Хелм
ХЕЛМ (на идиш Хелем, прежнее русское название Холм), город на востоке Польши. По третьему разделу Польши в 1795 г. отошел к Австрии, с 1815 г. — в составе Российской империи, с 1919 г. — в составе независимой Польши.
Еврейская община Хелма — одна из древнейших в Польше; считается, что евреи поселились здесь еще в 13 в., однако наиболее древний сохранившийся надгробный памятник датирован 1442 г. В 1550 г. в Хелме в 40 еврейских домах проживал 371 еврей; евреи платили основную часть городских налогов. В 1520 г. одним из сборщиков налога с евреев всей Польши был назначен рабби Иехуда Ахарон из Хелма. В 1522 г. он был назначен главным раввином еврейских общин Люблинской, Хелмской и Белзской областей. Его сын Элияху Ба‘ал-Шем (умер в 1583 г.), также раввин Хелма, был одним из крупнейших талмудистов (см. Талмуд) того времени, а также каббалистом (см. Каббала), упоминаемым в рассказах о Големе. В 1580 г. и 1582 г. горожане Хелма нападали на евреев и на синагогу; сохранились жалобы о взаимных избиениях евреев и христиан.
В 16 в. Хелм славился своей иешивой, которую возглавляли городские раввины Шим‘он Ойербах и Шломо Залман. В начале 17 в. во главе иешивы стал Шмуэль Эли‘эзер Эдельс. Известными раввинами 17 в. были также Эли‘эзер Перлес, Ицхак бен Шмуэль ха-Леви, Моше Каценеленбоген и его сын Шмуэль. В Хелме родился известный литургический поэт Эфраим бен Иосеф Ямбровер (умер во Врешне, по-видимому, в 1650 г.). Вероятно, в 17 в. была построена большая синагога крепостного типа, разрушенная немцами в 1940 г.
В 1648 г. город был взят и разрушен казаками Б. Хмельницкого, около 400 евреев погибло; в 1655 г. в ходе русско-польской войны город снова был разорен казаками и московскими войсками, а евреи убиты. После окончания смуты польские жители Хелма пытались отобрать еврейское имущество и ограничить права евреев; община попала в долговую зависимость от католической церкви.
В начале 18 в. благосостояние евреев восстановилось; хелмские евреи принимали активное участие в торговле, в том числе кожей и лошадьми, с немецкими землями. Хелм стал одной из основных общин, посылавших представителей в Ва‘ад четырех земель, а Хелмская земля — одним из округов, составлявших Ва‘ад. В 1765 г. в Хелме было 1418 евреев. В середине 18 в. раввинами в Хелме были Шломо бар Моше Хелм (умер в 1778 г.), один из предшественников маскилим, Хирш бен Иосеф, автор брошюры на польском языке, разоблачавшей кровавый навет.
В 19 в. экономическое значение Хелма уменьшилось, и он превратился в обычный уездный город. В 1827 г. в Хелме насчитывалось 1902 еврея (68,09% от общего населения), в 1841 г. — 2104 еврея (63,93%), в 1856 г. — 2493 еврея (68,07%), в 1897 г. — 7615 евреев (41,26%), в 1910 г. — 7814 евреев (44,51%).
Большая часть евреев города были приверженцами хасидизма: в начале 19 в. цаддик рабби Ноте (умер в 1812 г.) основал первую Хелмскую династию; в 1815 г. рабби Иосеф Кезис Найхойз основал вторую династию цаддиков, которые на протяжении 19 в. были городскими раввинами. В первой половине 20 в. в Хелме жили также цаддики Чернобыльской, Избицкой и Белзской династий.
В 1921 г. еврейская община Хелма насчитывала 12 064 человека (51,95% всего населения), в 1931 г. — 13 537 человек (46,56%). Между двумя мировыми войнами в Хелме существовала иешива, еврейская гимназия, еврейский детский дом и дом престарелых, издавались три еврейские еженедельные газеты.
Красная армия заняла Хелм 14 сентября 1939 г., но отступила через две недели. Немецкие части вошли в город 7 октября 1939 г. 1 декабря 1939 г. 1800 евреев были отправлены пешком в оккупированный советскими войсками город Сокаль, 1400 из них были убиты по дороге местным населением. Оставшиеся евреи были согнаны в особый квартал. В мае 1941 г. в Хелм переселили около 2000 евреев из Словакии. 21–23 мая 1942 г. была проведена первая акция, в ходе которой 4300 человек были депортированы в лагерь смерти Собибур. В июне 1942 г. в Собибур были отправлены еще 600 евреев, в октябре — 3000 во Влодаву. 6 ноября 1942 г. всех оставшихся евреев отправили в Собибур, за исключением небольшого числа евреев-рабочих в городской тюрьме, из которых только 15 дожили до освобождения Хелма в 1944 г. В 1950-е гг. в Хелме проживало несколько еврейских семей.
Хелм занимает особое место в еврейском фольклоре и народном юморе: «хелмские мудрецы» — олицетворение наивности и глупости, а Хелм — «город дураков». Многочисленные истории рассказывают о том, как в решении стоящих перед ними задач жители Хелма прямолинейно применяют абстрактные принципы на практике, что приводит к комическим результатам. Первая литературная обработка рассказов о хелмских мудрецах была напечатана в 1867 г., ее автором считается А. М. Дик. Еврейские театры в Советском Союзе с успехом ставили комедию М. Гершензона (погиб в 1944 г.) «Хелмер хахомим» («Хелмские мудрецы»); премьера спектакля в Вильнюсском еврейском народном театре в 1980 г. стала событием еврейский театральной жизни.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ