хетты

ХЕ́ТТЫ (חִתִּים, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). В Библии хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в Ханаане во времена патриархов и вплоть до эпохи царства Соломона (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15).

Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э. Их название происходит от хаттов — народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии. Преемник Хаттусилиса I, Мурсилис I, основал новую столицу империи — Хаттушу (Хаттусас; Богазкёй), при раскопках которой были найдены обширные архивы, служащие основным источником наших сведений о хеттской истории и литературе. Мурсилис I овладел Халебом, а около 1560 г. совершил поход на Вавилон, что ускорило падение первой вавилонской династии. Своей высшей точки Хеттская империя достигла при Суппилулиуме I (примерно 1380 г. до н. э. – 1350 г. до н. э.), который, превратив Митанни — одну из великих держав того времени — в хеттского вассала, овладел Верхней Месопотамией и Сирией вплоть до Ливана, а при его наследнике Мурсилисе II (примерно 1345 г. до н. э. – 1320 г. до н. э.) Арцава в юго-западной часть Анатолии стала вассалом хеттов. Хеттская экспансия в Сирии привела к столкновению с Египтом, войны с которым продолжались до 1280 г. до н. э., когда между двумя странами был заключен мирный договор. Спустя приблизительно 80 лет Хеттская империя была разрушена нападениями с запада.

Около столетия спустя после падения Хеттской империи на части ее территории возникли так называемые неохеттские царства — название, данное им историками на основании найденных на их территории надписей на так называемом иероглифическом хеттском. Это письмо сосуществовало с хеттским клинописным письмом (заимствованным из Месопотамии), которое, однако, было в употреблении лишь в прилегающих к Хаттуше районах и которое исчезло с падением Хеттской империи. Неохеттские царства были небольшими государствами, расположенными в Восточной Анатолии и Северной Сирии вплоть до Хаммата на юге. Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10 в. до н. э. – 9 в. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев.

В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше. Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1). В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.). В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия, включая Эрец-Исраэль, именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»

В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства Давида и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44). Из слов пророка Иехезкеля (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты.

Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7).

Смотрите также

Хадасса

Хайкин Семен

Харик Изи

Хасман Марк

Хиллел