Шан Бен

ШАН Бен (Shahn, Ben; 1898, Ковна, ныне Каунас, Литва, – 1969, Нью-Йорк), американский живописец, график, иллюстратор, каллиграф, фотограф, политический и профсоюзный деятель. В 1906 г. семья Шана эмигрировала в США и поселилась в Бруклине (Нью-Йорк). В 1913–17 гг. Шан работал учеником в литографской мастерской. В 1919–22 гг. учился в Нью-Йоркском городском колледже и в Нью-Йоркском университете, в 1922 г. посещал Национальную академию рисунка, не прекращая работать. В 1924–25 гг. Шан совершил путешествие в Европу и Северную Африку и повторил его в 1927–29 гг. В 1930 г. состоялась его первая персональная выставка в Нью-Йорке. С тех пор Шан много выставлялся в США и Европе. В 1931 г. завершил 23 гуаши и две большие картины на тему процесса над Сакко и Ванцетти. Эти произведения привлекли внимание общественности к его творчеству.

В период президентства Ф. Д. Рузвельта Шан включился в политическую и профсоюзную борьбу, участвовал в программе администрации и федеральных властей по украшению зданий стенными росписями. В 1932–33 гг. помогал известному мексиканскому монументалисту Д. Ривере расписывать Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке. В 1937–38 гг. расписал Общественный центр федерального жилищного строительства в городе Рузвельт, Нью-Джерси. В 1938–39 гг. написал темперой 13 больших картин для Центральной объединенной почты в Бронксе, Нью-Йорк.

Во время Второй мировой войны работал для ведомства военной информации — рисовал плакаты, иллюстрировал журналы. В эти же годы Шан выступил как фотограф. В 1954 г. Шан участвовал в Бьеннале в Венеции. В 1956 г. избран членом Национального института искусства и литературы, а с 1959 г. — член Американской академии искусств и наук. В последнее десятилетие жизни Шан начал делать эскизы мозаик и витражей для общественных зданий и храмов.

Шан был общественным деятелем, пропагандистом, иногда даже проповедником, что наложило отпечаток на его творчество. Искусство Шана несет в себе идейный заряд, оно активно; стенные росписи в США и Мексике 1930-х гг. имели сильное агитационное воздействие, и не случайно Шан был одним из крупных мастеров-«мюралистов» этого периода. В основе творчества Шана лежит рисунок, непосредственно выражающий мысли и чувства художника.

Шан был талантливым фотографом, бытописателем нью-йоркского пролетариата, негритянского населения южных штатов, трущоб больших городов. Его фотоснимки представляют художественную и документальную ценность, кроме того, они нередко служили ему источником сюжетов для картин: таким образом он переносил зафиксированную действительность в иную, эстетически преобразованную сферу.

В 1930-х гг. в живописных произведениях Шана преобладала плакатная плоскостность, некоторая заостренность, даже карикатурность образов («Ванцетти и Сакко с охранниками», 1932, частное собрание, США; «Парад Женского союза христианской умеренности», 1933–34, Городской музей, Нью-Йорк). Постепенно художник перешел к разреженной, уходящей в глубину композиции («Ручной мяч», 1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В военные и послевоенные годы Шан выступил не только как автор броских плакатов, но и как мастер сложно задуманных и зашифрованных аллегорий, зачастую явно сюрреалистического характера. Под влиянием военных событий Шан создал своеобразную «живопись руин», символизирующую разруху, распад («Итальянский пейзаж, II», 1944, частное собрание, США; «Красная лестница», 1944, Городской музей, Сент-Луис). К старости в творчестве Шана нарастают пессимистические настроения («Слепой ботаник», 1954, Художественный музей, Уичита, Канзас; «Варшава 1943», сериграфия, 1963). В последний раз художник активно откликнулся на политические события в 1960–61 гг., создав серию картин под названием «Счастливый дракон» — протест против атомных взрывов в Тихом океане, в результате которых пострадали японские рыбаки одноименной шхуны.

С конца 1940-х гг. в творчестве Шана все чаще появляется библейская и еврейская религиозная тематика. Художник всегда чувствовал связь со своим народом, теперь она нашла выражение в ряде картин и графических работ («Шофар и менора», 1958, частное собрание, США; «Экклесиаст», сериграфия, 1966; цикл сериграфий на мотивы Псалмов, 1960–63). Сюда же относятся рисунки к мозаикам для конгрегации «Мишкан Исраэль» (Нью-Хейвен, Коннектикут, 1960–62) и витражам для синагоги «Бет-Цион» в Буффало (1964–65).

Обращение к зрителю, проповеднический пафос произведений Шана заставляли его прибегать к объясняющим надписям и цитатам, включать их в композицию картины или графического листа. Со временем Шан превратился в мастера каллиграфии. Более того, он иногда делал не только иллюстрации, но и писал на литографском камне текст («Хаггада», 1931 и 1966; «Экклесиаст», 1967).

В 1954 г. Шан выпустил со своими иллюстрациями «Алфавит Творения» (Нью-Йорк) по мотивам «Сефер ха-Зохар» (см. Зохар, Моше бен Шем Тов де Леон), а спустя 10 лет — собственную книгу о каллиграфии «Любовь к буквам и восхищение ими» (Лондон, 1964).

Шан — автор книги о художественном творчестве «Образ содержания» (Кембридж, Массачусетс, 1957).

Смотрите также

Шалтиэль Давид

шаммаш

Швейцария

Шолем Гершом

штадлан