Герсонид
ГЕРСОНИ́Д (Gersonides; Леви бен Гершом, акроним Ралбаг, רַלְבַּ"ג; известен также под именем Маэстро Лео де-Баньоль, Magister Leo Hebraeus; 1288, Баньоль-сюр-Сез, Франция, – 1344, Перпиньян?), философ, математик, астроном и комментатор Библии. Жил в Оранже и непродолжительное время в Авиньоне. О жизни Герсонида известно немного. Умственные интересы Герсонида были весьма широки и охватывали многие области человеческого знания, в развитие которых он внес значительный вклад.
Последовательнее других средневековых еврейских философов Герсонид придерживался принципов системы Аристотеля. Утверждая, что Тора не может запретить считать верным то, признание чего диктуется разумом, он принимал ряд выводов, вытекающих из системы Аристотеля, несмотря на их видимое противоречие догматам иудаизма (см. ниже).
Главный философский труд Герсонида «Сефер милхамот ха-Шем» («Книга войн Господних») написан в 1317–29 гг. Книга состоит из шести частей, трактующих следующие темы: бессмертие, доказательство которого Герсонид основывает на принципах средневекового реализма — учения о реальном существовании общих понятий (универсалий). Носитель общих понятий — приобретенный разум — может пережить тело;предвидение и пророчество (см. Пророки и пророчество), которые Герсонид стремится сочетать с принципом свободы воли. В пророчестве, согласно Герсониду, человеческий ум вступает в общение с универсальным разумом, благодаря чему и возможны предсказания пророков;Божье всеведение, которое, по Герсониду, распространяется на общие законы природы, но не на многообразные детали мира явлений, и ограничено свободой человеческой воли;Божий промысел, который заботится о всех существах, хотя и не в равной мере. Согласно Герсониду, степень попечительства Божественного промысла о каждом существе пропорциональна степени его развития и близости к деятельному разуму;астрономия и ее метафизические основы. Раздел, посвященный астрономии, не вошел в печатное издание труда Герсонида. Он был переведен на латинский язык по приказанию папы Климента VI (1342) и приобрел большой авторитет среди христианских ученых;творение и чудеса. В противоположность Маймониду и в соответствии с принципами Аристотеля, Герсонид отвергал идею творения из ничего и утверждал, что Бог сотворил мир из бесформенной и бескачественной первоматерии, придав ей сущность, форму, движение и жизнь. Из этой материи произошли все подлунные существа и небесные тела, за исключением отдельно существующих разумов, являющихся непосредственными эманациями Божества. Чудеса, согласно Герсониду, совершаются не Богом и не пророками, но деятельным разумом и подчинены своим особым законам. Чудесам, описываемым в Библии, Герсонид старается дать естественное объяснение.
Взгляды Герсонида вызвали резкое противодействие со стороны еврейских религиозных авторитетов, которые обвинили его в ереси. Философские взгляды Герсонида нашли отражение и в его комментариях к Библии. В своем обширном комментарии к Пятикнижию Герсонид предпринимает попытку рационального построения Галахи, исходя из девяти принципов логики; ими он заменяет 13 традиционных методов толкования Библии, которые разработал Ишма‘эль бен Элиша (см. также Герменевтика). Аллегорические толкования Пятикнижия Герсонид осуждает.
Кроме астрономии, он занимался также различными разделами математики. Особенно значителен его вклад в тригонометрию. В трактате «О синусах, хордах и дугах» (переведен на латинский язык, 1342) Герсонид самостоятельно разработал теорему синусов (теорема о прямой пропорциональности синусов углов треугольника противоположным сторонам). Вычисленная Герсонидом таблица синусов правильна до пятого десятичного знака. Герсониду принадлежит также несколько технических изобретений, нашедших применение в оптике и навигации.