Ха-Шомер

ХА-ШОМЕ́Р (הַשּׁוֹמֵר, `страж`), первая организация еврейской самообороны в Эрец-Исраэль, действовавшая в 1909–20 гг. Организация была основана халуцим из второй алии, многие из которых участвовали в России в еврейской самообороне и в подпольных революционных движениях. Основатели Ха-Шомер были противниками принятой в то время практики охраны еврейских поселений наемными стражами из бедуинов, черкесов и т. п. Большинство членов Ха-Шомера были членами или сторонниками По‘алей Цион. Ядром Ха-Шомера стало созданное по инициативе И. Шохата в 1907 г. на встрече в Яффе тайное общество Бар-Гиора, ставившее своей целью добиться права работать в еврейских поселениях и охранять их, способствуя расширению еврейского заселения Эрец-Исраэль. Среди основателей Бар-Гиоры, наряду с И. Шохатом, были И. Бен-Цви, А. Зайд, И. Гил‘ади и другие (около десяти человек). Своим лозунгом созданное общество взяло строку из стихотворения Я. Кахана «Бирионим» («Бунтари», 1903): «В крови и пламени Иудея пала, кровью и пламенем Иудея возродится». Членам Бар-Гиоры была поручена охрана Седжеры (ныне Илания) в Нижней Галилее, а в 1908 г. — Месхи (Кфар-Тавор). В апреле 1909 г. на встрече в Месхи было создано более широкое объединение профессиональных стражей — Ха-Шомер. Возглавлял организацию комитет, в состав которого входили И. Шохат, И. Гил‘ади и М. Португали. В течение трех лет Ха-Шомер взял на себя охрану семи еврейских поселений, в числе которых были Хадера, Реховот и Ришон-ле-Цион. Деятельность Ха-Шомера способствовала переходу в течение короткого времени защиты еврейских поселений в руки евреев.

Тактика Ха-Шомера была основана на тщательном изучении страны, психологии ее арабского и бедуинского населения и действий турецкой администрации. Члены организации говорили по-арабски, носили одежду, принятую у арабов и черкесов, и были вооружены современным оружием; некоторые из них стали искусными наездниками. В 1914 г. в организации Ха-Шомер состояло около 40 членов и было 50–60 кандидатов и временных помощников; в периоды сбора урожая Ха-Шомер был способен мобилизовать до 300 человек. Кандидат в члены Ха-Шомер должен был пройти годичное испытание; принятие в члены общества было обусловлено поддержкой не менее двух третей постоянных членов; голосование проводилось на ежегодных собраниях организации, и новые члены должны были принять присягу. Ха-Шомер скоро стал заметным фактором в жизни еврейского ишува и начал играть важную роль в создании новых поселений. Так, в 1913 г. члены Ха-Шомер создали поселение Тель-‘Адашим.

Некоторые организации ишува, в первую очередь, партия Ха-По‘эл ха-ца‘ир, критиковали Ха-Шомер за их отстраненность от ишува и опасались, что определенные действия организации могут вызвать гнев арабов. Тем не менее Ха-Шомер получил широкую известность в сионистском движении (см. Сионизм), которое оказывало организации всяческую поддержку.

С начала Первой мировой войны Ха-Шомер был вынужден уйти в подполье, а его руководители (см. И. Шохат; Маня Шохат) были депортированы в Анатолию. Трудности, которые организация переживала в эти годы, усугублялись внутренними разногласиями, вследствие которых из Ха-Шомер выделилась группа во главе с И. Гил‘ади, основавшая в 1916 г. к юго-западу от Метулы новое поселение (с 1919 г. — Кфар-Гил‘ади). В 1916 г. Ха-Шомер стал оправляться от трудностей: члены организации начали собирать и запасать оружие и организовывать охрану еврейской собственности. Ха-Шомер возражал против разведывательной деятельности Нили в пользу Британии, считая, что это ставит под угрозу ишув. После раскрытия турками штаб-квартиры Нили в Зихрон-Я‘акове члены Ха-Шомер отказали скрывавшемуся от ареста И. Лишанскому в помощи и, опасаясь, что схваченный турками, он может выдать имена членов Ха-Шомера, попытались убить его. Лишанский был ранен, арестован турками и повешен в Дамаске 15 декабря 1917 г. Тот факт, что вскоре после его ареста 12 членов Ха-Шомера были подвергнуты допросу в Дамаске и четверо из них арестованы, вызвал подозрение, что они были выданы Лишанским.

Во время британской кампании в Палестине часть членов Ха-Шомера присоединилась к Еврейскому легиону, другие вступили в конную полицию, охранявшую порядок в Галилее, сыграв важную роль в защите Тель-Хая (члены Ха-Шомера поселились здесь в 1918 г.) и Иерусалима. Однако руководство растущего ишува требовало реорганизовать оборону: поставить ее на более широкую основу и обеспечить ее подчинение признанным общественно-политическим органам. По предложению некоторых новых членов организации во главе с Э. Голомбом и И. Табенкином было принято решение о необходимости упразднения Ха-Шомера и привлечения его членов в состав новой оборонительной системы. В июне 1920 г. партия Ахдут ха-‘Авода взяла на себя задачу реорганизации обороны ишува, и Ха-Шомер прекратил свое существование в качестве самостоятельной организации. Тем не менее бывшие члены Ха-Шомера продолжали поддерживать контакты и вносить вклад в защиту ишува и развитие его обороны. Члены Ха-Шомера еще долго сохраняли преданность своей концепции защиты ишува (вплоть до арабских беспорядков 1929 г. в распоряжении бывших членов Ха-Шомера оставался оружейный склад, чтобы в случае чрезвычайной ситуации они могли осуществлять независимые акции). Однако развитие событий убедило бывших членов Ха-Шомера в том, что для обороны ишува необходимы объединенные действия подпольных вооруженных сил, подчиненных политическим органам. Оставшееся в их распоряжении оружие они передали Хагане. Ха-Шомер была первой организацией в сионистском движении и ишуве, считавшей, что наличие организованных еврейских вооруженных сил — решающий фактор в реализации сионистского идеала. Деятельность Ха-Шомера и приобретенный с нею опыт подготовили создание Хаганы.

Книга «Изкор» («Вечная память») в честь погибших членов Ха-Шомера, опубликованная на иврите, идиш и немецком языках, оказала огромное влияние на еврейскую молодежь в странах рассеяния после Первой мировой войны.

Смотрите также

Халеви Иосеф

халукка

Хейзе Пауль

херувим

Хохшильд Маурисио