Бен-Нер Ицхак
БЕН-НЕ́Р Ицхак (родился в 1937 г., Кфар-Иехошуа), израильский писатель, кинокритик, редактор радиопередач. Родился в семье халуцим из Белоруссии, приехавших в Эрец-Исраэль в 1921 г. и поселившихся в мошаве Кфар-Иехошуа.
В 1962–64 гг. Бен-Нер изучал в Тель-Авивском университете литературу, философию и театроведение. В 1968–83 гг. работал редактором армейской радиостанции «Галей Цахал»; в 1971 г. проходил стажировку на курсе для ведущих радиопрограмм в США. В 1983–90 гг. Бен-Нер — редактор сатирического приложения «Давар ахер» к газете «Давар», затем — сотрудник редакции газеты «Ма‘арив» и второго канала израильского телевещания.
Литературным дебютом писателя был рассказ «Адам ха-навад ха-закен» («Старик-кочевник»), опубликованный в газете «Ха-Арец» в 1954 г. под псевдоним Ран Нов; первый сборник рассказов Бен-Нера «Шки‘а кафрит» («Закат в деревне», 1976) был восторженно встречен читателями; пользовались успехом и последующие произведения писателя. Роман «Эрец рехока» («Дальняя страна», 1981), составленный из отдельных рассказов, посвящен богатому политическими событиями периоду после подписания мирного договора с Египтом. В «Мал’ахим баим» («Идут посланцы», 1987) писатель на стыке реалистической прозы и фантастики строит пародийное ироническое повествование об Израиле 21 в.; на первое место выступает мотив крушения иллюзий, связанных с устаревшей культурой, что сказывается в многочисленных параллелях с Дон-Кихотом.
В центре повествования у Бен-Нера нередко стоит антигерой, вступающий в конфликт с обществом. Так, роман «Протокол» (публиковался отдельными выпусками в 1973–83 гг.; отдельное издание в 1983 г.) строится на исповеди авантюриста, который в начале века оказался втянутым в борьбу за переустройство мира, но после тяжких испытаний разочаровался во всех многообещающих идеологиях и живет лишь надеждой на ценность своего писательского труда. В романе «Таатуон» (1989; название — неологизм писателя, составленный из слов «лабиринт» и «аттракцион») рядовые израильтяне под воздействием экстремальных ситуаций, связанных с «интифадой», вынуждены пересмотреть многие моральные нормы, дать ответы на экзистенциальные вопросы, от которых надеялись уйти. Переоценка привычной системы ценностей при столкновении с израильской действительностью часто приводит героев Бен-Нера к трагическому исходу, однако ввиду отмежевания автора от персонажей это не создает чувства безнадежности.
В 1993 г. Бен-Нер посетил Прибалтику и Белоруссию, родину своих родителей. Под впечатлением от поездки написан полуфантастический роман «Дубим ве-я‘ар» («Медведи и лес», 1995; в основе названия — ивритская поговорка «ло дубим ве-ло я‘ар» — `не было и быть не может`). Всего писатель выпустил четырнадцать книг, четыре из них — для детей, в том числе «Бе-‘иквот мавир ха-садот» («По следам поджигателя полей», 1967), «Кишона» (1978).
Бен-Нер — мастер психологического анализа, один из ведущих прозаиков так называемого Поколения государства в иврит новой литературе. Писатель удостоен нескольких литературных премий, его произведения переведены на иностранные языки, в том числе на русский. Рассказы «Закат в деревне» и «Кино» вошли в книгу «В поисках личности. Рассказы современных израильских писателей» (Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1987, и др.); рассказы Бен-Нера печатались также в журналах в России и в Израиле.