Веркор
ВЕРКО́Р (Vercors; псевдоним; настоящее имя Жан Брюллер, Jean Bruller; 1902, Париж, – 1991, там же), французский писатель и художник-график. Сын издателя, Веркор получил инженерное образование. В 1920-е и 1930-е гг. опубликовал несколько альбомов рисунков на злободневные темы: «21 рецепт насильственной смерти» (1926), «Человек, нарезанный ломтиками» (1929), «Ад» (1933), «Новый ключ к снам» (1934), «Ободряющие лики войны» (1936), «Пляска живых» (1932–38) и др.; сотрудничал в еженедельнике Народного Фронта «Вандреди» (1935) и издавал сборник сатирических рисунков «Поквартальные реестры» (1932–39). В некоторых альбомах рисунки сопровождались довольно пространными текстами, которые явились первой пробой пера будущего писателя.
В 1942 г. в условиях немецкой оккупации Веркор основал в Париже вместе с П. де Лескюром подпольное «Полуночное издательство» («Эдисьон де минюи»), первой публикацией которого стал рассказ «Молчание моря» (1941, русский перевод, 1959), напечатанный под псевдонимом Веркор (по названию лесистого предгорья Альп, где действовало Сопротивление) и воспринятый современниками как манифест непокоренной Франции. За годы войны издательство опубликовало около сорока книг. Среди них повесть Веркора «Шествие со звездой» (1943), в которой преломилась история жизни отца автора. Герой повести в 16-летнем возрасте приходит пешком из Моравии во Францию и всю жизнь воспринимает ее как страну свободы и справедливости; в годы оккупации он добровольно надевает желтую звезду, причем немцам его выдают французы. Теме антифашистского подполья посвящены рассказы «Типография “Верден”» (1947), «Глаза и свет» (1948) и др.
Роман «Оружие мрака» (1946) и его продолжение «Могущество дня» (1951), а также книга «Люди или животные?» (1952, русский перевод, 1957), роман «Гнев» (1956), цикл повестей «На этом берегу» (тт. 1–3, 1958–1960), сатирический роман «Квота, или сторонники изобилия» (в соавторстве с Коронелем, 1966, русский перевод, 1970) отражают интерес Веркора к животрепещущим социальным и моральным проблемам, которым посвящены также его публицистические произведения «Более или менее человек» (1950) и «Шаги на песке времени» (1954). Для Веркора, последовательного противника расизма, характерно представление о размежевании современного человечества на две «расы»: хищников, наделенных «инстинктами джунглей», и носителей гуманистического разума, — отразившееся в «Круговом путешествии» (1958), «Господине Прусте» (1958) и «Декабрьской свободе» (1960). Роман «Сильва» (1960, русский перевод, 1961) относится к философско-фантастическому жанру. Книга воспоминаний «Битва молчания» (1967) посвящена движению Сопротивления и работе «Полуночного издательства» в годы войны. Еврейская тема нашла отражение в эссе «Бунт человека и еврейская мысль» (1949).
Сблизившись в военные годы с участниками движения Сопротивления и коммунистами, Веркор по окончании войны стал членом Национального и Всемирного совета мира и председателем Национального комитета писателей Франции. Он был активным публицистом левого крыла вплоть до 1957 г., когда после подавления Советским Союзом революции в Венгрии (осенью 1956 г.) объявил о своем отказе от общественной деятельности (сборник эссе «Заявление об уходе», или «П. П. К.»).