Зхария
ЗХАРИЯ́ (זְכַרְיָה; в русской традиции Захария), пророк, именем которого названа 11-я книга малых пророков Библии (см. Пророки малые). Книга Зхарии распадается на две части, различающиеся как содержанием, так и стилем. Историческим фоном 1–8 глав являются события, связанные с возвращением евреев из пленения вавилонского. Из пророчеств, содержащихся в этих главах, три датируются периодом между вторым и четвертым годами правления Дария (520–518 до н. э.; 1:1, 7; 7:1), следовательно, Зхария является современником пророка Хаггая. Главы 9–14 имеют эсхатологический характер, и их историческая подоснова неясна.
Подобно Хаггаю, Зхария призывает к возобновлению строительства Храма и пророчествует о царстве Зрубавела; однако, в отличие от Хаггая, Зхария видит причину разрушения Храма и изгнания в грехах Израиля и ставит избавление в зависимость от раскаяния (1:2–6; 8:13–17). В 6–8 главах Зхария отходит от тем, непосредственно связанных с возвращением из вавилонского пленения, и обращается к вопросу об основном смысле служения Богу, который он видит в соблюдении этических норм — справедливости, милосердии, сострадании и приверженности истине (7:9–10; 8:16–17). Первая часть книги завершается видением «многих племен и сильных народов», которые придут «взыскать Господа... в Иерусалиме» (8:22; ср. Ис. 2:3). Таким образом, Зхария, подобно предшествующим ему пророкам, верит в универсальную миссию еврейской религии и — как и Второисайя (см. Исайя) — ожидает ее скорого исполнения.
Во второй части книги Зхарии (главы 9–14) нет ни упоминания имени пророка, ни намека на какие-либо конкретные исторические события. Здесь содержатся пророчества о наказании, которое постигнет соседние Израилю народы, о грядущем царе-избавителе, об осаде Иерусалима и спасении города Богом, о грядущем очищении народа, о разрушении Иерусалима и изгнании Израиля и о грядущем царстве Божьем. Мнения исследователей о времени составления этих пророчеств расходятся. Некоторые ученые относят их к периоду правления иудейского царя Уззии (8 в. до н. э.), другие считают форму, в которую облечены теологические мотивы пророчеств, характерной для эллинистического периода и на этом основании относят и пророчества к 3 в. до н. э.