Хилла
ХИЛЛА́, город в Ираке, в нижнем течении реки Евфрат, в 6 км к югу от развалин древнего Вавилона и в 108 км от Багдада; одно из древнейших еврейских поселений в Вавилонии. Евреи обосновались здесь после разрушения Первого храма (см. Пленение вавилонское), привлеченные благоприятным географическим расположением этого места на берегу левого притока реки Евфрат, плодородными почвами и живописной природой. В средние века поселение называлось Ал-Джамисан (`две мечети`), и в нем было многочисленное еврейское население. Город был основан в 1102 г. арабским принцем Саифом ал-Давла из династии Мазьядидов. Когда город стал резиденцией династии, он превратился в важный торговый и общественный центр, и его еврейское население постоянно росло по сравнению с общим снижением численности евреев в Вавилонии в средние века. Биньямин из Туделы, побывавший в Хилле в 1170 г., писал, что там жили десять тысяч евреев и были четыре синагоги, одна из них названа в честь рабби Меира, чья могила находилась рядом с синагогой. Птахия из Регенсбурга подтверждает эти сведения и сообщает, что мусульмане тоже почитали могилу рабби Меира. Сохранились проповеди Ицхака Сар Шалома (начало 13 в.) «Матэ оз» («Жезл силы»), прочитанные им в разных городах, включая Хиллу.
В 13–14 вв. положение евреев в Вавилонии ухудшилось, но община в Хилле продолжала существовать. В 1390 г., во время завоевания города Тамерланом, многие евреи были сожжены в одной из городских синагог. Источники 18 в. сообщают, что в еврейской общине Хиллы было много купцов и они поддерживали тесную связь с общиной Багдада. В 19 в. в Хилле были две синагоги; численность евреев к началу 20 в. составляла более тысячи, а в 1946 г. — 1400 человек.
До начала 20 в. мусульмане угнетали евреев, вынуждали их жить в еврейском квартале в центральной части города и соблюдать Омаровы законы (носить отличительный знак, не носить обуви, не ездить на лошадях и ослах по городу, не прикасаться к фруктам и овощам на рынке и не покупать их и т. д.). Запрещалось строить дома с балконами, нависающими над улицей, чтобы не вынуждать мусульман проходить под ними. Евреи занимались торговлей, ювелирным делом, обменом денег, сельским хозяйством и посредничеством в торговле товарами, отправляемыми по Евфрату. Среди еврейского населения было много бедняков, но были и зажиточные семьи (например, семья Менахема Салиха Даниэля).
Еврейскую общину возглавлял наси, которого назначал правитель города. Наси руководил общиной и вел ее дела. Образование в 19 в., как и прежде, было традиционным, евреи учились в бет-мидраше. Альянс открыл в Хилле две школы — в 1907 г. для мальчиков и в 1921 г. для девочек. В 1950 г. в первой было 210, а во второй — 180 учащихся. В городе была также небольшая община караимов.
В селении в 32 км от Хиллы находится могила пророка Иехезкеля — место паломничества как евреев, так и христиан. Это привлекало в Хиллу многих путешественников. Могила неоднократно переходила то к еврейской общине, то к почитавшим ее мусульманам, к которым в 1951 г. она перешла окончательно, так как подавляющее большинство иракских евреев совершило алию в Израиль, и община Хиллы прекратила свое существование.