Голдман Эмма
ГО́ЛДМАН Эмма (Goldman, Emma; 1869, Ковна, – 1940, Торонто), общественный деятель и литератор. Получила традиционное еврейское воспитание, но с детства бунтовала против его принципов. Вопреки воле отца, считавшего, что девочкам образование не обязательно, стремилась к знаниям, увлекалась чтением, особенно идеями Н. Чернышевского. В 1885 г. оставила родительский дом и эмигрировала в США, где начала работать в швейной промышленности и вскоре вышла замуж.
После выступлений рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г. и казни семи возглавлявших их анархистов в 1887 г. (Голдман называла эти события своим «духовным рождением») она сблизилась с кружками анархистов — выходцев из России и Германии. Наибольшее влияние оказал на нее видный идеолог анархизма А. Беркман (1870–1936), с которым она была связана многие годы. В 1889 г., уйдя от мужа, Голдман переехала в Нью-Йорк и посвятила себя общественной деятельности. Она с успехом выступала перед рабочими, сначала на идиш, затем также на немецком и английском языках.
Первые речи Голдман были посвящены борьбе за сокращение рабочего дня, но впоследствии основное место в ее ярких выступлениях заняли вопросы свободы слова, свободы личности, в том числе права на свободную любовь как для мужчин, так и для женщин, на применение противозачаточных средств. Последнее принесло ей скандальную известность даже среди феминисток. Большинство из них не разделяло радикальных взглядов Голдман на институт брака, на воспитание девушек и на ее убежденность в том, что избирательное право само по себе не обеспечит женщинам равенства в обществе (см. Феминистское движение).
Голдман издавала журнал «Mother Earth» («Мать-земля», 1906–1918), в котором разоблачались несправедливость и безнравственность американского общества, а также «национальный атавизм». Журнал призывал сделать Землю «домом для всех людей». Благодаря лекциям и журналу Голдман стала одним из признанных лидеров американских анархистов.
После того как в 1892 г. А. Беркман совершил террористический акт (ранил директора сталелитейного завода за жестокое подавление рабочих волнений), анархистская деятельность Голдман стала объектом внимания властей. В 1893 г. она была приговорена к годичному тюремному заключению за подстрекательское выступление на демонстрации безработных; в 1901 г. ее привлекли к судебной ответственности за соучастие в убийстве президента США У. Мак-Кинли, но оправдали.
В начале Первой мировой войны Голдман выступала с лекциями и статьями против обязательной воинской повинности, за что подверглась полуторагодичному тюремному заключению, а в 1919 г. была депортирована в Россию вместе с А. Беркманом и другими «враждебными элементами». После октябрьского переворота Голдман выражала горячую симпатию к Советской России, но почти три года, проведенные там, и особенно подавление Кронштадтского восстания привели к полному разочарованию в советском режиме. В 1921 г. она бежала из России и затем жила в основном в Великобритании, где продолжала лекционную и литературную деятельность, отстаивая анархизм как идеологию, отвечающую природе человека; она обличала капиталистическую эксплуатацию, но также подавление личности при коммунистическом режиме.
Голдман была непримиримым борцом против национал-социализма. В период гражданской войны в Испании она активно поддерживала антифашистов, в 1936 г. выступала с пламенными речами в Барселоне и пользовалась среди каталонских анархистов большим авторитетом. В последние годы жизни Голдман уделяла большое внимание вопросу о связи разных форм тоталитаризма, в том числе гитлеризма и сталинизма.
Голдман отошла от еврейской религии и демонстративно нарушала ее установления, например, устраивала пикники или танцевальные вечера в Иом-Киппур, однако не скрывала своего еврейства, выступала против проявлений антисемитизма, в том числе в Советском Союзе, считала, что своей деятельностью продолжает традиции борьбы за свободу человека, укорененные в еврейском духовном наследии.
Среди книг Голдман наиболее известны: «Анархизм и другие эссе» (1910), «Торговля женщинами» (1916), «Мое разочарование в России» (1923, 1924), «Моя жизнь» (тт. 1–2, 1931).