Багдад
БАГДА́Д, столица Ирака. После основания династии Аббасидов в 762 г. Багдад стал столицей халифата. В 8 в. в Багдаде возникла еврейская община. Постепенно она превратилась в крупнейшую еврейскую общину Ирака, и Багдад стал местом пребывания главы еврейских общин страны — эксиларха. В конце 9 в. и в начале 10 в. в Багдад были переведены знаменитые иешивы из Суры и Пумбедиты. Впоследствии главная багдадская иешива считалась их наследницей. В 10 в. в Багдаде было два видных еврейских семейства, Нетира и Ахарон, пользовавшиеся влиянием при дворе.
В течение 12 в., начиная с царствования халифа ал-Муктафи, еврейская община Багдада достигла значительного процветания. Незадолго до 1170 г., когда Биньямин из Туделы прибыл в Багдад, там жило около 40 тысяч евреев, среди которых было много ученых и зажиточных людей. В это время в Багдаде было 28 синагог и десять иешив. В царствование халифа ал-Муктафи и его преемников права и власть эксиларха были увеличены; даже арабы называли эксиларха Даниэля бен Хасдая: «Господин наш, сын Давида».
Еврейская община Багдада достигла вершины расцвета в 1164–94 гг., когда главную багдадскую иешиву возглавлял пользовавшийся большой известностью гаон, оппонент Маймонида в вопросах Галахи, Шмуэль бен Али ха-Леви. Он считался высшим раввинским авторитетом не только в Ираке и Иране, но и в таких отдаленных местах, как Киевская Русь. В конце 12 в. – середине 13 в. в Багдаде жило много выдающихся еврейских поэтов, ученых и руководителей иешив. Самыми известными среди них были раввин Эл‘азар бен Я‘аков ха-Бавли и раввин Ицхак бен Исраэль (последнего Иехуда Алхаризи считал крупнейшим еврейским поэтом Вавилонии).
В 1258 г. Багдад был завоеван монголами, которые вначале не притесняли евреев. Еврей Са‘д ад-Давла был назначен главой финансового управления Ирака, а в 1289 г. — первым министром государства ильханов в Иране. После окончательного принятия монголами ислама в 14 в. монгольские ханы Ирана восстановили в отношении евреев дискриминационные законы, существовавшие до монгольского завоевания. Когда Багдад был захвачен Тимуром (1393), многие евреи вынуждены были бежать в Курдистан и Сирию, так что в Багдаде до конца 15 в. почти не оставалось еврейского населения.
Во время борьбы за господство в Ираке между Османской империей (см. Турция) и сефевидским Ираном положение евреев Багдада неоднократно менялось в зависимости от того, какое из этих государств владело городом. Как правило, фанатичные персы-шииты, ненавидевшие иноверцев, угнетали евреев, в то время как турки относились к ним терпимо; поэтому и османские власти в общем пользовались поддержкой еврейской общины.
Во второй половине 18 в. – начале 19 в. упадок Османской империи и ослабление турецкой власти в Ираке отрицательно сказались на положении евреев в Багдаде. Последний мамлюкский губернатор Багдада Дауд-паша (1817–31) притеснял евреев, и многие из наиболее зажиточных бежали в Иран, Индию и другие страны. Однако и в это время число евреев в Багдаде было довольно значительным. В 1860 г. в Багдаде было двадцать тысяч евреев. С открытием Суэцкого канала (1869) и улучшением экономического положения города экономическое положение евреев также улучшилось, и в Багдад переселилось много евреев из других мест. В 1884 г. в Багдаде было тридцать тысяч евреев; в начале 20 в. здесь проживали пятьдесят тысяч евреев, а в 1930 г. — сто тысяч.
В 18–19 вв. произошли важные изменения в культурной и религиозной жизни евреев Багдада, благодаря деятельности выдающихся руководителей общины. Цдака Хоцин, прибывший из Алеппо в 1743 г., улучшил систему еврейского религиозного образования. В течение 18 в. багдадскую общину посещали эмиссары из Палестины, укрепившие ее связи с еврейским населением Палестины; помимо сбора средств для общин Иерусалима, Цфата и Хеврона (см. Халукка), эти эмиссары также читали проповеди и решали юридические вопросы. Наиболее выдающимся раввином Багдада в 19 в. был раввин Абдалла Сомех; в 1840 г. он основал иешиву, выпускники которой занимали должности раввинов во многих общинах. В Багдаде в 19 в. жили также некоторые авторы пиютов, как, например, раввин Сассон бен Исраэль (1820–85).
До 1849 г. еврейская община Багдада возглавлялась наси, который назначался губернатором провинции и одновременно выполнял обязанности банкира. Первый из этих руководителей возводил свое происхождение к роду царя Давида, и их пост передавался по наследству; позднее, однако, эта должность стала покупаться. Самыми известными из руководителей общины были: Сасон (Сассун) бен Салах, основатель рода Сассун, — в 1781–1817 гг., и Эзра бен Иосеф Габбай — с 1817 г. по 1824 год. С 1849 г. общиной стали управлять хахам-баши, первым из которых был раввин Рафаэль Кацин. При наси и затем при хахам-баши был совет из десяти (позднее 12) членов, среди которых было три раввина; совет ведал сбором налогов и решал общинные дела. В связи со сбором налога, заменявшего военную службу, в общине иногда возникали острые конфликты.
Во время Первой мировой войны евреи подвергались преследованиям со стороны губернатора Багдада и начальника полиции, которые пытались вымогать у них деньги и призывать молодежь в турецкую армию. На евреев взвалили вину за обесценивание турецкого пиастра, и некоторые богатые евреи были убиты или подвергнуты издевательствам. Естественно, что евреи ликовали, когда Багдад был взят англичанами 3 февраля 1917 г. С этого времени и до 1929 г. евреи Багдада пользовались полной свободой. Многие из них стали гражданскими служащими, а некоторые заняли важные государственные посты. Начался подъем сионистского (см. Сионизм) движения. В 1929 г. Англия решила предоставить Ираку независимость, и в течение ряда лет иракские власти ввели установления, запрещающие евреям находиться на государственной службе и обучать своих детей в арабских школах; многие евреи были уволены из государственных учреждений, а сионистская деятельность была запрещена. Усилился антисемитизм, особенно после 1932 г., когда посол Германии в Багдаде начал антисемитскую пропаганду. Во время Второй мировой войны, 1–2 июня 1941 г., после переворота Рашида Али ал-Гайлани, сторонника нацистской Германии, толпа в Багдаде при попустительстве армии и полиции устроила погром; согласно разным свидетельствам, от 120 до 180 евреев были убиты и около 800 — ранены. Погромщики захватили имущество на сумму около четырех миллионов долларов.
Тысячи евреев покинули Багдад, большинство из них уехало в Индию и Палестину. Однако вскоре положение евреев в Багдаде улучшилось, и некоторые евреи вернулись. Несмотря на то, что ограничительные антиеврейские установления не были отменены, евреи в Багдаде до 1945 г. жили спокойно и не испытывали страха. После 1945 г. в Багдаде часто устраивались антиеврейские и особенно антисионистские демонстрации. Тотчас после образования Государства Израиль сотни евреев были арестованы и обвинены в коммунистической или сионистской деятельности. В 1950–51 гг. подавляющее большинство евреев Багдада переселилось в Израиль. Правительство Касама (1958–63) относилось к евреям относительно терпимо. Однако оно периодически ограничивало их право на выезд из страны, конфисковывало их имущество и усиливало экономическое давление на общину.
В 1947 г. в Багдаде было 77 тыс. евреев, в 1951 г., после массовой алии — около пяти тысяч, а в 1968 г. — две тысячи. В 1950–60 гг. число синагог в Багдаде уменьшилось с 60 до семи. В 1951 г. был отменен раввинский суд (см. Бет-дин). В 1972 г. в Багдаде оставалась открытой одна синагога. В январе 1969 г. в Багдаде были обвинены в шпионаже в пользу Израиля и публично повешены 14 иракцев (в том числе девять евреев). Гонения на евреев и убийства членов еврейской общины продолжались в Багдаде и в начале 1970-х гг.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ