Белград

БЕЛГРА́Д, столица Сербии и Югославии. В 13–14 вв. в Белград переселилось несколько еврейских семей из Италии и Венгрии. После завоевания страны турками в 1521 г. в Белграде поселились также сефарды из других областей Османской империи (см. Турция). В 1530 г. была создана еврейская община, пользовавшаяся значительной судебной автономией.

В 1688 г., когда к Белграду приближались австрийские войска, турецкие янычары разграбили и сожгли еврейский квартал. После взятия Белграда австрийцы подвергли жестоким репрессиям как турецкое, так и еврейское население. Многие евреи Белграда были убиты или взяты в плен, некоторые бежали в Болгарию. Часть пленных была продана в рабство, остальные были выкуплены (см. Пленных выкуп) еврейскими общинами Австрии. Вскоре часть евреев возвратилась в Белград и отстроила синагогу. Когда Белград вновь был захвачен Австрией (1717–39), власти ограничили число евреев, которым разрешалось проживать в городе.

В 1807 г. евреи были изгнаны из Белграда сербами. Положение евреев Белграда улучшилось, когда правителем Сербии стал Милош Обренович (1815). Еврейская община в Белграде насчитывала тогда 1200 человек. В 1817 г. евреям были предоставлены политические права, которые впоследствии, однако, постоянно урезались. Только после Берлинского конгресса (1878) евреи Белграда стали полноправными гражданами Сербии. В 1888 г. в Белграде стал выходить журнал «Эль амиго дель пуэбло» на ладино (см. Еврейско-испанский язык).

После Первой мировой войны, когда Белград стал столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев Югославии, многие евреи стали заниматься свободными профессиями, банковским делом, биржевыми сделками, а также швейным производством.

Во время вступления немцев в Белград в апреле 1941 г. в городе жило двенадцать тысяч евреев. Они были выселены, а их имущество конфисковано. В августе и октябре 1941 г. около пяти тысяч мужчин было расстреляно. Еврейские женщины и дети в декабре 1941 г. были переведены в лагерь Земун, где многие погибли от холода. Уцелевшие были уничтожены в душегубках в начале 1942 г. Молодые евреи Белграда активно участвовали в движении Сопротивления. В августе 1941 г. они влились в югославские партизанские отряды. Большинство из них погибло в боях или в тюрьмах и лагерях уничтожения.

В октябре 1944 г., сразу после освобождения Белграда, еврейская община возобновила свою деятельность. В декабре 1944 г. была вновь открыта синагога Бет-Исраэль. С основанием Государства Израиль туда переселилось около половины еврейской общины Белграда. В 1974 г. община насчитывала 1,6 тыс. человек. В 1976 г. в Белграде проживали около 1,6 тыс. евреев, в середине 1990-х гг. — около 1,5 тыс. Продолжали действовать еврейские организации, созданные в предшествующий период. В 1970–80-х гг. в Белграде проживал единственный раввин в Югославии — Ц. Данон. В Белграде находились центральные органы Федерации еврейских общин Югославии (президент Л. Кадельбург), которая фактически прекратила свое существование с распадом Югославии в 1991 г. Выходили журналы «Еврейски преглед», «Кадима» (молодежный). В первой половине 1980-х гг. в городе участились проявления антисемитизма, что было во многом обусловлено крайне проарабской позицией югославского руководства в ближневосточном конфликте. В связи с началом Ливанской войны в Белграде прошла санкционированная и, видимо, организованная властями антиизраильская демонстрация, участники которой сожгли чучело М. Бегина с изображением желтого маген-Давида (см. Отличительный знак) и надписью «юде». В конце 1980-х гг., в связи с попытками сербских лидеров установить более тесные контакты со странами Запада, отношение к евреям в Белграде начало быстро улучшаться. В 1990 г. в городе возникло Общество еврейско-сербской дружбы. В том же году открылся первый памятник евреям Белграда и всей Сербии, погибшим в годы Катастрофы (автор — белградский еврей Н. Глид). Возобновилось преподавание иудаистики (см. Наука о еврействе) в университете Белграда.

В Белграде существовали еврейский молодежный клуб и еврейский детский сад. Был широко известен еврейский хор города.

Из трех тысяч евреев, проживающих в Югославии, более половины живет в столице страны Белграде. В 1999 г., когда авиация Североатлантического союза бомбила Югославию, многие евреи, в основном женщины, дети, старики, покинули Белград, часть из них не вернулась в страну после окончания войны. Большинство евреев Белграда принадлежат к верхушке среднего класса и не придерживаются еврейского образа жизни. Наблюдается высокий процент смешанных браков; в то же время значительная часть евреев и их нееврейских супругов связаны с еврейской общиной и их дети считают себя евреями.

Основные еврейские общинные организации в Белграде: Федерация еврейских общин Югославии и Еврейский общинный центр Белграда. В Белграде есть ашкеназская синагога. Еврейские дети изучают религиозные предметы в талмуд-торе.

В Белграде работает Еврейский исторический музей, открытый в 1948 г. в старинном еврейском квартале, в здании бывшего Еврейского культурного центра. В обширной экспозиции – материал о более чем двухтысячелетней истории евреев на территории Югославии. Музей представляет собой крупный научный центр по изучению традиции и фольклора сефардских евреев и ладино.

События 1999 г. привели к резкому усилению антисемитизма, который особенно возрос в последние месяцы правления С. Милошевича в 2000 г. Евреев обвиняли в том, что они в большинстве выступают против этого правления. Белградские газеты писали, что евреям принадлежат средства массовой информации на Западе, с помощью которых производится «демонизация сербов». В 2001–2002 гг. в Белграде происходили антисемитские демонстрации, участники несли плакаты с изображением свастики. Свастику нарисовали и на здании еврейской общины. Новый президент Югославии В. Коштуница в письме к еврейской общине Белграда резко осудил любые проявления антисемитизма. В апреле 2001 г. он принял участие в церемонии памяти жертв Катастрофы в белградской синагоге.

Смотрите также

бар

Бен-Нер Ицхак

Бернштейн Эдуард

Берри Клод

Брайнин Реувен