Вильнюс
ВИ́ЛЬНЮС (Вильно, Вильна), столица Литовской Республики в 1939–40 гг. и с 1991 г. С 1323 г. столица Великого княжества Литовского; с 1795 г. в составе Российской империи; в 1920–39 гг. в составе Польши; в 1940–91 гг. столица Литовской ССР.
Крупнейший центр еврейской культуры до Второй мировой войны. Восточноевропейское еврейство (особенно в новое время) называло Вильнюс Иерушалаим де-Лита, то есть Литовский Иерусалим. Первые сведения о еврейской общине в Вильнюсе относятся к 1568 г., когда община получила распоряжение об уплате подушного налога. В феврале 1633 г. евреям Вильнюса была дарована грамота, позволявшая им заниматься торговлей, винокурением и любым ремеслом, не зависящим от цеховых организаций, но ограничившая район их поселения в городе.
Община Вильнюса увеличивалась за счет евреев (в том числе состоятельных и образованных) — выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около трех тысяч евреев. В 1655 г., когда Вильнюсу угрожали русские армии, почти все евреи бежали из города. С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильнюса насчитывалось 227 семейств; такое же число, или даже большее, проживало за пределами еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства. Христианское население относились к евреям враждебно; эта вражда подогревалась иезуитами и кругами католического духовенства, возглавлявшими господствовавшее в Литве движение контрреформации.
Начиная с 17 в. община Вильнюса стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса.
Когда движение просвещения (Хаскала) достигло Вильнюса, оно не встретило сопротивления со стороны общинного руководства, так как вначале это движение было здесь довольно умеренным. В конце 18 в. Вильнюс (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и окрестностей. Впоследствии арестованные были освобождены. В конце концов обе партии пришли к соглашению, и в новое руководство были избраны представители как митнагдим, так и хасидов. Хасидам разрешили молиться отдельно.
Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение. Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г. Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 г. в городе была основана раввинская семинария. В Вильнюсе жили и принимали участие в общественной жизни видные писатели Хаскалы — Аврахам Дов (Адам ха-Кохен) Лебенсон и его сын Миха Иосеф (Михал) Лебенсон, А. М. Дик, Калман Шульман, Иехуда Лейб Гордон и другие.
Согласно переписи 1897 г., число евреев в Вильнюсе равнялось 63 831, что составляло 41,5% всего населения города. Перенаселенность и рост безработицы привели к массовой эмиграции в основном в США и Южную Африку. Немногие присоединились к первой и второй алие.
В 90-х гг. 19 в. Вильнюс стал местом встреч евреев-социалистов. Съезд еврейских социал-демократов состоялся в 1895 г., а в 1897 г. еврейская рабочая партия Бунд созвала свой учредительный съезд в Вильнюсе, который стал затем центром деятельности этой партии. В 1902 г. сапожник Хирш Леккерт пытался застрелить виленского генерал-губернатора, расправившегося с первомайской демонстрацией. Покушавшийся был приговорен к смертной казни и повешен. В 1900 г. евреи пережили вспышку антисемитских настроений христианского населения в связи с делом Блондеса, на которого был возведен кровавый навет (обвиняемый был полностью оправдан в 1902 г.).
В начале 20 в. Вильнюс стал центром сионистского движения в России (см. Сионистское движение в отдельных странах. Европа. Литва. Россия — Советский Союз). В городе наблюдался расцвет литературы на иврите и идиш (см. Иврит новая литература; Идиш литература). В 1903 г. Вильнюс посетил Теодор Герцль, горячо встреченный еврейским населением. Сионистский лидер Шмарьяху Левин был избран виленским депутатом в Государственную думу России. Ортодоксальные круги организовались под руководством раввина Хаима Озера Гродзенского и потом объединились в Агуддат Исраэль. Среди многочисленной периодики, издававшейся в Вильнюсе, была ежедневная газета на иврите «Ха-Зман». На средства, пожертвованные Маттитьяху Страшуном, была основана прекрасная еврейская библиотека.
Период между двумя мировыми войнами характеризуется плодотворной общественной и культурной деятельностью евреев Вильнюса, хотя включение Вильнюса в состав Польши (1920) неблагоприятно отразилось на экономике города. В это время была учреждена сеть начальных, средних и ремесленных школ, а также педагогических институтов с преподаванием на иврите и идиш. В этот период Вильнюс был международным центром еврейской культурной и литературной жизни на языке идиш. Здесь выходили утренние и вечерние газеты на идиш и многочисленные общественно-политические, литературные, педагогические, научные и другие журналы.
Еврейское историко-этнографическое общество, основанное С. Ан-ским, создало в 1919 г. музей и архив. Научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (ИВО) был основан в Вильнюсе в 1925 г. В деятельности ИВО приняли участие известные ученые З. Рейзен, М. Вайнрайх, З. Калманович, М. Эрик и другие. В Вильнюсе жили и участвовали в общественной жизни такие писатели, как Х. Граде, Ш. Качергинский, М. Кульбак, А. Суцкевер; все они, кроме Кульбака, входили в состав группы Юнг Вилне. Видную роль в издательском и типографском деле сыграл виленский издательский дом Ромма. Роммовские издания Талмуда и других важнейших произведений еврейской религиозной литературы продолжают переиздаваться до сих пор фотомеханическим способом в Израиле и США. Два тома известных роммовских мишнайот (см. Мишна) вышли в свет в 1938 г.
В октябре 1939 г. Вильнюс перешел к Литве. Многочисленные беженцы из Польши, находившиеся в городе, ставшем литовской столицей, хотели спастись от надвигающейся войны. Среды них были раввины и ученики иешив из Мира, Барановичей и других населенных пунктов, члены сионистских организаций, писатели, журналисты, общественные деятели. Многим из них удалось получить визы на въезд в колонию Нидерландов Кюрасао от консула этого государства в Вильнюсе. Для проезда в Кюрасао консул Японии в Каунасе С. Сухигара (единственный японец, которому в Израиле было присуждено звание праведника народов мира; см. Хасидей уммот ха-‘олам) выдал большое количество японских транзитных виз (не имея на это разрешения министерства иностранных дел Японии), благодаря чему с октября 1940 г. по август 1941 г. в Японию въехали 3489 еврейских беженцев. В начале 1941 г. японское министерство иностранных дел разрешило беженцам остаться на территории Японии или в оккупированных районах Китая.
В июне 1940 г. Литва была присоединена к СССР. Советские власти закрыли еврейские культурные учреждения и наложили запрет на деятельность сионистских организаций. Все некоммунистические издания на идиш были запрещены. Сионисты, бундовцы и «буржуазные элементы» были высланы в 1941 г. в глубь СССР; многие из них были заключены в тюрьмы и концлагеря, где лишь немногим удалось выжить.
24 июня 1941 г. в Вильнюс вошли германские войска. В оккупированном городе оказалось около 60 000 евреев. В первые дни оккупации литовские националисты уничтожили тысячи евреев. Убийства происходили в квартирах, принадлежавших евреям. 30 июля в город прибыла эйнзацкоманда 9, подразделение эйнзацгруппен «В», которая при помощи литовской вспомогательной полиции и частей вермахта уничтожила в июле–августе 1941 г. в Панеряе (Понары) тридцать тысяч евреев Вильнюса. 4 июля в Вильнюсе был создан юденрат из десяти человек. Наряду с массовыми расстрелами происходил централизованный грабеж еврейского населения. Так, 6 августа юденрат Вильнюса получил приказ собрать около двух миллионов рублей. Было собрано и сдано германским оккупационным властям полтора миллиона рублей, 16,5 кг золота и 189 часов. В отчете об уничтожении евреев Вильнюса говорилось, что у 500 жертв было изъято 460 тыс. рублей и много ценностей. 2 сентября 1941 г. несколько членов юденрата Вильнюса были расстреляны за то, что вовремя не организовали доставку десяти тысяч человек.
6 сентября 1941 г. в Вильнюсе были созданы два гетто. В первом было сконцентрировано около двадцати тысяч человек, включая так называемых специалистов, и трудоспособное население с семьями. Во втором гетто были заключены нетрудоспособные. В середине октября оно было ликвидировано. Все его узники расстреляны в Понарах. В конце 1941 г. в Вильнюсе оставалось одно гетто, в котором было заключено около двадцати тысяч человек.
В 1942 г. – первой половине 1943 г. в Вильнюсе не проводилось акций по уничтожению еврейского населения. В гетто были созданы многочисленные мастерские, первоначально обслуживавшие нужды узников. В феврале 1943 г. в гетто функционировали 28 мастерских (16 в легкой промышленности и сфере обслуживания и 12 механических). Большинство заказов поступало с «арийской стороны». Возглавивший юденрат вильнюсского гетто с середины июля 1942 г. Я. Генс, командовавший также полицией гетто, пытался убедить оккупационные власти в целесообразности использования еврейской рабочей силы. Он пытался внушить жителям гетто, что «пока работает производство в гетто и команды за его пределами, мы можем надеяться, что мы очень нужны и незаменимы». По его распоряжению в гетто был повешен плакат «Еврейская женщина, помни, — работа спасает жизнь». Несмотря на полный запрет для евреев на получение какого-либо образования, в гетто были открыты учебные заведения. Уже в первые дни оккупации была создана школа, в которую записались 2700 детей в возрасте от 5 до 14 лет. Многие из них погибли во время массовых казней еврейского населения в июле–августе 1941 г. Осенью 1941 г. работали два начальных класса и несколько классов средней школы. С января по декабрь 1942 г. число учителей увеличилось с 23 до 72, учеников — с 390 до 1405. Занятия в школе велись на идиш. Большое внимание в гетто уделялось медицинской помощи населению и санитарному состоянию гетто. Больше всего сотрудников юденрата в Вильнюсе работало в отделе здравоохранения (360 человек). В санитарной службе работали врачи, были открыты две гигиенические станции, где людям бесплатно выдавали мыло. Уже в июле 1941 г. в гетто была открыта больница на 160 мест. Через год число коек возросло до 237. В больнице работали 26 врачей.
В конце января 1942 г. в гетто была создана Объединенная боевая организация ФПО (Фарейникте партизанер организацие), руководимая И. Виттенбергом, И. Глазманом (1908–43), А. Ковнером. В составе организации насчитывалось несколько сот человек. В январе появилась листовка подпольщиков, написанная А. Ковнером, в которой был первый призыв к евреям в оккупированной Европе к восстанию: «Нас не поведут, как овец, на бойню! Еврейская молодежь, не дай сбить себя со своего пути. Сомневающиеся! Избавьтесь от сомнений! Ваши дети, ваши мужья, ваши жены погибли. Понары — это не лагерь. Их всех убили там». Подпольщики запасались оружием, происходили вооруженные столкновения с немцами. Подпольщики сорвали предпринятую нацистами попытку вывезти в Германию ценные коллекции ИВО. В 1942–43 гг. вооруженные боевые группы из вильнюсского гетто отправлялись в леса, где создавали партизанские отряды. Первым таким отрядом был отряд «Некомэ» («Месть»), состоявший полностью из узников вильнюсского гетто (более двухсот человек) под командованием И. Глазмана. Отряд базировался в районе озера Свислочь. Позднее отряд был расформирован, его бойцы вошли в отряды партизанской бригады Маркова, в частности, в отряд «Вильнюс». В Рудницкой Пуще (в 40 км от Вильнюса) было создано четыре еврейских партизанских отряда, где подавляющее большинство составляли бойцы Сопротивления антинацистского из Вильнюсского гетто. Два из них — отряд «Борьба» под командованием М. Баселеницкого и отряд «Смерть фашизму!» вошли в состав литовских партизанских соединений. Отряды «За победу!» (командир С. Каплинский) и «Мститель» (командир А. Ковнер) оставались еврейскими. В 1944 г. они вместе с частями советской армии приняли участие в боях за освобождение Вильнюса.
После приказа рейхсфюрера СС (см. СС и СД) Г. Гиммлера от 21 июля 1943 г. о ликвидации всех гетто на оккупированной территории СССР началась ликвидация гетто Вильнюса. В июле–октябре 1943 г. подавляющее большинство узников были вывезены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. Еврейские боевые группы оказывали вооруженное сопротивление депортации. Глава юденрата Я. Генс был обвинен гестапо в пособничестве подпольщикам и расстрелян 15 сентября 1943 г. Тяжелые условия содержания в концлагерях Эстонии способствовали массовой смерти узников. Концлагеря были ликвидированы в сентябре 1944 г. накануне вступления в Эстонию советских войск. Часть узников была уничтожена, а часть перевезена на территорию Германии. Группа членов ФПО из Вильнюса, попавшая в концлагеря в Эстонию, смогла установить контакты с партизанами. Руководителями группы были Л. Опескин и Я. Бергольский. Подпольщики достали оружие и когда 10 июля 1944 г. части СС окружили лагерь, смогли оказать вооруженное сопротивление. Около 100 заключенным удалось вырваться из лагеря.
13 июля 1944 г. Вильнюс был освобожден советской армией. К началу 1945 г. еврейское население города составляло около 600 человек, в 1959 г. — 16 354 человека. Многие из бойцов еврейских партизанских отрядов и заключенных концентрационных лагерей уехали в Эрец-Исраэль, а после образования еврейского государства — в Израиль или выехали в другие страны мира. Часть евреев Вильнюса смогла выехать в Польшу в качестве бывших польских граждан по соглашению о репатриации между Польшей и Советским Союзом от 6 июня 1945 г. (см. Польша. Евреи Польши в послевоенный период).
После войны власти не допустили возрождения даже тех ограниченных форм еврейской жизни, которые существовали в советской Литве в 1940–41 гг. (в городе действовала только одна синагога; в 1944–49 гг. функционировала школа с преподаванием на идиш, Государственный еврейский музей, детский сад). В конце 1940-х гг. было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище, находившееся в районе Шнипишкес; останки Элияху бен Шломо Залмана, его родственников и учеников, а также В. Потоцкого были перенесены с него на новое кладбище Судярвес. В 1951 г. переименованы улицы с еврейскими названиями — Жиду (Еврейская), Гаоно, Страшуно (названия восстановлены в 1992 г.). Не существовало еврейской печати и театра. В середине 1960-х гг. было ликвидировано Зареченское еврейское кладбище, существовавшее с 1828 г. Останки лишь немногих, в их числе останки основателя Бунда А. Кремера, писателя Ш. И. Финна и некоторых других, были перенесены на кладбище Судярвес; могильные камни с Зареченского кладбища использовались при строительстве зданий. Преднамеренное затушевывание советскими властями еврейской национальной принадлежности жертв нацизма и запрещение еврейской культуры вызвали среди еврейской молодежи чувство протеста, усугубившее чувство солидарности с Израилем. Только в конце 1960-х гг. власти разрешили основать в Вильнюсе еврейскую любительскую труппу, которая ставила пьесы Шалом Алейхема и других классиков на идиш. После Шестидневной войны (1967) солидарность с Израилем стала еще более выраженной, и Вильнюс стал одним из важных центров движения за алию. Начиная с 1971 г. значительное число евреев Вильнюса репатриировалось в Израиль.
Иногда республиканские и городские власти решались на послабления для евреев (они совпадали с периодами «оттепелей», инспирировавшимися из Москвы, но были более радикальны). В 1956 г. здесь начали выступать с концертами еврейской песни Б. Хайтовский и выпускница Вильнюсской консерватории Нехама Лифшиц. В 1971 г. был создан самодеятельный еврейский ансамбль «Файерлах» с вокальной, инструментальной и танцевальной группами; в 1977 г. была организована театральная группа на идиш. В Литве была менее жесткая, чем в других республиках Советского Союза, политика по отношению к желающим выехать в Израиль. Эти тенденции связывали с именем влиятельного эксперта по еврейскому вопросу, члена ЦК компартии Литвы, главного редактора газеты «Тиеса» (в 1945–70 гг.) и журнала «Коммунист» (в 1970–85 гг.) Г. Зиманаса (1910–85; см. также Литва), который в те же годы публиковал свои антисионистские книги и статьи.
В 1970 г. в Вильнюсе проживало 16 486 евреев (4,4% от всего населения), в 1979 г. — 10 723 еврея (2,3%), в 1989 г. — 9109 евреев (1,5%). Сокращению численности еврейского населения Вильнюса способствовало соглашение о репатриации между Польшей и Советским Союзом, заключенное в 1956 г., и выезд значительной части евреев Вильнюса в 1970–80-х гг. в Израиль и другие страны мира.
В 1989 г. в Израиль из Вильнюса приехало 289 человек, в 1990 г. — 2414, в 1991 г. — 934 человека, в 1992 г. — 350 человек, в 1993 г. — 305 человек. По оценкам Еврейского агентства, к началу 1994 г. в Вильнюсе оставалось около пяти тысяч евреев. В середине 1990-х – начале 2000-х гг. продолжалась репатриация евреев Вильнюса в Израиль, а также выезд в другие страны мира. Так, из вильнюсского аэропорта в Израиль на постоянное место жительства вылетело: в 1994 г. — 429 человек, в 1995 г. — 345, в 1996 г. — 381, в 1997 г. — 348, в 1998 г. — 321, в в 1999 г. — 269, в 2000 г. — 283 человека, в 2001 г. — 238 человек, в 2002 г. — 139.
Радикальные изменения политики властей по отношению к еврейскому меньшинству произошли на последнем этапе так называемой перестройки в Советском Союзе. В сентябре 1988 г. было учреждено Общество возрождения еврейского самосознания «Ткума» (председатель Г. Альпернас); в Вильнюсе были открыты официальные курсы иврита, еврейская библиотека. С марта 1989 г. по январь 1990 г. общество выпустило семь номеров бюллетеня «Эцлейну». С января 1989 г. литовское радио стало вести еженедельные передачи на идиш. В марте 1989 г. в Вильнюсе состоялось учредительное собрание Общества культуры евреев Литвы. Председателем был избран филолог, специалист в области еврейско-литовских литературных связей, деятель литовского движения за независимость «Саюдис» Э. Зингерис (в том же году избран от «Саюдиса» депутатом Верховного Совета Литвы; позднее — депутат сейма). С июня 1990 г. по февраль 1992 г. общество возглавлял писатель Г. Канович (в 1989–91 гг. — депутат Верховного Совета СССР). В ноябре 1991 г. общество преобразовано в еврейскую общину Литвы, в феврале 1992 г. (после отъезда Г. Кановича в Израиль) ее председателем избран С. Альперавичюс.
Вильнюс становится центром различных еврейских общественных организаций Литвы. В январе 1989 г. возобновил деятельность спортивный клуб «Маккаби», существовавший в Вильнюсе с 1916 г. по 1939 г. В марте 1989 г. был организован Союз студентов-евреев Литвы. Начала восстанавливаться еврейская пресса. С октября 1989 г. выходит газета «Литовский Иерусалим» на русском (до трех тысяч экземпляров), идиш (до одной тысячи экземпляров), литовском (500 экземпляров) и английском (с апреля 1992 г.) языках (вариант газеты на идиш придерживался не советизированной орфографии, а международной, нормы которой были разработаны в 1920–30-е гг. в Вильнюсе, в ИВО). В 1995 г. издание газеты возобновлено.
Летом 1988 г. проводилась выставка еврейского культурного наследия Литвы. В 1989 г. открылась Вильнюсская государственная еврейская школа для детей и взрослых. Решением Совета министров Литовской ССР от 6 сентября 1989 г. восстановлен Государственный еврейский музей (директор Э. Зингерис), основанный С. Ан-ским и функционировавший в 1919–41 гг. и 1945–49 гг. (см. выше). В Книжной палате Литвы в 1989 г. открыт сектор еврейской литературы. С 1990 г. профессор М. Шубас возобновил в Вильнюсском университете чтение лекций по иудаистике (см. Наука о еврействе). В этом же году вышла в свет монография С. Атамукаса «Евреи в Литве». В 1991 г. вышла книга Г. Аграновского (родился в 1937 г.) и Ирины Гузенберг (родилась в 1940 г.) «Литовский Иерусалим». В 1993 г. в Вильнюсе действовали дневная еврейская школа (пять классов, 95 учеников от шести до десяти лет) и еврейский детский сад (две группы, 35 детей от двух до семи лет). В 1991 г. вакантное место раввина Хоральной синагоги занял приглашенный из Великобритании Д. Смит (с октября того же года до 1994 г. — главный раввин Вильнюса). В 1991 г. открылась иешива. С 1994 г. активно участвует в еврейской религиозной жизни раввин движения Хабад Б. Кринский.
Действует детский и молодежный клуб «Илан», Еврейский культурный клуб, инструментальная группа «Литовский Иерусалим». Существует еврейское молодежное движение Бетар, Союз еврейских ученых и интеллектуалов «Вигор», детский центр имени Я. Корчака. В Вильнюсе при помощи Джойнта действует организация «Хесед», оказывающая большую помощь пожилым и больным людям. Так, более ста человек из Вильнюса и окрестностей получают бесплатные обеды. Под руководством Н. Ефрос действует консультативный медицинский центр «Эзра».
Важное направление деятельности еврейских организаций Вильнюса — увековечение памяти жертв Катастрофы. В ноябре 1989 г. на еврейском кладбище в Вильнюсе открыт памятник погибшим. В 1990 г. 2-я конференция Общества культуры евреев Литвы объявила период с 22 июня 1990 г. до 22 июня 1991 г. Годом скорби. Сооружен новый памятник (старый взорван в 1952 г.) в Понарах (архитектор Я. Макарюнас). Открытие памятника состоялось в 1991 г. с участием литовских официальных лиц и председателя израильского Кнесета Д. Шиланского, бывшего узника гетто в Литве. В День геноцида евреев Литвы 23 сентября 1991 г. (день ликвидации гетто в Вильнюсе в 1943 г.) по всей республике прошли траурные митинги, открылась выставка в Литовской национальной библиотеке. В июле 1993 г. открыт мемориал на улице Субачюс, где летом 1944 г. были расстреляны 400 евреев. В траурной церемонии участвовали президент республики А. Бразаускас, премьер-министр А. Шляжявичюс, гости из Израиля и других стран. В октябре 1993 г. состоялась международная научная сессия, посвященная 50-летию ликвидации вильнюсского гетто. На средства городских властей были установлены памятники на улице Месиню (территория бывшего гетто) и на месте, где находилось Шнипишкское кладбище, несколько новых памятников было установлено на кладбище Судярвес на средства, собранные евреями США и Израиля.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Вильнюсе функционировали две еврейские школы: государственная еврейская средняя школа имени Шалом Алейхема (в 2000/2001 учебном году 207 учеников), частная религиозная средняя школа Бейт-Менахем (в 2001 г. — 56 учеников). Действует еврейский детский сад. В 1993 г. начал функционировать Центр изучения иудаистики при Вильнюсском университете (руководитель профессор М. Субас). В Литовской государственной библиотеке имени М. Мажвидаса открыт отдел иудаистики (заведующая отделом Эсфирь Брамсон-Алаперне), который располагает большой коллекцией редких еврейских книг. Большое количество книг по еврейской истории, в первую очередь Катастрофы, в Литве издает Государственный еврейский музей имени Виленского Гаона (директор Э. Зингерис).
С середины 1990-х гг. различные курсы по истории евреев читаются в Вильнюсском педагогическом университете. В 1997 г. в Вильнюсе состоялась научная конференция, посвященная 200-летней годовщине смерти Виленского Гаона «Виленский Гаон и наследие еврейской культуры», в работе которой участвовали ученые из шести стран.
Власти и общественность республики поддержали возрождение еврейской жизни. В мае 1990 г. Верховный Совет Литвы принял специальную декларацию, в которой осуждается геноцид евреев в годы войны и участие в нем литовцев. В 1994 г. эта позиция подтверждена президентом во время визита в Израиль. В декабре 1990 г. еврейской культуре и истории был посвящен специальный номер литовского журнала «Крантай». В марте 1992 г. городской совет Вильнюса переименовал одну из площадей города в площадь Жертв гетто.
В 1997 г. состоялась международная научная конференция, посвященная геноциду европейских евреев. Международный фестиваль «Шалом», в котором участвуют музыканты из Литвы, Латвии, Израиля, США, России, Швеции и других стран, в 1997 г. был посвящен еврейскому театру, существовавшему в вильнюсском гетто. В сентябре 2000 г. президент Литвы В. Адамкус наградил тех, кто спасал евреев (42 человека, 23 из них посмертно), Крестом за спасение погибающих. 24 сентября 2000 г. в Вильнюсе была открыта мемориальная доска в память о бойцах ФПО, сражавшихся с фашистами в сентябре 1943 г.
Вместе с тем, в 1990-х – начале 2000-х гг. в Вильнюсе происходило определенное количество антиеврейских инцидентов: так, были осквернены могилы евреев, на стенах еврейских общественных зданий появились антисемитские лозунги и изображения свастики. Часто появляются антисемитские статьи в газетах. Например, в газете «Летувос айдас», называющей себя «государственной газетой», в номере от 17 сентября 2000 г. была опубликована статья Л. Кяулейкиса «Перекресток», в которой автор писал: «Кто, “освободив” Литву, начал вывозить элиту народа в Сибирь? Русские. А кто был организатором и пособником этой человекоубийственной акции? Евреи. Ведь их было полно, как тараканов». Литовские суды крайне снисходительно относятся к литовским военным преступникам, участвовавшим в массовом уничтожении евреев. Так, К. Гимзаускас был в 1993 г. выдан США Литве и предан суду по обвинению в убийстве евреев. Суд счел его слишком больным, чтобы отбывать наказание в тюрьме. Был признан больным и не был отдан под суд бывший начальник полиции безопасности Вильнюсского района А. Лилейкис, обвиненный в уничтожении евреев в годы Катастрофы.