мандатов в Совете общины против 2523 (35 мест) у сионистов. Активно действовали в начале 1918 г. в Москве, Петрограде и других городах студенческие фракции Еврейской народной группы. На территории Советской республики группа прекратила свою деятельность после усиления красного террора летом 1918 г. Орган Еврейской народной группы, еженедельник «Еврейская неделя» (1910–18), был закрыт в конце 1918 г. по распоряжению советских властей.

В годы гражданской войны в партии кадетов резко усилились антиеврейские настроения. Партия отказывалась осудить погромную политику и практику Добровольческой армии. Конференция партии кадетов в Харькове в начале ноября 1919 г. в своем постановлении заявляла, что белые власти делают все для борьбы с погромами, которые являются делом «большевистских агентов, стремящихся к дезорганизации тыла», и потребовала от евреев «объявить беспощадную борьбу тем элементам еврейства, которые активно участвуют в большевистском движении». Член ЦК партии К. Новгородцев на заседании 19 мая 1919 г. обвинил евреев в излишней религиозной активности «против славянской неподвижности». Он обвинил евреев в связях с масонством и даже в том, что они дали большевикам «пятиконечную звезду — знамя Антихриста».

Члены Еврейской народной группы мало сопротивлялись усилению антисемитизма в партии. Так, член ЦК Конституционно-демократической партии М. Мандельштам (1866–1939) говорил на заседании ЦК в Екатеринодаре 12 мая 1919 г.: «Я люблю Россию больше, чем еврейство... У меня невольно является враждебное чувство к латышам, и я понимаю у русских недружелюбное чувство к евреям».

Смотрите также

еврейско-арабский язык

еврейско-провансальский язык

еврейско-татская литература

Екатеринбург

ЕКО